Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Русская поэзия и проза XIX-XX в. в.: Ритмическая организация текста

Душина, Людмила Николаевна — Саратов, 2003

Понятно, что три эти начала во все времена активно взаимодействуют в литературе между собою. Одно дает о себе знать и проявляется в другом. Понятно и то, что семантическая наполненность произведения - категория более широкая и потому не вполне однородна с первыми двумя. И всё-таки для каждой новой эпохи заглавной и наиболее остро проявленной в...

Русская поэзия "серебряного века" в хорватских переводах: особенности поэтики

Этерович, Рина — Москва, 2003

Особая историческая ситуация, в которой сегодня находится хорватская культура, вызывает повышенный интерес к процессам культурной жизни страны и предъявляет дополнительные требования к характеру их исследования. Поэзия хорватского модерна в настоящее время является предметом глубокого изучения в отечественном литературоведении...

Русская поэзия Серебряного века: концепция личности и смысла жизни в динамике художественных мотивов и образов

Мокина, Наталия Васильевна — Саратов, 2003

Свое художественное воплощение обретает в поэзии Серебряного века и интуиция о родстве человека и космоса, понимание «односоставности» человека и космоса. Человек предстает в размышлениях русских поэтов и философов как малая вселенная, - своего рода параллельный мир, но единосущный Вселенной. Это убеждение в родстве человека и Вселенной во многом...

Русская псалмодическая поэзия XVII-XVIII веков

Донская, Наталья Александровна — Москва, 2003

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые литературоведческому анализу был подвергнут обширный корпус текстов поэтических переложений псалмов XVIII века не только в плане их принадлежности одическому творчеству поэтов классицизма, но и как фактов аллюзийной литературы...

Русская сказочная проза XIX века. Проблемы жанровой типологии

Рыбкин, Павел Николаевич — Москва, 2003

Научная новизна работы определяется тем, что в ней не только построена новая теоретическая модель литературной сказки, но и рассмотрены с точки зрения этой модели такие произведения русских писателей XIX века (прежде всего докучные сказки А.Ф. Вельтмана 1830 - 40-х гг.), которые практически не рассматривались в контексте сказочной прозы...

Русская художественная литература в церковно-приходских школах конца XIX-начала XX века

Горшкова, Светлана Евгеньевна — Тверь, 2003

При изучении реального читателя в литературоведении используется историко-функциональный метод. В рамках этого метода художественные тексты рассматриваются в связи с их реальным функционированием в какой-либо социокультурной среде в определенное историческое время...

Русский стихотворный эпос второй трети XIX века

Сысоева, Нина Петровна — Оренбург, 2003

В центре внимания критической и научной мысли о жанровой специфике поэмы, эволюционировавшей на протяжении своего развития от эпики к ли-ро-энике, неизменно оказывался вопрос о соотношении в ней эпического и лирического начал...

Русский футуризм

Иванюшина, Ирина Юрьевна — Саратов, 2003

Ретроспективная трансформация всегда отсекает нереализованные возможности и придает событиям в истории страны и культуры видимость закономерных и даже неизбежных. Между тем русский футуризм возник в той эстетической «точке бифуркации», из которой открывалось множество траекторий движения. Выбор не был фатально предопределен. Он осуществлялся под...

Сафо и русская любовная поэзия XVIII - начала XX веков

Свиясов, Евгений Васильевич — Санкт-Петербург: Изд-во "Дмитрий Буланин", 2003

Наследие Сафо, как и других древнегреческих лириков, дошло до нас, как известно, лишь фрагментарно: свыше двухсот отрывков, по большей части состоящих из одной-двух строк, к тому же порой неполных. О произведениях Сафо, Алкея, Солона, Каллина, Тиртея, Алкмана, Стесихора и других поэтов исследователи и читатели вынуждены порой судить лишь на...

Своеобразие поэтического "Востока" в литературе серебряного века

Концова, Елена Владимировна — Воронеж, 2003

Опираясь на перечисленные и некоторые другие философские и литературно-критические работы по данной проблеме, попытаемся кратко обозначить основные вехи историко-литературного пути русской идеи до рубежа XIX-XX вв...

Символ в поэтике А.С. Пушкина 1830-х гг.

Осипова, Юлия Вячеславовна — Москва, 2003

В большей степени мы ориентировались на концепцию символа, которую представил С.С. Аверинцев, т.к. она более отстальных соответствует истинным признакам этой дефиниции — знаковости, многозначности, функциональности: "Смысл символа объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция; он не дан, а задан. Этот смысл. нельзя...

Символ и аллегория в поэзии Николая Гумилева

Ушакова, Татьяна Андреевна — Иваново, 2003

С одной стороны, это объясняется неопределенностью самого акмеизма и различием акмеистической теории и поэтической практики, по выражению Л.Гинзбург, «акмеизм как направление часто протекает между пальцами исследователя»3...

Символика розы в русской и немецкой поэзии конца XVIII - начала XX веков

Круглова, Елена Александровна — Москва, 2003

Роза — один из древнейших поэтических образов. Его корни уходят в античность, фольклор, религию. Розу любили и воспевали с незапамятных времён. Ей поклонялись, о ней слагали легенды, предания. Самые первые сведения о розе встречаются в древнеиндусских сказаниях. В древней Индии существовал закон, по которому каждый принёсший царю розу мог просить...

Символистская и религиозно-философская критика конца XIX - начала XX вв. о Л.Н. Толстом

Паршутина, Вера Александровна — Санкт-Петербург, 2003

Даже самый беглый перечень критиков и их работ гово- • рит о большом объеме фактического материала7, который должен быть учтен в настоящей работе. И хотя литературоведение последнего десятилетия XX века сделало многое...

Система мотивов в лирике А.С. Пушкина 1820-х гг.

Аполлонова, Анна Владимировна — Москва, 2003

С другой стороны, поэтический образ "расширяется" до мотива, можно утверждать, что именно мотив определяет оценочное звучание всего семантического ряда. Любое умозаключение относительно семантики бури, ветра или паруса в определенном лирическом тексте становится достоверным только при соотнесении с устойчивым мотивом. Образ вне мотивной системы...

Сказочная традиция в русской литературе XIX века

Шустов, Михаил Парфенович — Нижний Новгород, 2003

Сказка - один из древнейших видов словесного искусства. Она уходит корнями в народное творчество доклассовой эпохи и до сегодняшнего дня остается спутником человека, доставляя ему огромное художественное наслаждение. Высокие поэтические достоинства сказки объясняются тем, что в ней выражены копившиеся столетиями мысли и чувства народа...

Специфика повествовательной структуры романа И.А. Гончарова "Обломов"

Краснова, Екатерина Владимировна — Псков, 2003

Тем самым повествование как содержательно-формальная доминанта эпического текста, обусловливающая его системное единство, обладает исключительной возможностью осуществления различных форм реализации авторского сознания в структуре произведения. В связи с этим повествование расценивается в качестве способа воплощения авторской позиции по отношению...

Становление и развитие "лагерной прозы" в русской литературе XIX-XX вв.

Малова, Юлия Валерьевна — Саранск, 2003

В Англии и Франции, например, весьма распространенной формой наказания преступников, за исключением тюрем, была так называемая колониальная высылка: в Австралию и Америку из Англии, во Франции - ссылка на галеры, в Гвиану и Новую Каледонию...

Становление и развитие поэтики экспрессионизма в творчестве Л. Н. Андреева 1898-1908 годов

Филоненко, Наталья Юрьевна — Липецк, 2003

Сам же писатель с сомнением относился к однозначному определению места своего творчества в литературном процессе. В письме к Г. Чулкову он писал: «. взял я для пьесы совершенно иную форму - ни реализм, ни символизм, ни романтика, - а что, не знаю - и очень хочется услышать мнение сведущих людей» [115, с. 12]. Он указывал также на собственное...

Стихотворные новеллы Н. А. Некрасова в контексте жанровых тенденций поэзии середины XIX века

Дымова, Ирина Александровна — Оренбург, 2003

Объектом исследования является русская поэзия первой половины и середины XIX века. Предметом исследования явились 28 стихотворных новелл Н.А. Некрасова и 85 новелл семнадцати поэтов середины XIX века...