Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Проза Б.А. Пильняка 1920-х годов: мотивы в функциональном и интертекстуальном аспектах
Крючков, Владимир Петрович — Саратов, 2006Не осталось за рамками внимания литературоведов, историков литературы и отражение прозы Б. Пильняка 1920-х годов в зеркале литературной критики [Ванюков 1996, Блина 1994...
Проза Е.И. Носова о Великой Отечественной войне: проблематика и художественное своеобразие
Сударикова, Наталия Владимировна — Орел, 2006Сверстники Евгения Ивановича Носова - Ю.Бондарев, Г.Бакланов, В.Быков - начали свой путь в большую литературу с произведений о Великой Отечественной войне. В отличие от них Носов заявил о себе как о талантливом писателе с выходом сборника «На рыбачьей тропе»(1958), где изображены поэтические картины природы, окрашенные философскими размышлениями...
Проза М.С. Жуковой: женский мир и женское мировидение в русской литературе второй трети XIX века
Афанасьева, Юлия Юрьевна — Томск, 2006М.С. Жукова (1804-1855), урожденная Зевакина, вошла в историю русской литературы как автор повестей, романов и путевых очерков. В период с 1837 по 1857 гг. в самых популярных журналах того времени («Библиотеке для чтения», «Отечественных записках», «Современнике» и др.) было опубликовано более двадцати ее произведений. В 1830-1837 гг. (до выхода...
Проза Нины Горлановой: поэтика, генезис, статус
Даниленко, Юлия Юрьевна — Пермь, 2006Порой отсутствие методологических оснований для новой типологии приводит к самым неожиданным литературным классификациям. Так, М. А. Черняк объединяет в рамках учебного пособия несводимые в систему тематические блоки: «модель мира в современной антиутопии», «образ Петербурга в прозе рубежа XX-XXI веков», «юмор и сатира в современной литературе» и...
Проза С. Довлатова
Федотова, Юлия Владимировна — Череповец, 2006Могут эту позицию счесть безответственностью. Могут назвать безответственность легковесностью и бездумием. Короче, к Довлатову могут отнестись не всерьез»1...
Публицистика В.Г. Распутина: мировоззрение и проблематика
Каминский, Петр Петрович — Томск, 2006В духовной сфере оттепель породила иллюзии и утопизм сознания «шестидесятников». Утопическая идея нравственного совершенствования общества определила этический максимализм литературы. Осознание личностью собственной самоценности сделало доминантой художественного мышления лиризм. Лирический «бум» переживает поэзия, драматургия и проза. С другой...
Публицистика журнала "Новый мир" 1958-1970 годов
Янь Лэ — Иваново, 2006Со времен некрасовского «Современника» тип «толстого» журнала определялся органичным сочетанием литературно-художественных и общественно-политических начал. Это подчеркивал по поводу собственного детища и редактор А.Твардовский [84, с.4-5], причем в самой середине того периода, который будет нас интересовать. Подобное двуединство осуществлялось в...
"Пустой знак" в постмодернизме: теория и русская литературная практика
Тюленева, Елена Михайловна — Иваново, 2006Постмодерн оказывается явлением, хронологически сменяющим модерн, а потому воспринимается и изучается, как правило, через моменты сопоставления-отталкивания от модерна. Это верно только отчасти, поскольку постмодерн, переосмысливая основные ценности своего предшественника, вместе с тем их развивает, ощущая себя неким завершающим звеном эволюции...
Пушкин и Гоголь
Гришин, Григорий Александрович — Саратов, 2006Рассматривая гоголевскую автобиографическую прозу и донесенные мемуаристами сведения, нельзя упускать из виду постоянную тягу писателя к мистификаторству. История отношений с Пушкиным - один из узловых моментов его жизнетворчества и важный элемент в создании публичного образа. В процессе изменения внутреннего мира Гоголя меняется история его...
Ранняя лирика А.А. Блока (1898-1904)
Игошева, Татьяна Васильевна — Великий Новгород, 2006Прижизненная критика отмечала не только религиозные мотивы блоковской лирики, но и их мистическую основу. Наиболее значимой в этом смысле остается книга К.И. Чуковского «Александр Блок как человек и поэт», вышедшая в 1924 г.9 Давая общую оценку раннему творчеству Блока, он отмечал: «Вообще его первая книга была самая религиозная книга изо всех за...
Рассказ В. Распутина
Угловская, Галина Михайловна — Улан-Удэ, 2006Не следует забывать, что первые шаги В. Распутина в литературе были связаны с жанрами очерка и рассказа. С 1961 по 1967 годы им написано около 20 рассказов, среди них - «Я забыл спросить у Лёшки», «И десять могил в тайге», «Продаётся медвежья шкура», «Рудольфио», «В общем вагоне», «Василий и Василиса» и др. В 70-е - начале 80-х В. Распутин пишет...
Рассказы Ю.П. Казакова в контексте традиций русской орнаментальной прозы
Егнинова, Наталья Ерентуевна — Улан-Удэ, 2006Сегодня раздаются голоса, которые отмечают сложность, художественной эстетики названного писателя. Так, И. Кукулин не включает творчество Казакова в определенное литературное русло, считает, что он «стоит особняком от прозы соцреализма», отмечает экзистенциональное содержание его произведений (8, с.210...
Религиозно-философские основания позднего творчества Ф.М. Достоевского (1863-1881)
Пичугина, Ольга Викторовна — Кемерово, 2006По мнению В. Комаровича, важнейший шаг вперед в изучении творчества писателя был сделан Вяч. Ивановым в работе «Достоевский и роман-трагедия». Новаторство подхода заключается в том, что «мировоззрение Достоевского, как задача исследователя, предстоит ему здесь <.> как стройная и строгая дедукция идей и понятий миросозерцания из основного начала...
Религиозные аспекты творчества Ф.М. Достоевского. Проблемы интерпретации, комментирования, текстологии
Тихомиров, Борис Николаевич — Санкт-Петербург, 2006Достоевский - один из крупнейших религиозных мыслителей не только России, но и мира и одновременно величайший художник в истории человечества. Резкая черта своеобразия писателя заключается в том, что его религиозно-философская мысль не просто воплощена в художественной форме, но, видимо, только в этой форме и может достигать своих подлинных высот...
"Религиозный" символизм Н.С. Гумилева
Аброчнова, Екатерина Александровна — Нижний Новгород, 2006Мировоззренческие и религиозные метания поэта, как мы полагаем, выразили существенную проблему символистского отношения к жизни. По убеждению символистов всех направлений (как «объективного», так и «субъективного» на западе, как «реалистического», так и «идеалистического» в России), искусство имеет религиозное происхождение, и традиционное...
Рецепция сюжета о Дон Кихоте в русской литературе 1920 - 1930-х годов
Артамонова, Татьяна Геннадьевна — Екатеринбург, 2006Судьба романа о Рыцаре Печального Образа доказывает, что произведение Сервантеса относится к «сильным, ядерным текстам», обладающим «высоким энергетическим потенциалом» [Кузьмина, 1999:46,43]. Результатом резонанса энергии романа о Дон Кихоте с творческой энергией каждого нового автора явилось возникновение оригинальных метатекстов , любой из...
Рецепция творчества Э.Т.А. Гофмана в русской литературе первой трети XIX века
Голова, Ксения Вячеславовна — Магнитогорск, 2006Итак, чем же творчество Гофмана отталкивало «одаренных и поэтических» читателей? На наш взгляд, немецкая «гофманофобия» основана на боязни «заразиться» от текстов этого писателя новой, неизвестной духовной болезнью, которую наиболее чуткие реципиенты неизменно угадывали в них. Наиболее ярко сформулировал эту мысль С. Цвейг в своем эссе «Борьба с...
Рецепция Шестоднева Иоанна экзарха Болгарского в древнерусской литературе
Полещук, Юлия Викторовна — Москва, 2006Шестоднев - памятник энциклопедического характера, своего рода компендиум средневековых знаний о мире. «.Шестоднев можно рассматривать как первую славянскую энциклопедию средневековья, содержащую сведения из разных областей знаний: космологии, астрономии, географии, физики, минералогии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии», л...
Римский текст в творчестве Н.В. Гоголя
Владимирова, Татьяна Леонидовна — Томск, 2006В процессе самопознания нации органичным является желание осмыслить «свое» и «чужое» пространство как категорию культуры. По справедливому замечанию Н.Е. Меднис, современное литературоведение нуждается в исследованиях, «позволяющих осмыслить и переосмыслить наше отношение к высшим ценностям русской и мировой культуры и через это переосмысление...
Ритмическая организация романа И.А. Гончарова "Обломов"
Пырков, Иван Владимирович — Саратов, 2006Однако вряд ли возможно было бы механически отождествлять ритм, свойственный циклическим явлениям природы, и ритм, характерный для произведений искусства — об этом писал еще Ю. М. Лотман, указывая на смыслоразличающее значение ритма применительно к искусству слова3. Интересно, что у древних китайских мастеров живописи ритм («юнь») отождествлялся с...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 98
- 99
- 100
- 101
- 102
- ...
- 238
- Следующая страница »