Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Литературный процесс на Севере XVIII - XIX веков

Красильникова, Светлана Валерьевна — Сыктывкар, 2002

Выделение севернорусских районов в отдельную культурно-историческую зону2 оправдано их выдающейся ролью в русской культуре. Уже во второй половине XIX - начале XX вв. многие видные фольклористы, историки, этнографы обратили внимание на особое положение Русского Севера в ряду других регионов страны и приступили к исследованию уникальных памятников...

Личность и масса в романах М. А. Булгакова

Доронина, Татьяна Васильевна — Орел, 2002

В работе «Проблемы поэтики Достоевского» М.М. Бахтин написал: «Человек никогда не найдет всей полноты только в себе самом». Думается, вследствие подобного соображения, идея личности у Булгакова не стала отвлеченной культовой идеей. Выход ко всечеловеческому осуществляется через показ взаимодействия личности с людскими множествами, устойчивым...

Л. Толстой и А. Фет

Матвеева, Нелли Николаевна — Псков, 2002

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые взаимное влияние двух писателей второй половины XIX века рассматривается в нем системно. Мы попытались свести воедино все наблюдения наших предшественников и посмотреть на этот процесс как на двунаправленный...

Мемуары как "текст культуры"

Шкляева, Елена Леонидовна — Барнаул, 2002

И хотя академическая история мемуаристики не написана в силу неизученности конкретного материала, а теория жанра только формируется, тем не менее отдельные исследования в этом направлении ведутся...

Метафизика любви в произведениях А. И. Куприна и И. А. Бунина

Хван, Александра Артуровна — Москва, 2002

Возрождая платоновский Эрос, философы утверждали в нем стремление к совершенству, заключенное в «подчинении всего себя защите Добра, Красоты, Веры, Надежды, Любви» (92, 43). Таким образом, понятие Русский Эрос, используемое в нашей работе, неразрывно связано с понятием любви и ее философским осмыслением. Обоснованность такой точки зрения этих...

Миниатюра в контексте русской лирической прозы 1960 - 1980-х годов

Войтас, Светлана Анатольевна — Москва, 2002

Тем не менее, талантливые писатели часто выходили за рамки установленных границ, преодолевали сложившиеся стереотипы. Ученый Саватеев В. Я., исследуя кризисные явления в русской прозе 1950- 1980-х годов, отмечал, что "даже в неблагоприятных условиях литература осталась верна своему предназначению, она успешно противостояла давлению идеологических...

Мир и человек в художественном сознании М. Волошина

Булгакова, Ирина Валерьевна — Воронеж, 2002

Апокалипсическое мироощущение, характерное для европейской культуры конца XIX -начала XX века, со свойственным ей поворотом "к архетипным истокам национального сознания, к софиологическому мироощущению и эсхатологизму, прозревающему в истории метаисторию" (437, 11), нашло свое отражение и в творчестве русских символистов. Причем, как пишет М. В...

Мировосприятие и философия автора и героев в художественном мире И. А. Бунина

Новикова, Елена Александровна — Елец, 2002

Всей своей жизнью, судьбой, биографией И.А.Бунин принадлежит России, великой русской литературе. Он входил в нее в сложную эпоху умирания, ухода прежней России, накануне революций, о которых так много говорили, которых ждали, в том числе и писатели, готовили, призывали. Автор "Антоновских яблок", в отличие от многих, никогда не выступал в...

Мир русской дворянской усадьбы в творчестве И. А. Бунина 1920 - 1953 гг.

Лебедева, Татьяна Анатольевна — Череповец, 2002

Одной из основных тем творчества И. С. Тургенева является тема «дворянских гнезд», которая неразрывно связана у него с темой семьи, с проблемой «преемственности» поколений, с атмосферой традиционной культуры и спецификой духовности дворянского сословия. Образ усадьбы представлен у Тургенева не только идиллически (как жизнь семьи Лариных в...

Мир русской провинции в романах И. А. Гончарова

Попова, Галина Николаевна — Елец, 2002

Сторонники «натуральной школы» и приверженцы романтизма спорили по проблеме героя, идеалов, которые исповедуют главные герои Александр Адуев и Петр Иванович Адуев...

Мистический сюжет в творчестве Ф. М. Достоевского

Евтушенко, Эмилия Анатольевна — Уфа, 2002

Однако ошибкой было бы выведение мистицизма Ф.М. Достоевского только из родовых черт романтизма, который, по словам М. Вайскопфа, «опирался на ближайший опыт мистической - гернгутерской, розенкрейце-ровской и пр. - аллегорики, на готическую традицию, нашедшую грандиозное выражение в парадигматических для немецких романтиков «масонских...

Мифопоэтика русского романа 20-30-х годов

Солдаткина, Янина Викторовна — Москва, 2002

Очевидно, поводом для сопоставления в обоих случаях является определенная тематическая близость сравниваемых произведений. И с этой точки зрения сопоставление «Чевенгура» и «Тихого Дона» представляется вполне допустимым и уместным: оба этих произведения посвящены проблемам революционного переустройства общества, построения новой жизни на новых...

Мифопоэтика снов в творчестве Ф. М. Достоевского

Кондратьев, Борис Сергеевич — Арзамас, 2002

Именно в национально-православном контексте разговор о мифологическом аспекте русского художественного сознания представляется значимым и продуктивным3. Исходя из понимания мифа как всеобщего феномена человеческого сознания4, мы неизбежно приходим к выводу о невозможности разговора о нации, религии, литературе вне определенной мифологии, которая...

Монашество в творчестве Б. К. Зайцева

Коряков, Павел Владимирович — Москва, 2002

В погоне за главным достоянием человека (христианина) - скрытым глубоко в сердце Христом-Логосом - Борис Зайцев совершает паломничества на Афон и Валаам. В желании «прикоснуться к святости» писатель изучает жития православных святых: Алексия - Божьего человека, св. князей страстотерпцев Бориса и Глеба, Преподобных Сергия Радонежского и Серафима...

"Москва-Петушки" Вен. Ерофеева и "Школа для дураков" Саши Соколова в контексте русской литературы

Марутина, Ирина Николаевна — Москва, 2002

Именно в такой диалог вступают герои, ставшие ключевыми фигурами данного исследования: Веничка Ерофеев, герой прозаической поэмы «Москва - Петушки» Венедикта Васильевича Ерофеева, и полубезумный Ученик такой-то - герой лирической повести «Школа для дураков» Александра Всеволодовича Соколова (Саши Соколова...

Московский литературный салон кн. Зинаиды Волконской

Сайкина, Наталья Владимировна — Москва, 2002

Некоторые публикации в "Дамском журнале" (анонимные эпиграммы, объектом которых стала Волконская [№6, 1826; №9, 1827]) свидетельствуют о том, что экспансивное проникновение имени Волконской на страницы московских печатных изданий не осталось незамеченным; избрав объектом эпиграммы Волконскую, их авторы старались уязвить иных персонажей...

Мотив двойничества в русской поэзии начала XX века

Ставровская, Ирина Викторовна — Иваново, 2002

Возможно, в этом одна из причин того, что постсимволистские направления столь активно вплетали элементы чужого слова в свой художественный мир. Особенно это характерно для акмеизма, что неоднократно отмечалось исследователями. См., например: Тименчик Р. Д. Текст в тексте у акмеистов// Труды по знаковым системам. Вып. XIV (567). Тарту, 1981...

Мотивная структура романа-эссе Д. С. Мережковского "Иисус Неизвестный"

Никулина, Надежда Александровна — Тюмень, 2002

Еще более противоречивы указания критиков и исследователей на жанр этого произведения: самое распространённое жанровое наименование - «книга», реже его называют «трактатом», «сочинением». В журнальной публикации («Октябрь», 1992-1993гг.) «Иисус Неизвестный» Д.С.Мережковского появляется как роман-эссе. Редакция журнала не дает дополнительных...

На грани свободы и принуждения: поэзия П. Н. Васильева как нравственная и эстетическая проблема

Рубцова, Елена Викторовна — Орел, 2002

В одном и другом случае настораживает попытка свести содержание к его результатам. На такой шаг не решались классики. Известно, на вопрос о главном в «Анне Карениной» Л. Н. Толстой ответил в том смысле, что для этого ему пришлось бы писать еще один роман под тем же названием...

Народнопоэтические основы прозы В.М. Шукшина

Сэо Мари — Москва, 2002

Произведения В.М.Шукшина, начиная с 70-х годов, постоянно находятся в центре внимания научного исследования, рассматриваются в разных аспектах. В последнее время углубляется философское направление изучения творчества Шукшина...