Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Онтология и теория познания Специальность ВАК РФ: 09.00.01

Понимание как осознание границ мыслимого

Маслова, Инна Викторовна — Санкт-Петербург, 2007

В истории философии происходил поиск универсальных форм знания. Отыскание всеобщего в области объяснения, толкования явлений выразилось в формировании такого направления философии как герменевтика (от греческого слова epgnveuco - переводить, служить толмачом, толковать, объяснять, излагать, переводить). Однако в современной философии проблема...

Понимание: предметно-логический и культурно-исторический аспекты

Гаврина, Елена Геннадьевна — Иваново, 2007

Постоянно разрабатываются новые компьютерные технологии и программы, уменьшающие, с одной стороны, затраты человека на выполнение сложнейших операций, а, с другой стороны, позволяющие расширить его творческий потенциал...

Понимание философского текста как смыслотворчество

Арутюнян, Оксана Аркадьевна — Краснодар, 2007

Возможно ли это, ведь известно, что люди не понимают друг друга, а если и понимают, то искаженно, неадекватно. Д.Н. Овсянников-Куликовский, ссылаясь на Гете, Гумбольдта, Потебню, утверждает, что никто не понимает другого, никто при тех же самих условиях не думает того, что думает другой. Разговор, чтение у различных лиц возбуждают различные роды...

Правовая реальность

Крет, Оксана Викторовна — Тамбов, 2007

Внутренняя сторона характеризуется тем, что, как правило, крупные работы в области сравнительного правоведения посвящены либо сопоставлению основных правовых систем современности в общетеоретическом плане2, либо сравнительному исследованию на уровне отдельных отраслей3. В этой области, за редким исключением, практически нет...

Праздник как объект философской рефлексии

Слюсаренко, Мария Александровна — Кемерово, 2007

Вследствие утраты современным праздником связи со смыслообразующими ценностями жизни человека, он не отвечает в таком случае экзистенциальному состоянию праздничности. Таким образом, возникают обстоятельства, заставляющие обратиться к экспликации онтологического статуса феномена праздника как необходимость восстановления его способности пробуждать...

Предмет и метод философии в наукоучении И.Г. Фихте

Иваненко, Антон Александрович — Санкт-Петербург, 2007

Неравная познавательная ценность достигаемых в различных областях знания результатов указывает не только на различие их предметов и способов познания, но и на различие характера отношения в них предмета и метода. В самом деле, научное знание, для того, чтобы быть научным, должно обладать объективной значимостью. Это означает, во-первых, что...

Природа и ценностная интенциональность философской афористики

Гонгало, Викентий Мичиславович — Омск, 2007

Распад СССР и утрата идеалов социализма в целом негативно отразились на культурном развитии общества. Широкое распространение массовой культуры и потребительское отношение к жизни стали существенно влиять на формирование типа личности, не всегда отвечающего высоким требованиям культурного человека. Поэтому предельно актуальной остается задача...

Природа музыкального образа

Петрова, Оксана Ивановна — Чебоксары, 2007

Методологическая и теоретическая основа исследования. В основу исследования были положены феноменологический, герменевтический и интуитивистский методы. Частично были использованы также метод негативной диалектики Адорно и семиотический метод...

Проблема духовного бытия

Бурцева, Екатерина Александровна — Иваново, 2007

Поэтому, по-прежнему актуальны вопросы: как происходит развитие личности в духовном бытии? какие механизмы определяют направленность вектора ее совершенствования? что представляет собой духовное измерение личностного бытия? и т.д. На сегодняшний день философия дает, подчас, слишком много ответов на эти вопросы, но они нередко односторонни...

Проблема идеологии в контексте феноменологической традиции

Юрьев, Роман Александрович — Томск, 2007

Таким образом, вопрос об условиях рассмотрения феномена идеологии остается открытым, а решение его требует не только обращения к обширной исследовательской традиции, но и выработки особых теоретико-методологических подходов...

Проблема предмета науки в контексте типов научной рациональности: опыт философско-методологического анализа

Полехин, Виталий Александрович — Магнитогорск, 2007

Дальнейшее развитие европейской рациональности, приведшее к становлению классического типа научной рациональности, обнаруживается в философских и научных трудах Френсиса Бэкона, Томаса Гоббса, Джона Локка, Дэвида Юма, Рене Декарта, Бенедикта Спинозы, Готфрида Лейбница, Галилео Галилея, Исаака Ньютона, Пьера Лапласа и других мыслителей...

Проблема телесности в западном искусстве XX века

Острый, Максим Валерьевич — Самара, 2007

В настоящее время существует определенное смысловое расстояние между философской мыслью и различными явлениями культуры, такими как изобразительные виды искусства, литература: причем внутри этого смыслового разрыва существует современное искусствоведение, с одной стороны занимающееся предметно результатами работы художников, с другой стороны, не...

Рациональность и ее онтологические основания

Букин, Дмитрий Николаевич — Волгоград, 2007

Значимыми для всей европейской философской традиции оказываются рационализации Античного мира. Еще не имея четкого определения, рациональность артикулируется как феномен умозрительного постижения принципиально ненаблюдаемых объектов (Единое Парменида, идеи Платона, перводвигатель Аристотеля и т.д.). Античность формирует универсальные формы...

Религия как форма мировоззренческого познания

Родыгина, Светлана Николаевна — Киров, 2007

Таким образом, учитывая представленные особенности, изучение религии как специфической формы познания может осуществляться в двух основных направлениях...

Роль антропного принципа в обосновании глобального эволюционизма

Аредаков, Андрей Александрович — Москва, 2007

Во-вторых, некоторые интерпретации АП возрождают телеологические дискуссии о целях и смысле эволюции Вселенной как глобального целого. В настоящее время доминирует синергетический подход, рассматривающий Вселенную как последовательность этапов самоорганизации. Человек понимается как аттрактор процесса самоорганизации Вселенной...

Символ и интерпретация в религиозно-художественном познании

Балахонцева, Ирина Геннадьевна — Оренбург, 2007

Религиозное искусство, как компонент культовой системы, выступает в роли посредника, хранящего и передающего религиозные знания, и представляет собой вид духовной деятельности, имеющей мощный гносеологический потенциал. На обыденном уровне религиозное искусство нередко воспринимается только как необходимый элемент культа или средство «для помощи...

Системно-структурная устойчивость мироздания

Шарипов, Марат Рашитович — Уфа, 2007

Свободное бытие есть истинный центр, от которого все земные существа постепенно отдаляются. Поэтому в известной мере можно согласиться с той мыслью, что мир имеет волю, освобождённую от власти «слепого» бытия. По, в то же время остаётся неясным, каким образом это «слепое» бытие разворачивается в космос, в многообразие существ...

Смысл жизни человека в контексте смерти: опыт философского анализа

Кагарманов, Дамир Саягафарович — Магнитогорск, 2007

Однако бывают действительно переломные моменты в мировоззрении людей. В такие времена значительно усиливается интерес к проблеме смысла человеческого бытия. Современная эпоха и является эпохой мировоззренческих поисков. Интерес к проблеме смысла жизни человека, обозначившийся как в зарубежной, так и в отечественной философской мысли, неслучаен и...

Совместное самоосуществление как условие объективности познания человеческого бытия

Зайцев, Константин Леонидович — Барнаул, 2007

В связи с этим, особенно актуальной остаётся проблема поиска таких теоретико-методологических оснований познания человека, при которых указанная оппозиция была бы снята, причём так, чтобы оба познавательных условия оказались выполненными - в познании учитывалась бы и специфика человеческого бытия как предмета исследования, и соответствие...

Соотношение непосредственного и опосредованного в познании

Белокопытова, Ирина Геннадьевна — Москва, 2007

Интуитивизм в трактовке научного познания сближает его с иррациональными формами, имеющими отношение к религиозному сознанию, мистике и пр. И в этом контексте становится особо актуальным прояснение скрытых механизмов так называемой интуиции, подлинного соотношения непосредственного и опосредованного в познании, предпосылки чего заложены в немецкой...