Диссертации по истории, автореферат и диссертация на тему Этнография, этнология и антропология Специальность ВАК РФ: 07.00.07
История изучения хантыйского фольклора, XIX-XX вв.
Волдина, Татьяна Владимировна — Томск, 2000Хронологические рамки охватывают весь период изучения хантыйского фольклора, начиная с первых записей его образцов и по настоящее время. Этот период длится с 4 0-х гг. XIX в. по конец XX в...
История изучения Хантыйского фольклора (ХIХ-ХХ вв.)
Волдина, Татьяна Владимировна — Томск, 2000Хантыйский язык относится к финно-угорской группе уральской языковой семьи. Ближайшие родственники хантов по языку и культуре - манси (в научной литературе эти два народа называют обскими уграми), следующим по языковой близости народом являются венгры. Более отдалены финноязычные народы, проживающие в России, Эстонии и Финляндии. Этим родством...
История формирования современной родовой структуры гыданских ненцев
Квашнин, Юрий Николаевич — Москва, 2000Гыданские ненцы являются одной из групп сибирских тундровых ненцев. Наряду с нганасанским, энецким и селькупским, язык ненцев входит в самодийскую группу уральской семьи языков. По антропологическим признакам ненцы относятся к монголоидам. Основными хозяйственными занятиями ненцев являются оленеводство, рыболовство, охота и собаководство...
Календарная система в традиционной культуре селькупов
Колесникова, Светлана Юрьевна — Томск, 2000У людей различных культур на последовательных стадиях истории человечества представления о времени были разными. "В различных общественных структурах мы найдем весьма непохожие одна на другую категории времени" (Гуревич, 1972 : 17). Очевидно, что фиксация особенностей восприятия времени и времясчисления представителями тех или иных обществ может...
Концепция жизни и смерти в культуре этноса
Бравина, Розалия Иннокентьевна — Якутск, 2000В полной мере это относится и к народу саха, больше известному под названием "якуты", в течение всей истории существования которого тема выживания и адаптации имела принципиальное значение. По словам первого президента Республики Саха (Якутия) М.Е.Николаева, народ саха, которому "судьбой определена труднейшая доля жить в самых экстремальных...
Коран как историко-этнографический источник и литературный памятник
Резван, Ефим Анатольевич — Санкт-Петербург, 2000Вторая часть работы, также как и переводы из тафсйров, которые ее дополняют, появилась в связи с подготовкой в рамках Исламоведческого семинара Санкт-Петербургского Филиала Института востоковедения РАН текстов для Хрестоматии по исламу и подготовкой к печати перевода Корана, выполненного Д.Н. Богуславским5...
Культ хищных птиц у народов Средней Азии и Казахстана
Симаков, Георгий Николаевич — Санкт-Петербург, 2000При этом, как бы само собой разумеется, что определенные выше задачи включают в себя и задачу публикации новых (полевых и архивных) сведений, и впервые — сведение разрозненных данных по этому вопросу в одной работе. Мы хотели бы подчеркнуть, что исследование в целом и отдельные его аспекты (в силу того, что осмысление материалов, имеющих отношение...
Межэтническая толерантность и этническое самосознание в условиях крупного полиэтничного города
Козлов, Вадим Евгеньевич — Уфа, 2000Появление этносоциологии как самостоятельной научной дисциплины, связывается с проведением во второй половине 1960-х годов массовых этносоциологических исследований в различных частях Советского Союза. Татарская АССР, единственная из российских автономий, стала моделью для широкомасштабных этносоциологических исследований, проводившихся во второй...
Миф и функционирование религиозного культа в заговорно-заклинательном ритуале карачаевцев и балкарцев
Каракетов, Мурат Джатдаевич — Москва, 2000В ритуале обнаруживается этнокультурная конъюнкция, организующая и стимулирующая система этнической общности в основном в мировоззренческом плане. Дизъюнктивных моментов в таком понимании ритуал не предполагает. Религиозный культ в заговорно-заклинательном ритуале (см. третью главу исследования) сложился в самодовлеюще целостное схематизированное...
Мифоритуальный комплекс канури: опыт реконструкции доминантных символов
Бондарев, Дмитрий Геннадиевич — Санкт-Петербург, 2000Как принято считать, современные канури ведут свое происхождение от населения раннегосударственного образования Канем (впоследствии Борну), упоминаемого арабскими географами с IX века. В африканистике существует давняя полемика, связанная с политогенезом Канема. На роль политогенетического "генератора" Канем-Борну различными исследователями...
Монгольские смычковые инструменты, их роль и место в культуре народов Центральной и Восточной Азии
Демин, Андрей Григорьевич — Улан-Удэ, 2000Особенно остро проблема актуальности более углубленного подхода к изучению этнокультур отмечается в отношении кочевых народов Азии, культурно-историческая роль которых для человечества раскрыта, на наш взгляд, пока еще не в той степени, коей она заслуживает1. В то же время...
Народная медицина коми-пермяков конца XIX - начала XX века
Мальцев, Герман Иванович — Кудымкар, 2000Таким образом, всестороннее и глубокое исследование традиционной медицины представляет несомненный теоретический и практический интерес, позволяет выявить и обосновать способы диагностики и лечения заболеваний, народно-медицинские знания, определить место народного врачевателя в системе отношений общества и окружающего мира...
Народная традиция православного паломничества в России в XIX - XX веках
Поплавская, Христина Владимировна — Москва, 2000Известно, что учение православной церкви основывается прежде всего на зафиксированных в писаниях Ветхого и Нового Заветов откровениях Бога человечеству. Эти откровения имеют фундаментально-мировоззренческий характер, а заповеди — нравственно-регулятивный смысл, одинаковые для всех православных народов. Однако, даже христианство Евангелия не...
Народные магико-медицинские практики, традиция и современность
Харитонова, Валентина Ивановна — Москва, 2000Явление, обозначенное мною как народные магико-медицинскис практики, представляет собой ту часть народной медицины, которую, в отличие от практического народного лекарства, именую» обычно ^иррациональной медициной» и рассматривают чаще всего в рамках мифопоэтического анализа. Эта часть народномедицинской традиции неразрывно связана с...
Народоведение в школе
Грабарник, Татьяна Николаевна — Москва, 2000Органы власти столичного региона, руководители учебных заведений, московские педагоги, деятели общественных организаций предпринимают усилия по гармонизации межэтнических отношений в сфере образования: формируется система школ с этнокультурным (национальным) компонентом, в программы некоторых образовательных учреждений включаются дисциплины...
Национально-культурные объединения Республики Бурятия и этнополитическая ситуация в регионе
Ирильдеева, Лидия Германовна — Москва, 2000Пример Республики Бурятия является весьма интересным. Этнополитическая ситуация в этом регионе имеет как уникальные, так и типичные свойства. Для выявления типологических параллелей с другими российскими регионами необходимо рассмотреть такие аспекты как процентное соотношение этнических общностей республики, проблема этнического представительства...
Образ жизни современной узбекской женщины
Горшунова, Ольга Вениаминовна — Москва, 2000Объектом исследования являются женщины-узбечки Ферганской долины. Основные полевые исследования проводились в Ферганской области, но, кроме того, были обследованы и другие области - Андижанская, Наманганская. Во время выездов в Киргизию были исследованы группы узбечек, проживающих на территории Ошской области - в городе Ош, поселках Кадамжай и...
Община и обычное право чувашского крестьянства во второй половине XIX - начале ХХ в.
Петров, Николай Аркадьевич — Чебоксары, 2000Исследование вопросов функционирования общины и обычного права занимает важное место и в кругу проблем истории и этнографии чувашского народа. Сельская община являлась важным звеном в общественной организации чувашского крестьянства в дореволюционный период и по сравнению с общинным устройством русских Среднего Поволжья была менее подвержена...
Одежда народа Саха конца XVII - середины XVIII века
Гаврильева, Римма Семеновна — Якутск, 2000Таким образом, традиции в народном искусстве передаются как отпечатанный в памяти народа "образ мира" и каждый мастер — носитель этой 7 народной памяти — передает его следующему поколению. Но здесь, как отмечал известный исследователь народного творчества П.Г. Богатырев, неизбежны импровизации: "Особенно ярко, — писал он, — проявляется тесная...
Опыт системного анализа игровой культуры этноса
Шагапова, Гулькай Рахимьяновна — Уфа, 2000В изучении теоретических аспектов игры открытыми остаются такие вопросы как: происхождение игр, семантика, мантика, классификация. К примеру, в существующих принципах классификации отражаются только те грани вопроса, которые интересны узким специалистам: спортсменам, педагогам, психологам...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 34
- 35
- 36
- 37
- 38
- ...
- 58
- Следующая страница »