Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Повесть "Альберт" как художественный эксперимент Л.Н. Толстого

Фатюшина, Екатерина Юрьевна — Москва, 2005

Комментарий к 20-му тому Полного академического собрания сочинений восполняет этот пробел. В нем сведен обширный фактический материал. По дневниковым записям и письмам подробнейшим образом выстроен ход работы Толстого над повестью. Конспективно дано содержание всех сохранившихся редакций и сделаны общие выводы об изменениях авторского замысла...

Повесть "Шинель" Н.В. Гоголя в итальянских переводах. Проблемы интерпретации

Тимофеева, Ирина Федоровна — Новосибирск, 2005

Вообще, в советском литературоведении сколь-нибудь активно изучамежсемиотическому переводу (в 1952 году она была экранизирована А.Латтуадо, в 1995 году М.Марсо поставил ее на театральной сцене; П. Вилладжо, исполнитель главной роли в знаменитом фильме «Фантоцци» (1974), говорил в одном из интервью, что для более глубокого проникновения в образ...

Повесть "Штосс" в контексте творчества М.Ю. Лермонтова

Видяева, Надежда Николаевна — Псков, 2005

Осмысление лермонтовских концептов иронии и судьбы в качестве содержательных стержней "Штосса" предполагает обращение к широкому контексту творчества писателя, благодаря которому ирония и судьба предстают как слагаемые лермонтовской концептосферы со свойственной им, как и всякому концепту, трехсложной структурой6 (включающей, с одной стороны...

Послание "К вельможе" в процессе становления и развития историзма творчества А.С. Пушкина 1830-х годов

Симонова, Вера Михайловна — Кострома, 2005

Его пытливый ум устремился тогда к событиям Французской революции. Он изучает труды Тьера и Гизо, пытаясь вывести из уроков Западной Европы свою «формулу русской истории». Историзм как единственно верный путь художественного постижения действительности, к которому приходит Пушкин, помогает поэту дать объективную реалистическую картину...

Поэзия Арсения Тарковского в контексте традиций Серебряного века

Верещагина, Елена Николаевна — Вологда, 2005

Творческий путь Арсения Тарковского охватывает собой почти шестьдесят лет: от первых дошедших до нас стихотворений, датированных 1926 годом, до середины 1980-х годов. Закономерно возникает вопрос об определении места поэта в литературном процессе XX века. Традиционно творчество Тарковского относят к «поэзии 1960 - 70-х годов», поскольку именно в...

Поэзия и проза Елены Гуро: к проблеме творческой индивидуальности

Костюк, Виктория Валерьевна — Санкт-Петербург, 2005

В 1905 г. Е. Гуро дебютирует как художник, выполнив иллюстрации к «Бабушкиным сказкам» Жорж Санд (Харьков, 1905), и как писатель - в «Сборнике молодых писателей» (СПб., 1905) был опубликован ее рассказ «Перед весной...

Поэма Н.В. Гоголя "Мертвые души" в историко-функциональном освещении

Синяк, Елена Валерьевна — Москва, 2005

Гоголь всегда жаловался на своё здоровье, говорил, что устроен не так, как другие люди. Он много путешествовал, т.к. переезды и смена обстановки шли ему на пользу. Находясь в Париже, Гоголь пишет Жуковскому: « «Мёртвые» («Души») текут живо.и мне совершенно кажется будто я в России: передо мною все наше, наши помещики, наши чиновники, наши офицеры...

Поэтика безмолвия в русской литературе 1820-начала 1840-х годов

Маркова, Виктория Валерьевна — Тюмень, 2005

В отечественной литературе XIX века существуют тексты, тема безмолвия в которых заявлена достаточно явно, открыто. Анализ данной темы в них и ранее был неустраним из процедуры осмысления и истолкования художествен...

Поэтика Велимира Хлебникова в контексте восточной и западной философской эстетики

Бочкова, Олеся Евгеньевна — Казань, 2005

Принято говорить о зауми, когда речь идет о хлебниковских текстах, однако это довольно узкая интерпретация его произведений. М.Л.Гаспаров расширяет понятие «заумного языка», он у Хлебникова - «сложное многообразное явление, глубоко укорененное в филологическом чувстве и идейном мировоззрении» [5, 197]. По его мнению, на самом деле, произведений...

Поэтика жанра миниатюры в русской литературе Бурятии второй половины XX века

Чойнжурова, Юлианна Жамбаловна — Улан-Удэ, 2005

Жанровые особенности русского рассказа второй половины XX века претерпели существенные изменения. Расцвет мемуаристики в 1950-1960-х годах привнес в прозу мощную лирическую струю. Открытый субъективизм в подобных литературных явлениях активно сосуществует с элементами документа и очерка - явлений, также характерных для литературы этого времени...

Поэтика имени в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Колышева, Елена Юрьевна — Волгоград, 2005

В первом варианте главы «Дело было в Грибоедове» 1931 г. (Ф. 562, к. 6, ед. 3) вверху 10-й страницы записано и очерчено: «Беллетрист Шпуш-ко», вверху 12-й страницы - «Прусевич, Кимляков, Копейко и Авраам Бошкодиларский». На 16-й странице под названием лишь намеченной главы «Сеанс окончен» записаны фамилии: «Вордолазов. Актриса Варя Чем-бунчи...

Поэтика имени в романной трилогии И.А. Гончарова

Уба, Екатерина Владимировна — Ульяновск, 2005

Обращение литературоведения к имени собственному продиктовано, кроме выше-обозначенной особенности предмета исследования, осознанием в последнем важнейшего средства художественности. Имена персонажей любого из произведений (литературные номинации) являются «неотъемлемым элементом формы художественного произведения, слагаемым стиля писателя, одним...

Поэтика интертекстуальности в творчестве Венедикта Ерофеева: поэма "Москва - Петушки"

Безруков, Андрей Николаевич — Бирск, 2005

Большинство исследователей подходят к поэме «Москва - Петушки» как к исторической сумме источников и влияний, изучают ее с позиций нахождения «своего» и «чужого», выявляя скопление цитат, аллюзий, всевозможных встав...

Поэтика интертекстуальности в творчестве Вен. Ерофеева: поэма "Москва - Петушки"

Безруков, Андрей Николаевич — Бирск, 2005

Большинство исследователей подходят к поэме «Москва - Петушки» как к исторической сумме источников и влияний, изучают ее с позиций нахождения «своего» и «чужого», выявляя скопление цитат, аллюзий, всевозможных встав...

Поэтика и стилистика В.В. Набокова в контексте художественных исканий конца XIX - первой половины XX века

Леденев, Александр Владимирович — Москва, 2005

Так, комментируя свой тезис о «неисчерпаемости» и «недостижимости» реальности, Набоков в уже упомянутом интервью подкрепляет свое положение характерной иллюстрацией: «Если мы возьмем, например, лилию или какой-нибудь другой природный объект, то лилия более реальна для натуралиста, чем для обычного человека. Но она куда более реальна для ботаника...

Поэтика комического русской провинциальной мемуарно-автобиографической прозы второй половины XVIII века

Антюхова, Светлана Юрьевна — Брянск, 2005

Таким образом, возникает следующая методологическая проблема: рассмотреть комическое в контексте смеховой традиции. Однако при таком ракурсе исследования изначально необходимо учитывать и характер отношений между смехом и комическим...

Поэтика мемуарного и автобиографического повествования в прозе И.А. Бунина эмигрантского периода

Снежко, Елена Владимировна — Москва, 2005

В 1970-1980-х годах в литературоведении появились работы одного из ведущих исследователей творчества Бунина О.Н. Михайлова "Строгий талант" (М., 1976), "Иван Бунин. Очерк творчества" (Тула, 1987). На широком историко-литературном фоне с привлечением малоизвестных в то время документальных, архивных и мемуарных материалов автор глубоко прослеживает...

Поэтика описаний в романах А.Ф. Писемского 1870-х годов

Антышева, Валентина Юрьевна — Йошкар-Ола, 2005

После публицистических выступлений 1861 года (в частности, фельетонов Никиты Безрылова) и выхода в свет антинигилистического романа "Взбаламученное море" (1863) Писемского обвинили в политических расхождениях с демократическим лагерем. Если ранее критики-демократы называли его имя в ряду первых писателей России, то теперь литературная деятельность...

Поэтика прозы Л. Добычина. Нарратологический аспект

Попова, Зоя Александровна — Санкт-Петербург, 2005

Необходимо отметить, что многие работы сосредотачиваются на том, как в творчестве ЛД отражается внетекстовая реальность соответствующего периода. Ср. характеристики художественного мира прозы ЛД: «мир российской провинции» [Федоров 1998: 5], «мир пошлости» [Анина 1998: 4]. Образы героев описываются в традиционных психологических категориях. О...

Поэтика ранней прозы Г. Газданова

Матанцева, Лариса Викторовна — Самара, 2005

В конце 20-х гг. Г. Газданов еще не стал заметной фигурой в литературе русской эмиграции, хотя отдельные его рассказы выходили в периодических изданиях зарубежья. В 1925 г. Газданов решает впервые принять участие в конкурсе молодых литераторов, организованном парижским еженедельником «Звено», и посылает в редакцию рассказ «Аскет». Относительно...