Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Агиографическая традиция в русской прозе конца XX - начала XXI века

Бычков, Дмитрий Михайлович — Астрахань, 2011

Литературные традиции, разрабашваемые разными писателями, отличаются своеобразием на каждом историко-литературном отрезке, [юному хчдожесi венная .ntiepai^pa как )с1сжческая система успешно ф\ нкционир\еi при ус ювии имманенihoíi свяш отдалённых в исторической перспективе периодов, составляющих её целоежость...

Актуальные аспекты изучения биографии А.Н. Островского

Федотов, Андрей Сергеевич — Москва, 2011

Отдельную проблему представляет собой и изучение ближайшего окружения; Островского, а в особенности наименее «ярких» представителей этого окружения. Если мемуарные? и эпистолярные источники,. касающиеся взаимоотношений драматурга с известными писателями, редакторами^ и театральными деятелями, опубликованы достаточно полно, то этого никак нельзя...

Александр Блок и Федор Сологуб: к проблеме творческих взаимосвязей

Михайлова, Ольга Викторовна — Москва, 2011

Правомерность и необходимость рассмотрения творческих взаимосвязей Блока и Сологуба обусловлена тем, что писатели не только были современниками, принадлежали к одному литературному направлению (хотя и разным его течениям), вращались в одном литературном кругу и были лично...

Апокриф "Беседа трех святителей" в русской рукописной книжности XV-XX веков

Бабалык, Марина Геннадьевна — Петрозаводск, 2011

Беседа.» построена в форме вопросов и ответов, изложенных от лица трех прославленных вселенских святителей-богословов IV века Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Такая,атрибуция является ложной. Использование имен трех святителей в заглавии и в самом тексте апокрифа должно было сделать произведение авторитетным и достоверным...

Архетип грешницы в русской литературе конца XIX - начала XX века

Мельникова, Надежда Николаевна — Москва, 2011

В литературе и культуре в процессе диффузии архетипического и исторического конкретные реализации архетипа / метатипа грешницы (персонажи, мотивы, сюжеты) «обрастают» дополнительными коннотациями и предстают в виде сложного художественного конструкта (его можно обозначить как топос), вобравшего с себя следующие аспекты (выстраивание «графика...

Архитектоника ранних книг А.А. Ахматовой "Вечер", "Четки", "Белая стая"

Дорофеева, Татьяна Владимировна — Москва, 2011

О/Г деяния и подсознательные влечения» . Первичный исток авторского вдохновения порой установить весьма трудно, представления^ о духовном возрождении, человека у каждого автора, индивидуальны, именно поэтому углубленное рассмотрение движения авторского художественного* сознания, проявленного в поэтическом тексте многослойно, крайне притягательно...

А.Т. Губин

Откидач, Надежда Андреевна — Ставрополь, 2011

Андрей Терентьевич Губин для ставропольской литературы фигура знаковая, олицетворяющая в себе лучшие достижения региональной художественной прозы второй половины XX века. Его книги «Афина Паллада», «Молоко волчицы» неоднократно переиздавались в Ставрополе, Москве, Берлине. Вследствие этого изучение его личности и творческого наследия становится...

Байроническая модификация элегии в русской поэзии первой половины XIX века

Толстогузова, Елена Вадимовна — Биробиджан, 2011

Но именно в этом случае и уточнения, и оговорки не устраняют проблему, а лишь более выразительно вскрывают её: элегия как жанр безвозвратно уходит из литературы в 1820—-1830-е годы (на фоне нечастых авторских удач вроде «Брожу ли я вдоль улиц шумных.» Пушкина или «Осени» Баратынского, случившихся в рамках поэтического онтогенеза) — или всё же...

Беллетризованные жизнеописания В. П. Авенариуса в контексте эволюции биографической прозы

Казанцева, Галина Владимировна — Москва, 2011

Во-первых, это биографии деятелей истории культуры: а/ философов («Жизнеописаний мужей» Аристоксена; Сатира Перипатетика о семи мудрецах - Пифагоре, Эмпедокле, Зеноне Элейском, Анаксагоре, Сократе, Платоне, Диогене, Анаксархе; Гермиппа о семи мудрецах; Фания Эрейского «О сократиках»; Идоменея «О сократиках»; Неанфа из Кизика «О пифагорейцах...

Библейские мотивы в поэмах С.А. Есенина 1917-1920 годов

Юдушкина, Олеся Васильевна — Москва, 2011

...

Биографический миф о Пушкине в русской литературе советского и постсоветского периодов

Шеметова, Татьяна Геннадьевна — Москва, 2011

Назовем основные этапы формирования мифа о Пушкине: создание образа «национального» поэта во время празднований юбилеев в XIX в.; сакрализация образа поэта в литературе «серебряного века»; «огосударствление» образа «товарища» Пушкина в соцреализме, начиная с «юбилея» столетия смерти в 1937 г.; интимизация образа в индивидуальных манифестациях мифа...

Венецианский текст в русской поэзии XX века

Кунусова, Алина Нагиевна — Астрахань, 2011

Активный интерес к изучению городского пространства обусловлен, на наш взгляд, интенсивным развитием урбанистики в целом: активизацией промышленности, бурным строительством городов и т.д. Первоначально ассоцииируясь с физическим образом архитектурного пространства, восприятие города со временем усложняется в связи с обращением к символике топоса и...

В. Набоков и Г. Газданов: творческие связи

Шитакова, Наталия Ивановна — Орел, 2011

В настоящей работе мы будем опираться на узкое определение интертекстуальности, данное И. Арнольд, согласно которому под интертекстуальностью следует понимать «.присутствие в произведении маркированных отголосков других текстов в виде цитат, аллюзий, реминисценций» [19, с. 53...

Гендерная проблематика в творчестве Н.В. Гоголя

Синцова, Светлана Викторовна — Казань, 2011

Одной из интересных находок в этом плане стало сохранение и генерирование (иногда сознательное, порой интуитивное) в смысловом фоне литературного произведения тем, мотивов, предчувствий идей, глубинных смыслов. Подобные «фоновые образования» с не полностью раскрывшимися смысловыми возможностями сформировали устойчивый для этой литературы слой...

Геокультурная топика в лирике Б.Л. Пастернака

Пудова, Анастасия Сергеевна — Тюмень, 2011

Ю.М.Лотман специально исследовал динамичность пастернаковского мира, сравнивая различные уровни лирических текстов Пастернака и Мандельштама (фонетику, лексику, ритмику, синтаксис, композицию и т.д.). Приведем несколько наиболее значимых для нас наблюдений ученого...

Городской текст в романе Андрея Белого "Петербург"

Вовна, Алексей Владимирович — Москва, 2011

Обращение к теме «петербургский текст» позволяет соблюсти баланс между этими двумя направлениями. Это связано с тем, что петербургский текст - это некий «средний уровень», обращение к которому, с одной стороны, позволяет сделать выводы общего теоретического характера, а с другой стороны, - дает возможность выявить специфику индивидуальной поэтики...

Дебютная книга в русской лирике 1840-х - начала 1850-х годов: мотивно-образные и жанровые комплексы, формы циклизации, архитектонические варианты

Кузнецова, Ирина Сергеевна — Омск, 2011

Смена литературных течений (и смена поколений писателей) в историко-литературном процессе обычно манифестируется изменением эстетических, прежде всего, жанровых приоритетов. В этот момент происходит обновление в кадастре малых жанров. Вступление на сцену литературы поэта в переходную эпоху уже не может состояться за счет публикации одного...

Диалог "своего" и "чужого" в художественном мире Н.С. Лескова

Данилова, Надежда Юрьевна — Санкт-Петербург, 2011

Так называемый «национальный вопрос» в творчестве Лескова относится к одному из наиболее сложных для интерпретации в лесковедении. Немногочисленные попытки анализа произведений Лескова об иностранцах и инородцах приводят исследователей к прямо противоположным выводам. Различные мнения высказываются о том, как именно писатель оценивал...

Духовно-эстетическое своеобразие и идейно-композиционное новаторство "Маленьких трагедий" А.С. Пушкина в культурно-жанровом контексте

Александрова, Елена Геннадьевна — Омск, 2011

Пушкин - наша вера, наша первая любовь, к которой всегда возвращаешься, когда тяжело становится жить. Что бы ни было, как ни ужасно наше прошлое, как ни печально настоящее, как ни загадочно будущее, - у нас есть Пушкин, то есть свой живой синтез, свое «золотое слово» - писал о творчестве Пушкина Б. Эйхенбаум. Действительно, творчество Пушкина...

Жанр картин и сцен в творчестве А.Н. Островского

Чайкина, Татьяна Васильевна — Шуя, 2011

...