Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Н. В. Гоголь и русский авангард
Клягина, Лариса Рудольфовна — Екатеринбург, 2002Однако влияние Гоголя не ограничивается лишь литературным пространством. В статье Е. Замятина "О синтетизме" (1922) истоки живописи Юрия Анненкова видятся писателю в повести Гоголя "Нос". В главе "Гоголь и Мейерхольд" А. Белый расширяет границы влияния Гоголя, вводя его в контекст театральной культуры. Видимо, Гоголь л воспринимался не только как...
Н. В. Гоголь и Ф. Сологуб
Горских, Наталья Александровна — Томск, 2002Проблема гоголевской традиции в русской литературе начала XX века многоаспектна и прочно связана с комплексом самых общих и принципиальных историко-поэтических вопросов - таких, как вопросы формирования и развития символизма, генезиса ряда литературных течений периода Серебряного века, семиотической парадигматики и поэтологических категорий данной...
Неомифологизм в структуре романов В. Пелевина
Дмитриев, Алексей Вячеславович — Волгоград, 2002В целом лишь в самое последнее время начала формироваться тенденция основательного осмысления вклада В. Пелевина в современный литературный процесс. Работы, касающиеся его творчества, по-прежнему сводятся в основном к критическим публикациям в периодике, но появляются — пусть недостаточно полные — обзоры в исследованиях, посвященных современной...
Несобранный цикл Ф. И. Тютчева и проблема контекста
Непомнящий, Игорь Борисович — Владимир, 2002...
Образ человека в творческом сознании Андрея Белого
Лазаренко, Любовь Витальевна — Москва, 2002Интересные наблюдения, создающие определенные представления об автоконцепции писателя, например, содержат книги К. Мочульского «Андрей Белый», В. Ходасевича «Колеблемый треножник...
"Образ эпохи" в художественной системе трагедии А. С. Пушкина "Борис Годунов" и формирование историко-философских взглядов автора
Одинокова, Дарья Викторовна — Барнаул, 2002Следует отметить, например, что при работе над трагедией «Та-мира и Селим», посвященной событиям 1380 г., Ломоносов пользовался сведениями из летописных источников, предвосхитив тем самым особенности подготовительного периода творческой работы Пушкина над историческим сюжетом. Подобным же образом действовал Сумароков, создавая своего «Димитрия...
Обучение практической стилистике русского языка в башкирской школе
Фахретдинова, Флорида Рашитовна — Уфа, 2002При составлении программы учтены психолого-педагогические и методические принципы обучения. Как один из основных принципов рассматривается принцип учета родного языка - специфический методический принцип при изучении русского языка как второю. В его основе лежит необходимость учета взаимодействия в сознании обучаемых систем родного и •» русского...
Основные аспекты творческой эволюции Ю. М. Лотмана-литературоведа
Ким Су Кван — Санкт-Петербург, 2002Возникшая при этом первая волна мемуаров участников тартуско-московской школы, которые с неизбежностью, наряду с «зарисовкой» своих впечатлений, носят характер «самометаописания» своего прошлого, дала исследователям возможность рефлективного изучения этого мощного и весьма любопытного во всех своих проявлениях историко-культурного явления.1...
Основные проблемы и особенности современной англоязычной пушкинистики
Таратухина, Юлия Валерьевна — Ульяновск, 2002Кроме того, в работе проведен сравнительный анализ семиотического направления современной англоязычной пушкинистики с аналогичным направлением современной русскоязычной пушкинистики и семиотическими тенденциями в пушкинистике современного русского зарубежья. Также в исследовании представлена схема семиотического анализа художественного текста...
Памятники старообрядческого литературного и книгописного центра Ветки и Стародубья XVIII-XIX вв.
Воронцова, Анна Владимировна — Москва, 2002В.О. Ключевский в «Курсе лекций по источниковедению» писал: «Сборник - характерное явление древнерусской письменности. В каждом рукописном собрании, уцелевшем от Древней Руси, значительная часть рукописей, если не большинство, - непременно сборники. Можно даже сказать, что сборник был преобладающей формой древнерусского книжного дела <.>. Огромное...
Писатели и книжники Соловецкого монастыря XVII в. (20 - середина 50 гг. )
Панченко, Олег Витальевич — Санкт-Петербург, 2002В истории России хронологический отрезок 1620-х-начала 1650-х гг. является «периодом между двумя Смутами»1 - государственной Смутой первых десятилетий XVII в. и церковной Смутой середины 1650-х гг., вызванной реформами патриарха Никона. В этот период во главе Русской церкви стояли, сменяя друг друга, три патриарха: Филарет (1619-1633), Иоасаф I...
Письма А. С. Пушкина
Кошелев, Анатолий Вячеславович — Санкт-Петербург, 2002Источниковедческий фундамент пушкиноведения обширен: кроме этих, последних по времени книг, существует масса исследований. Среди них - «Пушкин и его окружение» JI.A...
Повесть М. Е. Салтыкова-Щедрина: поэтика жанра
Пересыпкин, Евгений Петрович — Ставрополь, 2002Каждая система имеет две составляющих: элементарный состав и структуру как систему связей между этими элементами. Большинство определений системы строится на сочетании трех факторов: 1) элементы или компоненты -2) взаимосвязи - 3) целостность. «Компонент - любая часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями. Обычно, «в...
Повесть "Хаджи-Мурат" в свете художественных и религиозных исканий Л. Н. Толстого
Куркина, Татьяна Николаевна — Воронеж, 2002В связи с этим вновь возникает вопрос о трагедии творчества позднего Толстого, который был поставлен еще современниками писателя. В мемуарной и критической литературе тех лет нередко можно встретить утверждение о том, что Толстой после «Анны Карениной», пройдя через философские штудии, как бы утратил первородный талант художника и в угоду...
Поэзия К. Д. Бальмонта
Молчанова, Наталья Александровна — Иваново, 2002После Бальмонта осталось большое литературное наследство: стихи, проза, критика, несметное количество переводов с многих языков мира. Но, разумеется, самое главное и ценное в его наследии - это поэзия. Бальмонт выпустил 29 поэтических книг (исключая сборники избранных стихотворений). Конечно, они неравноценны, в них нашел отражение его сложный и...
Поэзия Н. С. Гумилева и античность
Зорина, Татьяна Сергеевна — Санкт-Петербург, 2002Первая половипа 90-х гг. была отмечена изданием нового трехтомного собрания сочинений поэта и переизданием вашингтонского собрания Струве5, публикацией сборников воспоминаний о Гумилеве (под редакцией В.Крейда...
Поэзия Спиридона Дрожжина: опыт монографического исследования
Бойников, Александр Михайлович — Тверь, 2002Жизненная и литературная судьба Дрожжина поразительна и драматична. Числившийся до 1861 г. крепостным и обученный в детстве лишь азам первоначальной грамоты, он, несмотря на скитания по российским городам и губерниям до окончательного возвращения в Низовку в 1896 г.,много и увлеченно читал, собирал личную библиотеку и с 16 лет занимался активной...
Поэтика и эволюция жанра древнерусской воинской повести
Трофимова, Нина Владимировна — Москва, 2002Свою классификацию предложил для литературы 11-13 вв. В.В.Кусков. Исследователь рассмотрел две основные системы жанров в литературе избранного периода: церковную и мирскую, отметив явления, стоящие на грани этих систем, и проследив различия типа героев во всех выделенных жанрах /Кусков 1980...
Поэтика литературного либретто на сюжеты произведений А. С. Пушкина в русской опере рубежа XIX-XX веков
Лаптева, Елена Ростиславовна — Екатеринбург, 2002Активная экспансия либретто в литературу XVIII-XIX веков распространялась и на поэзию, и на прозу. В поисках занимательной фабулы, которую можно было бы превратить в динамическое действие, либреттисты обращались к романам и повестям, сказкам и былинам. Достаточно сказать, что в XIX веке созданы оперы по мотивам многих произведений А.С.Пушкина...
Поэтика малой прозы Л. С. Петрушевской
Кутлемина, Ирина Владимировна — Архангельск, 2002Думается, такой разнобой мнений объясняется тем, что логика развития современной литературы будет видна лишь спустя многие годы, когда отпадут соображения актуальности и за внешне хаотичным развитием станет видна общая картина. А пока что «панораму современной литературы можно представить себе как огромное пространство бушующего, штормящего моря с...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 153
- 154
- 155
- 156
- 157
- ...
- 238
- Следующая страница »