Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Литературная сказка в раннем творчестве А.М. Ремизова

Гальченко, Олег Станиславович — Петрозаводск, 2005

Однако проблема места литературной сказки в ремизовском творчестве до сих пор не могла получить своего окончательного разрешения по целому ряду объективных причин. Среди них одной из самых влиятельных следует назвать историческую...

Литературная сказка в творчестве И. Сабуровой

Ващенко, Дмитрий Николаевич — Москва, 2005

С. 508. писательницей в 1950 году. Этот роман, помимо издания на русском языке в 1963 году, также был издан на немецком (1951) и испанском (1961) языках в авторских переводах Сабуровой...

Литературное наследие Максима Грека

Журова, Людмила Ивановна — Новосибирск, 2005

Текстологическая картина ранних посланий более разнообразна и сложна, чем история текста глав прижизненных собраний. Это говорит об интенсивности работы Максима Грека в первые годы его пребывания в России. В зеркале текстологии списков Румянцевского, Иоасафовского и Хлудовского собраний видны приметы авторского стиля редактирования ранних...

Литературно-эстетические взгляды "любомудров": к проблеме фрагментарности

Акимов, Виктор Анатольевич — Москва, 2005

Русский философский романтизм, судьбы отдельных участников кружка и литературно-критическая деятельность «общества любомудрия» в целом неоднократно были предметом исследования...

Литературный спор Ломоносова и Сумарокова

Осповат, Кирилл Александрович — Москва, 2005

В 1865 г. и позднее Ломоносов и интересовал академических историков не столько как поэт, сколько как «просветитель» и родоначальник академических институций в России. Его литературная полемика с Сумароковым представала в этой перспективе незначительным эпизодом. Естественным образом большее внимание в этих изданиях уделено другому сопернику...

Лондонский городской текст русской литературы первой трети XIX века

Прохорова, Любовь Сергеевна — Томск, 2005

Городской текст, по замечанию В. Н. Топорова, - это то, «что город говорит сам о себе - неофициально, негромко, не ради каких-либо амбиций, а просто в силу того, что город и люди города считали естественным выразить в слове свои мысли и чувства, свою память и желания, свои нужды и свои оценки. Эти тексты составляют особый круг. Они самодостаточны...

Малая проза В.Г. Сорокина в контексте модернистских и постмодернистских тенденций современной русской литературы

Ким Ын Кюн — Москва, 2005

Задача работы состоит в том, чтобы рассмотреть малую прозу В.Г. Сорокина в контексте модернистских и постмодернистских тенденций в современной русской литературе...

М.А. Шолохов в англоязычных странах: Переводы. Литературоведение. Критика

Хмыров, Алексей Александрович — Москва, 2005

Однако осмысление творчества М.А. Шолохова в англоязычном литературоведении и критике не было проанализировано с необходимой тщательностью и полнотой. Не были определены основные направления и школы англоязычного шолоховедения, а работы его наиболее значимых представителей удостоились лишь поверхностного анализа...

Метажанры в русской литературе 1920 - начала 1940-х годов

Подлубнова, Юлия Сергеевна — Екатеринбург, 2005

С интересующей нас более всего жанровой точки зрения литература данной эпохи, безусловно, тщательно изучена (этот литературоведческий процесс идет уже не один десяток лет), установлен ее характерный жанровый репертуар, определены и описаны конкретные явления1. Более того, в литературе 1920-1940-х годов нашими предшественниками уже выделены большие...

Метафора в ранней лирике Анны Ахматовой

Трифонова, Наталия Сергеевна — Екатеринбург, 2005

Усложнение общей картины русской культуры начала XX века отчётливее всего проявляется в утрате русской литературой единого мировоззренческого и эстетического центра. Обладавшая прежде высокой степенью общефилософского и художественного единства литература к концу XIX века сосредоточивается вокруг двух идейно-эстетических полюсов, традиционно...

Мировоззренчески значимые образно-мотивные ряды в лирике М.Ю. Лермонтова

Демиденко, Екатерина Львовна — Москва, 2005

Тяготение к философии проявляется не только на смысловом и семантическом уровне, но захватывает все сферы поэтики - от интонационных особенностей до проблематики жанров. Не случайно одной из самых распространенных форм в ранней лирике Лермонтова становится философский монолог. Особенность этого жанра у Лермонтова, по мнению А.И.Журавлевой, состоит...

Мистические мотивы в прозе М.А. Булгакова

Савина, Елена Александровна — Москва, 2005

Согласно подобной; весьма распространенной точке зрения, булгаковская «демонология» вовсе не воспринимается? как постоянный элемент, характеризующий творчество- Булгакова; начиная с его первых литературных проб. Зачастую лишь в. романе «Мастер и Маргарита» беллетрист предстаёт перед удивлёнными критиками писателем-мистиком. Тот факт, что...

Миф о поэте в творчестве Велимира Хлебникова

Капустина, Евгения Александровна — Барнаул, 2005

В литературоведении возникает ряд методологий, помогающих «понять», «прочитать» новый текст, принципиально отличный от текста XIX века. Поэтому именно в этот период широкое распространение получает учение М. Бахтина о «чужом» слове, о диалоге как универсальной общекультурной категории, возникает множество описательных, функциональных...

Мифопоэтика "таинственных повестей" И.С. Тургенева

Лазарева, Ксения Владимировна — Ульяновск, 2005

О.Б. Улыбина полагает, что как о «таинственных» можно говорить о «Фаусте», «Собаке», «Бригадире», «Истории лейтенанта Ергунова», «Стук . стук . стук!», «Часах», «Степном короле Лире», «После смерти», «Трех встречах», «Сне», «Песни торжествующей любви» [Улыбина 1996, с. 1...

Мотив сна в поэзии русских символистов

Кузьмичева, Надежда Валерьевна — Ярославль, 2005

На наш взгляд, учитывая, что публикаторы в основном руководствовались принципами репрезентативности и эстетической значимости отбираемых текстов, представленных в данных изданиях произведений достаточно, чтобы получить достаточно полное представление о художественном мире Ф.Сологуба, его творческих принципах. При том, что объектом научного...

Мотивы власти в прозе Н.В. Гоголя

Рюпина, Светлана Витальевна — Саратов, 2005

Важность и особая значимость мотивов власти в художественной прозе Гоголя очевидна и подчеркивается многими ведущими исследователями его творчества. Властные отношения - один из основных объектов изображения и наблюдения Гоголя-художника и мыслителя. Мир гоголевских персонажей почти всегда строится по принципу иерархии, как правило, отражающей...

Мотивы творчества и словесная живопись в прозе Владимира Солоухина

Федосова, Елена Анатольевна — Ставрополь, 2005

Имеющиеся литературоведческие исследования прозы В.А.Солоухина направлены на выявление общей концепции творчества Владимира Солоухина, жанрового своеобразия произведений писателя и литературных традиций в его творчестве...

Музыка в философско-поэтическом мире О. Мандельштама

Крауклис, Регина Гарольдовна — Санкт-Петербург, 2005

В первую очередь Мандельштам апеллирует к литературным и языковым источникам, к письменной и устной культуре прошлого. Размышляя над «природой слова» как такового (его звучанием и семантикой) и, в частности, поэтического слова, он опирается на историю литературы и собственное языковое чутье. Можно сказать, что Мандельштам «литературоцентричен...

М. Цветаева и И. Бродский: невербальные компоненты стиля

Захарьян, Наталья Алексеевна — Иваново, 2005

Однако, несмотря на то, что факт близости поэтики Бродского цветаевской неоднократно упоминается в литературе о нём, исследований в данной области практически нет. Так, А. Ранчин в книге «На пиру Мнемозины: Интертексты Бродского» оговаривает сходство поэтических установок Цветаевой и Бродского, необходимость исследования проявления цветаевского...

Народно-поэтические истоки творческой индивидуальности Ф.Н. Глинки

Ястребова, Наталия Геннадьевна — Чебоксары, 2005

Уже с самого момента своего возникновения русская литература взаимодействовала с фольклором. В дальнейшем этот процесс шел с разной степенью интенсивности. В начале XIX века интерес к фольклору вспыхнул с особой силой. Связано это было, в первую очередь, с развитием в русской литературе романтических тенденций. Поэты-романтики, видя в фольклоре...