Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Книжная и литературная традиция крестьян-старообрядцев Удорского края в конце XVIII-XX вв.

Прокуратова, Екатерина Владимировна — Сыктывкар, 2002

Старообрядческое движение, появившись на территории Удоры в конце XVIII в., довольно быстро распространяется среди местных жителей, и уже ко второй половине XIX в. приверженцами староверия считается едва ли не все удорское население. Появление старообрядчества на Удоре непосредственно связано с притоком крестьян-старообрядцев из различных...

Консервативное крыло общества "Арзамас"

Майофис, Мария Львовна — Москва, 2002

Все исследования, созданные в рамках описанной выше традиции, основывались на априорном убеждении их авторов в том, что "Арзамас" был временем предварительного формирования целей, идеалов, литературных и общественно-политических взглядов его участников, и одновременно наследием 1810-х гг., полученным и усвоенным A.C. Пушкиным, вошедшим в общество...

Концепт "город" в творчестве Б. Пастернака

Мегирьянц, Татьяна Анатольевна — Воронеж, 2002

Таким образом, в отечественной критике 20-50-х годов прочно укоренился миф о чуждости советскому строю и непонятности творчества Пастернака. И даже тогда, когда пишущий или говорящий о писателе стоял на позициях его защиты, как, например, Н.Бухарин, разговор велся в той же плоскости признания мастерства с параллельными и ставшими неизбежными...

Концепция личности в ранних произведениях Ф. М. Достоевского

Петрова, Наталия Александровна — Тверь, 2002

До последнего времени в научной литературе, посвященной творчеству Ф. М. Достоевского, существовала тенденция недооценивать раннее творчество писателя, рассматривать его только в аспекте ученичества и творческих иска...

Концепция парадокса в художественном сознании Осипа Мандельштама

Якунин, Александр Васильевич — Комсомольск-на-Амуре, 2002

В работе использованы системно-типологический (при выборе методологического алгоритма исследования), ритуально-мифологический, структурно-семантический (в процессе имманентного, мотивного и интертекстуального исследований стихотворных текстов) методы...

Концепция трагического в творчестве Вячеслава Иванова

Тугаринова, Наталья Степановна — Москва, 2002

Первые попытки теоретически осмыслить сущность трагического в литературе непосредственно связаны с возникновением и развитием жанра трагедии в Древней Греции1», - пишет М.А. Лазарева...

Концепция художественного психологизма в романном творчестве Ф. М. Достоевского и Ч. Т. Айтматова

Юрьева, Светлана Николаевна — Бишкек, 2002

Подобным же образом рассуждал и Н.И. Пруцков: «Типология - не готовая нивелирующая схема, под которую подгоняются рассматриваемые произведения, теряющие при таком подходе свою социальную, идейную и художественную специфику и превращающиеся в явления "единого потока". Установление типологического родства между фактами включает и качественную...

Концепция человека в творчестве Г. Н. Троепольского

Присяжнюк, Ирина Владимировна — Ростов-на-Дону, 2002

Невероятно сложным был сам идейный и психологический поворот, который переживал каждый писатель. Стремление расширить тематику своих произведений и поднимаемых в них проблем способствовало рождению целых стилевых течений (лирическая проза, «молодежная проза», документальная, военная, мемуарная), которые развивались в лучших традициях...

"Котлован" Андрея Платонова. Проблематика и поэтика

Булыгин, Алексей Кириллович — Санкт-Петербург, 2002

В начале 1980-х годов Михаил Геллер, говоря об издании платоновских текстов в Советском Союзе, выдвинул остроумное сравнение: «Один из колоритнейших персонажей «Котлована», инвалид Жачев, потерял во время мировой войны обе ноги и передвигается на колясочке. Творчество А. Платонова, доступное советским читателям, пострадало гораздо серьезнее...

Лирика Арсения Несмелова

Романова, Ольга Николаевна — Комсомольск-на-Амуре, 2002

Вдали от родины поэтом было выпущено восемь книг, самыми значительными из которых оказались сборники стихотворений «Кровавый отблеск» (Харбин, 1929 г.), «Без России» (Харбин, 1931г.), «Полустанок» (Харбин, 1938 г.), «Белая флотилия» (Харбин, 1942 г...

Лирика Валерия Перелешина: проблематика и поэтика

Соловьева, Татьяна Михайловна — Южно-Сахалинск, 2002

Отличительная особенность лирического героя поэзии В.Перелешина -его константность, верность себе. Это действительно «лирический герой» в том 4 значении, которое придавал данному понятию Ю.Тынянов, вводя его применительно к поэзии А.Блока: «Блок - самая большая лирическая тема Блока. Эта тема притягивает как тема романа еще новой, нерожденной (или...

Лирика З. Н. Гиппиус

Маркевич, Ольга Александровна — Вологда, 2002

Блоком в одном из его дневников: "Единственность Зинаиды Гиппиус.". Эти слова, на наш взгляд, являются квинтэссенцией качественной ее характеристики как художника слова. Поэтическая система Гиппиус несет на себе печать яркой творческой индивидуальности автора, отражая главнейший принцип современной ему поэтической эстетики, видевшей свой идеал в...

Лирика природы Ф. И. Тютчева

Шапурина, Анжелика Владимировна — Москва, 2002

Из всех исследований выделялась монография В.Ф. Саводника «Чувство природы в поэзии Пушкина, Лермонтова и Тютчева». В ней, наряду с констатацией существования в пейзажной лирике Тютчева двух групп стихов (воспевающих внешний мир - «аполлоновская струя», изображающих темное начало бытия - «дионисийская струя»), предпринималась попытка изучения...

Лирическая трилогия Александра Блока

Ильенков, Андрей Игоревич — Екатеринбург, 2002

Однако период с середины тридцатых до середины пятидесятых по понятным причинам был не самым продуктивным для советского блоковедения. Достаточно сказать, что во вступительном слове на Блоковской конференции в Институте русской литературы (Пушкинском Доме) АН СССР 26 ноября 1960 года «Некоторые итоги и задачи советского блоковедения» В.Н. Орлов, в...

Литературная критика И. Ф. Анненского: проблема смыслового и эстетического единства

Черкасова, Анна Владимировна — Москва, 2002

Анненский воспринимал и активно перерабатывал некоторые идеи символистов, например, представление о «суггестивности» литературного произведения. С Блоком критика сближает субъективность, предельное сопереживание писателю, стремление проникнуть в философский, глубинный смысл произведения, с Волошиным - понимание критики как способа самовыражения...

Литературная критика С. Я. Парнок в контексте ее творчества

Романова, Елена Алексеевна — Москва, 2002

Небывалый взлет русской поэзии начала XX века с очевидностью доказал необходимость принципиальных перемен в области литературной критики, обнажив слабые места традиционного критического подхода и создав тем самым предпосылки для выработки новой методологии критики. В частности, против устаревших методов рецензирования, не отвечающих о 3...

Литературное творчество А. Т. Болотова 1780 - 90-х гг. ХVIII в.

Демиховский, Александр Константинович — Коломна, 2002

С первых строк своей рецензии на очерк «Кенигсберг во время Семилетней войны» Писарев заявляет о важном значении «исторических записок», видит в них «драгоценный материал» для истории. Он считает, что современники - участники описываемых событий, представляя живую картину своей эпохи, «могут бросить яркий свет на исторические личности и подметить...

Литературно-художественное сознание русской критики в контексте историософских представлений

Карпенко, Геннадий Юрьевич — Самара, 2002

Жить в пространстве «осевого словоцентричного времени» - значит многое. Это значит, что по фундаментальным духовным ценностям наше время и время Кирилла одно и то же: оно сохраняет существенные ориентиры мировидения и свойства «нашей» душевной бодрости, сформировавшиеся задолго до нас. Более того, славянская первописьменная фраза прямо соотносится...

Литературно-эстетическая концепция П. А. Флоренского

Ивлев, Виталий Павлович — Санкт-Петербург, 2002

Основой подхода Флоренского к литературному тексту следует считать внимание к тому, какая мировоззренческая интуиция или «подпочва» руководит автором и, далее, как (с помощью каких приемов), исходя из этого, автор «делает» текст. С другой стороны, ведущая идеологема автора, из которой вырастает, разветвляясь, всякое произведение, не берется...

Литературные сказки А. М. Ремизова

Усимова, Галина Александровна — Тверь, 2002

Сказкам Ремизова как сказкам авторским в достаточно большой степени присущ дидактизм. Он может выражаться открыто, и тогда может показаться, что данная точка зрения и есть авторский взгляд на описываемые явления. Однако герой, от лица которого ведётся повествование, далеко не всегда является рупором авторских идей. Подчас наоборот, автор вступает...