Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Пушкинская традиция в творчестве Ф. М. Достоевского

Суздальцева, Наталия Владиславовна — Арзамас, 2003

Значимость изучения мифопоэтического аспекта пушкинской традиции в творчестве Достоевского объясняется еще и тем, что сам творческий метод писателя, по его собственному определению, «фантастический реализм», мифичен уже по своей семантике. В.П. Руднев определяет миф, как такое состояние сознания, которое является нейтрализатором между всеми...

Рассказы А.Т. Аверченко

Кузьмина, Ольга Анатольевна — Тверь, 2003

Выдающийся писательский талант Аркадия Аверченко был сразу же отмечен современниками. В 1910 году известный критик В. Полонский писал: «Я боюсь быть пристрастным к этому писателю, боюсь преувеличить размах и глубину его таланта. Но право, перечитывая его рассказы, уже не в первый раз (большая часть их печаталась в «Сатириконе» и других изданиях...

Рассказы и повести П.Ф. Нилина

Егорова, Мария Константиновна — Тверь, 2003

Нилина как писателя отличает интерес не к поступку как таковому, а к процессам познания мира, не к событию, а к его «философскому наполнению»: «В таланте П. Нилина есть одно свойство. Оно не сразу заметно, но очень перспективно. Это порыв писателя к философским проблемам жизни» . В его произведениях все сюжетные линии подчинены авторскому...

Реальный факт и художественный вымысел в творчестве И.А. Бунина

Смелковская, Марина Юрьевна — Елец, 2003

Долгое время писателя традиционно характеризовали как мастера художественного стиля, воспевающего природу, радость жизни, счастье и драму любви. И действительно, творчество последнего классика русской литературы поражает широтой и содержательностью общекультурного фона его творений. Однако основным вкладом Бунина в мировую и отечественную культуру...

Религиозно-нравственные искания в творчестве Н. С. Лескова 1880-х - 1890-х годов

Новикова-Строганова, Алла Анатольевна — Москва, 2003

Так, опираясь на творчество корифеев отечественной словесности, Вл. Соловьев пришел к мысли о тесной связи отечественного искусства с православной верой. В первой речи, посвященной памяти Достоевского (1881), философ указал на художников слова, "которые, исходя из господствующего реализма, <.> доходят до религиозной истины, связывают с нею задачи...

Рецепция лирики А. А. Фета в творчестве русских символистов

Алексеева, Олеся Ярославовна — Москва, 2003

Немаловажну роль в адаптации поэзии Фета русскими символистами сыграл Вл. Соловьев. В статье «О лирической поэзии (по поводу последних стихотворений Фета и Полонского)»5 анализируя лирику Фета, Вл. Соловьев, попустив ее сквозь призму собственных религиозно-философских идей, подготовил почву для ее восприятия и усвоения символистами, особенно...

Рецепция творчества Э. Бульвера-Литтона в России 1830-1850-х годов

Матвеенко, Ирина Алексеевна — Томск, 2003

Этот факт, важнейший и для истории русской литературы, и для истории русско-английских литературных взаимосвязей, до сих пор не осмысленный ни отечественным, ни зарубежным литературоведением, обусловлен совпадением «тональности» в сочинениях английского романиста и процессов, которые происходили в русской словесности. Обращение к творчеству...

Риторическая природа художественного дискурса в повестях Н. В. Гоголя

Осадчая, Людмила Алексеевна — Новосибирск, 2003

К 1842 году Белинский отчасти изменил свой взгляд на природу художества, приблизившись в этом смысле к гоголевским воззрениям. В статье «Русская литература в 1841 году» он делал акцент на креативной, а не миметической стороне искусства: «Списывают с природы не живописцы, а маляры. Верность натуре в творениях Гоголя вытекает из его великой...

Роман М. А. Шолохова "Поднятая целина" в контексте русской литературы XIX- первой четверти XX веков

Никольская, Наталья Николаевна — Липецк, 2003

Но вопреки официально утверждаемой версии, социально-историческая концепция, представленная в романе, воспринималась неоднозначно. Расхождение М. Шолохова с утилитарно-прагматической позицией большинства писателей в отношении к крестьянскому укладу вызвало их возмущение, имеющее явно идеологический смысл...

Роман Н. А. Островского "Как закалялась сталь" и морфологическое сознание 1930-х годов

Матвиенко, Ольга Ивановна — Саратов, 2003

По данным научно-производственного объединения «Всесоюзная Книжная палата» на 1.1.88. роман «Как закалялась сталь» издавался 545 раз общим тиражом 37 052 ООО экз. на 72 языках народов СССР и зарубежных стран. На русском языке книга выходила 244 раза тиражом 32 155 ООО экз...

Роман "Счастливая Москва" в контексте творчества А.П. Платонова 1930-х гг.

Сонг Чжон Су — Москва, 2003

Кроме соприкосновенного, взаимопроникаемого отношения биографии писателя и его творчества3, многие исследователи, критики и люди, просто знакомые с Платоновым, не раз отмечали особый его феномен - тесные отношения автора и героев: «.в произведениях Платонов является как бы посредником, связующим звеном в системе «автор - герой - слушатель...

Романтическое движение в русской литературе XVIII - начала XIX вв.: творчество в "народном духе"

Морозова, Екатерина Александровна — Москва, 2003

Жаркие споры о романтизме, разгоревшиеся на страницах литературоведческих журналов в 70 - 80-х гг. XX в., способствовали отказу от долгое время остававшегося общепринятым мнения о том, что возникновение этого течения связано с событиями французской революции и социально-политической обстановкой в стране. Хотя при этом большинство литературоведов5...

Роман Ф. М. Достоевского "Бесы": проблематика и особенности поэтики

Савина, Наталия Олеговна — Москва, 2003

При всем обилии и разнообразии работ, посвященных творчеству Достоевского вообще и роману "Бесы" в частности, данное произведение представляется наименее изученным как художественный феномен, чем и обусловлен выбор темы нашей работы. Важнейшая ее задача - осмыслить идейное содержание романа в неразрывном единстве с особенностями его художественной...

Роман Ф.Сологуба "Творимая легенда"

Глинкина, Наталья Алексеевна — Ульяновск, 2003

К тому же сложность восприятия романа усиливалась еще и постоянной возможностью сравнения его с оценкой предыдущих романов Федора Сологуба - "Тяжелые сны" и, прежде всего, "Мелкий бес...

Романы Ф.А. Степуна: философия. Поэтика

Квон Ки Бэ — Санкт-Петербург, 2003

В период до революции 1917 года Степун изучал философию в Гейдельберге, был убежденным неокантианцем и, по возвращении в Россию в 10-ые годы, редактировал журнал «Логос». Степун, по словам А.А. Ермичева, «отстаивал религиозно-реалистический символизм - понимание искусства не как отражения видимого мира, а как обозначения мира невидимого»1...

Романы Ю.О. Домбровского "Хранитель древностей" и "Факультет ненужных вещей"

Абдуллаева (Шамардина), Юлия Дмитриевна — Махачкала, 2003

И. Золотусский называет данное произведение «повестью иносказаний», «философской повестью», где действие осложнено отвлечениями, прямыми отступлениями в древность. «Повесть похожа на пьесу, где древность - сначала занавес, увертюра, а потом воздух и цвет спектакля».1 Автор рецензии определят основной конфликт произведения следующим образом...

Русская англистика в журнале "Современник" 1840-х - 1850-х годов как проблема межкультурных взаимодействий

Старшова, Екатерина Сергеевна — Псков, 2003

Англомания», как писал один из ведущих критиков «Современника», А.В.Дружинин, стала ярким культурным явлением России конца 1830-х -начала 1840-х годов. Вместе с тем этот период английской моды отличался стихийностью, тогда как внимание к литературе Англии в конце 1840-х -середине 1850-х годов, продемонстрированное всеми крупными журналами эпохи и...

Русская литература в критике В. Ф. Ходасевича

Гаврилова, Лариса Ивановна — Курск, 2003

Позиция Ходасевича быть выше современности (это роднит его с Г.Р. Державиным) сделала его архаистом в глазах представителей всех современных ему литературных направлений. Ю. Колкер утверждает, что "независимость в литературе вообще всегда означает некоторый пассеизм (этот термин в связи с Ходасевичем употребил в 1914 году Георгий Чулков), поиск...

Русская мемуарно-автобиографическая литература XVIII в.

Антюхов, Андрей Викторович — Брянск, 2003

Элементы автобиографизма присутствуют в письменной культуре Древней Руси: в летописных сводах, "поучениях", "житиях", публицистических сочинениях, "статейных списках", "хождениях", "молениях". Проявление автобиографизма стало возможным лишь в произведениях авторов, стоявших выше социальных и этико-эстетических норм феодального общества, осознавших...

Русская поэзия 1880-1890-х годов как культурно-исторический феномен

Щенникова, Людмила Павловна — Екатеринбург, 2003

Такое отношение явно не соответствует объективному восприятию сильного лирического "всплеска" - "поэтического бума" 1880-х и реакции, вызванной им в свое время - обилию появившихся критических и исследовательских отзывов в 1880-е - 1890-е годы и первые пятнадцать лет XX столетия. Емкий критический метатекст, порожденный поэзией указанного...