Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Художественное творчество А.С. Суворина в контексте историко-литературного процесса второй половины XIX - начала XX века

Меньщикова, Татьяна Сергеевна — Москва, 2012

Знаменательным событием для начала этапа переосмысления личности A.C. Суворина стал выход сборника «Телохранитель России. A.C. Суворин в воспоминаниях современников» [Телохранитель России 2001], а также появление в 2005 году двухтомного собрания «Маленьких писем» [Суворина 2005а; Суворин 20056], сборников избранных его статей, фельетонов и...

Художественные функции метатекстовых дополнений в фольклорных переложениях А.М. Ремизова

Аппазова, Светлана Танатаровна — Москва, 2012

Метатекстовые дополнения писателя к сборникам сказок, повестей, притч, написанных по следам текстов и мотивов коллективного народного творчества, составляют полноценный компонент поэтического замысла. Осмысление генезиса и авторской манеры комментирования, функций метатекста позволяет дать полное представление об эстетическом феномене фольклорных...

Художественный нарратив в путевой прозе второй половины XVIII века: генезис и формы

Мамуркина, Ольга Викторовна — Санкт-Петербург, 2012

Теоретико-литературное осмысление категории жанра в отечественной и зарубежной исследовательской традиции имеет давнюю историю. Предметом научного интереса литературоведов становится как генезис определённых жанровых структур, так и их конкретная реализация в тексте. Опыт исследования русской литературы XVIII в. наглядно иллюстрирует факт...

Художественный нарратив и структуры опыта

Бугаева, Любовь Дмитриевна — Санкт-Петербург, 2012

Нарратив, укорененный в определенной дискурсивной ситуации, представляет собой и результат, и модель для последующего воспроизведения. Проблемой, требующей в этих случаях своего литературоведческого решения,. . ^ является взаимодействие между повествованием и культурным контекстом, «вхождение» текста в человеческую практику...

Ценностная архитектоника произведений Ф.М. Достоевского

Казаков, Алексей Аширович — Томск, 2012

Избранный методологический угол зрения (аксиологический аспект) требует обстоятельного разъяснения. Исходный тезис аксиологического подхода предполагает, что сущность художественного произведения заложена в ценностной архитектонике, в сложном плетении трагического, комического, героического, низменного, других ценностных комплексов, пока не...

Цыгане и русская культура

Махотина, Илона Юрьевна — Тверь, 2012

Появление этнонимов, служащих европейским народам для обозначения цыган (Tzigane — фр.; Zigeuner — HeM.;Gypsy — англ.; Gitanos — исп.), связывают с перешедшим на цыган названием еретической секты Atsingan, распространившейся в Византии в IX—XI вв., и с мифом об их египетском происхождении, нашедшем отражение в традиционных культурах (см...

Чеховский интертекст в современной российской драматургии

Макарова, Валерия Владимировна — Москва, 2012

М.М. Бахтин связывал «притяжение» классики с ее художественными свойствами. Благодаря своей значительности, образцовости, классика продолжает жить за пределами своей эпохи. «Каждая эпоха, - писал ученый, -по-своему переакцентирует произведения ближайшего прошлого. Историческая жизнь классических произведений есть, в сущности, непрерывный процесс...

Чувство природы в романах Л.М. Леонова "Соть" и "Русский лес"

Лобова, Екатерина Павловна — Бирск, 2012

...

Эволюция метафорического стиля на рубеже XX-XXI вв.

Фролова, Татьяна Геннадьевна — Санкт-Петербург, 2012

Тенденция метафорического стиля создается не только метафорой, но и всем потоком средств художественной изобразительности, среди которых наряду с метафорой могут быть олицетворение, гипербола, литота, эпитет, перифраз и другие. Метафора в данной работе понимается как метонимия тропа вообще; метафоричность произведения означает насыщенность его...

Эволюция романтических принципов в новеллистике К.Г. Паустовского 1920-1960-х годов

Сухорукова, Юлия Алексеевна — Екатеринбург, 2012

Объектом исследования становятся наиболее репрезентативные для каждого периода творчества произведения Паустовского (1920-30-е гг.: «Лихорадка», «Этикетки для колониальных товаров», «Соранг», «Летние дни», «Ручьи где плещется форель», «Старый повар»; 1940-50-е гг.: «Снег», «Дождливый рассвет», «Равнина под снегом», «Корзина с еловыми шишками...

Экфрасис в творчестве В.А. Каверина 1960 - 1970 - х гг.

Постнова, Елена Аркадьевна — Пермь, 2012

Материалом нашего исследования являются авторская эссеистика, повесть «Косой дождь» (1962), роман «Перед зеркалом» (1972), трилогия «Освещенные окна» (1970-1976). Кроме времени создания (1960-1970-е гг.), данные произведения сближает тема искусства, с которой так или иначе связаны коллизии каждого выбранного нами произведения...

"Язык одежды" в творчестве И.А. Бунина: характерологические и сюжетообразующие функции

Попова, Юлия Сергеевна — Воронеж, 2012

Большой интерес представляют работы О.В.Сливицкой о прозе И.Бунина -статья «Чувство смерти в мире Бунина» (2002) и книга «Повышенное чувство жизни: Мир Ивана Бунина» (2004). Исследовательница рассматривает его как художника космического мироощущения, близкого восточной традиции, и на этой основе выстраивает свою оригинальную концепцию психологизма...

"Senilia. стихотворения в прозе" И.С. Тургенева и "Гаспар из тьмы" А. Бертрана: поэтика жанра

Рыбина, Мария Сергеевна — Москва, 2011

Попытаемся все же определить границы основных понятий. Лирическая проза5 представляет собой словесную ткань, своего рода материал для различных в жанровом отношении произведений (эссе, мемуары, литературный портрет и т.д.). Поэтическая проза то выступает синонимом «художественной» (особенно часто у французских исследователей, которые...

Автор и герой в прозе В.С. Маканина 1990-2000-х годов

Вершинина, Марина Александровна — Волгоград, 2011

Материалом послужили произведения B.C. Маканина, которые до настоящего времени не были предметом специального научного изучения: эссе «Сюжет усреднения» (1992), «Квази» (1993); цикл рассказов «Сюр в Пролетарском районе» (1991); рассказ «Кавказский пленный» (1995); повести 2000-го: «Удавшийся рассказ о любви», «Буква «А»; романы: «Испуг» (2006) и...

Автор и герой в художественном мире И.А. Гончарова

Пинженина, Екатерина Игоревна — Красноярск, 2011

Д. И. Писарев в статье «Писемский, Тургенев и Гончаров» (1861) отмечает отсутствие отражения личности автора в его произведениях, на этом основании утверждая объективность творчества Гончарова: «его человеческой личности никто не знает по его произведениям, даже в дружеских письмах, составивших собою "Фрегат "Палладу", не сказались его убеждения и...

Авторские стратегии в романной прозе А. Битова

Андрианова, Мария Дмитриевна — Санкт-Петербург, 2011

Исповедальность стала доминантой как в поэзии, так и в «молодежной прозе», появлявшейся на страницах журнала «Юность». Сама форма повествования, избираемая авторами «исповедальной прозы» - записки («Продолжение легенды» В. Кузнецова, 1957), дневник («Хроника времен Виктора Подгурского» А. Гладилина, 1956), письма («Письма Саши Бунина» В...