Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Теория литературы, текстология Специальность ВАК РФ: 10.01.08

Категория художественного символа в русском литературоведении XX века

Ерошкина, Екатерина Викторовна — Москва, 2004

Специфика искусства как познания жизни в её эстетических свойствах допускает слияние философской и эстетической сторон явления символа. В творческом процессе создания художественного произведения взаимодействуют факторы, отвечающие за познание действительности и за воссоздание её в качестве эстетического объекта. Эти факторы обусловлены личностью...

Книга прозы как структурно-семантическое единство

Прохоров, Георгий Сергеевич — Москва, 2004

Мы же полагаем, что композиционное устройство прозаической книги обладает рядом особенностей (по большей части еще совершенно не рассмотренных), потому что именно они позволяют ей передавать свои уникальный и целостный мир. В этом плане прозаическая книга, в отличие от цикла, не является экспериментальным единством, созданным в поиске новой формы...

Концептуализация писательского труда в русской литературе 1920-30-х гг.

Григорьева, Надежда Яковлевна — Москва, 2004

Понятию писательского труда когда-то посвящались монографии1. О словесном искусстве как о производстве перестали писать с тех пор, как исторический материализм прекратил свое существование в качестве доминанты литературоведения. В результате теория литературного труда в л...

Лирическое послание в литературе XX века

Артёмова, Светлана Юрьевна — Тверь, 2004

Каждая методология предлагает свое понимание жанра исходя из общих установок и констант, а следовательно, «содержание понятия непрерывно изменяется и усложняется»3. Жанром может называться эстетический объект, идея которого определяет структуру и особенности текста4, строгая система неизменных характеристик5, схема со своим ядром и периферией...

Литературно-критическая деятельность К.Н. Леонтьева

Славин, Игорь Константинович — Москва, 2004

Основные идеи миросозерцания Леонтьева были во многом заложены в его душу и сознание матерью - истинной аристократкой, любившей всё прекрасное. Прежде всего это относится к таким принципам, как глубокая религиозность, эстетика жизни, монархизм и патриотизм. «Сила, вырабатываемая сословным строем, разнообразие характеров, борьба, битвы, слава...

Проблема архетипа в творческом опыте М.И. Цветаевой

Кавакита, Наталья Сергеевна — Москва, 2004

По-иному, в уже обозначенной логике, соотносят себя с универсальным историко-литературные эпохи другого рода. Это эпохи, которым дарована высокая и богатая собственная насыщенность. В этих условиях самобытно продуктивно общество, и ярко беспрецедентны его художественные достижения. В силу собственной полноты времени, искусству для решения крупных...

Проблема идентичности образа литературного героя как проблема повествования

Барабанова, Наталья Витальевна — Самара, 2004

Идентичность подразумевает многоаспектное творческое осмысление феномена, то есть соотнесение образа героя со смысловым, идейным, социальным, культурным содержанием, формирующим его определенность...

Проблема художественной реальности в теоретико-литературном наследии В. Набокова

Ухова, Елена Юрьевна — Москва, 2004

Концепция реальности Набокова таким образом, предстала перед нами вписанной во множество эстетических систем и философских направлений XX века, традиционных и новаторских. В качестве классической философской системы, несущей традицию XIX века, Набокову оказался близок абсолютный идеализм (эстетически близкий русскому символизму, шедевры которого...

Проблема читателя в эстетике литературного модернизма

Павлов, Андрей Михайлович — Кемерово, 2004

Очевидно, что эстетический интерес к проблеме читателя вызван пересмотром творческих принципов классической художественности 19 века. По замечанию А. М. Зверева, в модернистской эстетике происходит разрушение свойственного классической эстетике принципа «миметической референциальности», вызванное кризисом «позитивистского миропонимания»1. Основой...

Пространственность и метафорический сюжет

Синицкая, Анна Владимировна — Самара, 2004

Метафора как метатроп, объединяющий различные способы переноса и совмещения значений, раскрывает механизм смыслообразования в целом, оказывается наиболее естественным полем для исследования самого художественного языка и отражает его суть, креативную и остраняющую функцию. Принимая во внимание весь огромный пласт различных трактовок метафоры и...

Семантика стихотворной формы

Степанов, Александр Геннадьевич — Тверь, 2004

Если суммировать многообразие точек зрения на природу и строение стихотворной речи, то ее функциональное «устройство» с учетом основных параметров художественной формы примет следующий вид...

Система номинаций литературного персонажа

Исакова, Ирина Николаевна — Москва, 2004

Но все-таки наиболее широкие возможности для раскрытия характера, личности открываются перед писателем при создании человеческих персонажей (именно о них пойдет речь в нашей работе). О силе художественной иллюзии, возникающей при сопереживании романным героям и героиням...

Современный альбом

Калашникова, Марина Владимировна — Тверь, 2004

Анализ альбомных текстов и присущих им жанровых структур предполагает использование филологического подхода к альбому. В то же время альбом - рукописный сборник, который по способу создания и функционирования относится к явлениям книжности. Это заставляет уделять внимание и книговедческим аспектам исследования, рассматривать альбом в общем...

Стихотворения И. Бродского как метатекст

Ким Хюн Еун — Москва, 2004

В настоящее время существуют два направления в изучении метатекста. Первое из них восходит к семиотике, считающей метатекст кодом. Такая трактовка этого явления развивается в лингвистике, структурализме и постструктурализме. Второе же берет начало в теории М.М. Бахтина, который понимает метатекст в духе созданной им металингвистики и считает его...

Теория литературы в системе литературоведческого знания

Курилов, Валентин Васильевич — Ростов-на-Дону, 2004

В нашей работе сделана попытка охарактеризовать предмет, задачи, структуру, принципы построения теории литературы как научной литературоведческой дисциплины в основном на материале отечественного литературоведения 60-90-х гг. XX века. Это потребовало аналитического рассмотрения самого литературоведения, уточнения его состава и структуры. Таким...

Типология Драматизма

Ду Жуй — Москва, 2004

В той же главе ставится вопрос о принципах типологического изучения литературы, определяется драматизм как одна из типологических категорий, и предлагаются критерии для разграничения разных форм драматизма...

Ценностный подход в исследовании литературного творчества

Попова, Елена Васильевна — Москва, 2004

Представления о ценностях являются основой духовного существования человека. Это высшие запросы и устремления человека, идеальные образования, проявляющиеся как двигатель человеческого поведения, как внутренние целевые ориентиры личности...

Цитата в художественной прозе

Семенова, Нина Васильевна — Москва, 2004

...

Частотный словарь как основа реконструкции художественного мира

Селезнева, Лариса Васильевна — Тверь, 2004

В научное обращение термин художественный мир вошел после статьи Д. С. Лихачева «Внутренний мир художественного произведения» (1967 г.), в которой был обоснован тезис о наличии в произведении словесного искусства внутреннего мира, обладающего своими законами, отличными от законов реального мира. В другой работе «Поэтика древнерусской литературы...