Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Жанр народного романа в творчестве Д.В. Григоровича
Тимакова, Анна Александровна — Пенза, 2005Однако долгое время под сочетанием «важное направление» понимали исключительно принципы «натуральной школы», тем самым заметно сужая творческий диапазон автора. Действительно, разработка поэтики «натуральной школы» сделала имя молодому автору, что было отмечено уже критикой 40-х годов XIX века. Но творческая эволюция писателя в ее целостном виде...
Жанровая система поэзии И.А. Бунина
Иншакова, Юлия Григорьевна — Елец, 2005Причины обращения Бунина к данной форме исследователи (B.C. Савалин, JI.B. Толкачева, А.А. Дякина) связывают с традицией жанра, его историей, поэтикой. Особое внимание уделяется модификационным структурам и выбору той или иной модели в зависимости от содержательной установки произведения, тех образов и мотивов, которые играют в стихотворении...
Жанровое своеобразие и поэтика шуто-трагедии И.А. Крылова "Трумф" ("Подщипа")
Маслобойникова, Наталья Васильевна — Самара, 2005Глубоки, содержательны, концептуальны мысли И.З. Сермана о Крылове в монографии «Русский классицизм. Поэзия. Драма. Сатира» (Л.,1973), но о «Трумфе» учёный не упоминает10...
Жанровое своеобразие мемуарно-автобиографической прозы А.А. Ахматовой
Пьянзина, Инна Викторовна — Саранск, 2005Эта тенденция проявляет себя в циклизации литературных произведений (лирический цикл стихов или рассказов, книга стихов), в особой технике построения текста, достигшей своего предела в акмеизме, когда новый текст рождается на основе творческого синтеза частиц предшествующих текстов, как «своих», так и «чужих» [149, с. 14...
Жанрово-тематические модификации поэзии русского сентиментализма и предромантизма в свете категории возвышенного
Пашкуров, Алексей Николаевич — Казань, 2005Возвышенное, «.в сущности своей <предстающее как> бесконечное развитие» [285, С. 18], еще на заре своего теоретического осмысления — в ранневи-зантийской эстетике - проявляет предрасположенность именно к переходности. В.В.Бычков не случайно полагает, что категория эта и «перекодирует» систему мировой литературы и эстетики на язык понятий Нового...
Жанр святочного рассказа в творчестве Н.С. Лескова
Зенкевич, Светлана Игоревна — Санкт-Петербург, 2005По мысли Лескова, святочный рассказ - «это такой род литературы, в котором писатель чувствует себя невольником слишком тесной и правильно ограниченной формы. <.> автор неволит себя выдумывать и сочинять фабулу, подходящую к программе» 10. Поэтому от писателя требуется показать «такое собы...
Жанр стихотворного переложения псалмов в русской поэзии первой половины XIX века
Козлова, Анна Анатольевна — Москва, 2005В русской литературе XVIII века жанр стихотворного переложения псалмов выполнял множество функций. Перелагая псалмы, поэты решали языковые, стихотворческие, стилистические задачи. Результаты этих опытов, как правило, приобретали нормативный характер, переносились на поэтику высокого стиля в целом. Иногда литературный эксперимент становился...
Женские образы в прозе А.П. Чехова
Пак Чжин Хван — Санкт-Петербург, 2005К концу XIX века, времени, когда Чехов создавал свои произведения, «женская тема» стала одной из наиболее актуальных в русской литературе. Значительный интерес к этой теме характерен также для французской литературы, произведений Ж.Санд, Бальзака, Золя, Флобера, Мопассана, хорошо известных и популярных в России, в рассматриваемый период. Как пишет...
Жизнь и творчество Марины Цветаевой в рецепции зарубежной славистики
Цаликова, Ида Константиновна — Ишим, 2005В данном случае речь не идет о противопоставлении или соперничестве российских и зарубежных литературоведов и историков литературы, имеются в виду лишь различные возможности в изучении и оценке предмета исследования. В корректном восприятии этого предмета, - подчеркивал Майкл Мейкин,— равнозначны обе стороны: «Со стороны англоязычного...
Житие Никодима Кожеозерского в древнерусской агиографической традиции
Полетаева, Елена Альбертовна — Екатеринбург, 2005Пространной редакции в своей, собственной манере»28. Сийский список (БАН, Архангельское собр., Д. 405), самый ранний из дошедших до нас списков Пространной редакции, по мнению Л.В.Соколовой, можно было назвать и протографом жития, если бы в нем не отсутствовало «Сказание о списавшемъ житие». В Сказании списатель вопрошает Никодима , правильно ли...
Журнал "Маяк": духовная оппозиция журналистике 1840-х годов и романтизму М.Ю. Лермонтова
Мехтиев, Бургун Гейбатович — Хабаровск, 2005Журнал «Маяк» был основан в Санкт-Петербурге в 1840 году. Первоначально он назывался: «Маяк современного просвещения и образованности. Труды ученых и литераторов, русских и иностранных». В 1842 году в его названии произошло изменение. С этого времени оно звучит следующим образом: «Маяк, журнал современного просвещения, искусства и образованности в...
Запад в русской литературе XVIII века
Блудилина, Наталья Даниловна — Москва, 2005Принципам западной имаго логической компаративистики следует и большинство авторов литературоведческих работ, составляющих совсем небольшую часть научных сборников МГУ «Россия и Запад: диалог культур», изданных по результатам одноименных конференций. Особенно умы университетских ученых занимает понятие «стереотипа», одно из центральных понятий...
"Зеркало света" Федора Туманского (1786-1787 гг.) в историко-литературном контексте последней четверти XVIII века
Мочалина, Наталья Владимировна — Самара, 2005На сегодняшний день монографического исследования о «Зеркале света» не существует. О журнале мы сможем найти редкие, очень ограниченные сведения, да и те в подавляющем большинстве косвенные. Это относится как к исследованиям дореволюционного периода, так и к более поздним, в том числе и современным...
Идейное и художественное своеобразие мемуарной прозы второстепенных писателей русской литературной эмиграции
Кузнецова, Анна Александровна — Москва, 2005Особую трудность для исследователей создаёт влияние на мемуарные тексты этого времени эстетики и идеологии модернизма, в связи с чем размывается понятие реальности и актуализируется представление о высокой исторической значимости современности, тогда как значимость прошлого редуцируется...
Идейно-художественный диапазон "женской темы" в прозе современных русских писательниц и оценках литературной критики
Кошкарова, Елена Григорьевна — Псков, 2005По мысли А.Ахматовой, бывают события, как бы отбрасывающие тень «впереди себя», задолго до своего реального появления. «Тень» феминизма, первый «подземный толчок», который сегодня дает о себе знать нарастающим гулом, можно было распознать уже в определенных реалиях общественной жизни периода хрущевской оттепели. В литературе, в частности, на этот...
Идейно-эстетическое своеобразие "Рассказов 1922-1924 годов" А.М. Горького
Ли Ми Э — Москва, 2005Между тем М. Горький был и остается прежде всего художником, чье творчество претерпевало изменения, эволюционировало, активно развивалось, находилось в процессе постоянного становления и поиска новых форм поэтической выразительности. Наиболее значимым в писательской судьбе было время послереволюционного духовного кризиса. Этот этап в обширной...
Иосиф Бродский и русская рождественская поэзия
Подгорская, Анна Вячеславовна — Магнитогорск, 2005Сам Бродский воспринимал себя «последним поэтом XX века» и хранителем культурной традиции. М.Н. Липовецкий убедительно доказывает, что эстетика Бродского является «не столько математической суммой модерна, постмодерна и...
Искусство и творческая личность в художественном мире Гайто Газданова
Гайбарян, Ольга Ервандовна — Москва, 2005Первые публикации газдановских произведений в России датируются 1988 годом: это рассказы и фрагменты романов в газетно-журнальной прессе. Трехтомное собрание сочинений Газданова, впервые изданное на родине писателя, появится только в 1996 году, но уже с начала 1990-х годов в России возникает выраженный интерес к его творчеству...
Искусство как жизнетворчество в повестях М.М. Зощенко 30-40-х годов
Черепанова, Ольга Петровна — Москва, 2005Основополагающей тенденцией» в русском историческом процессе прошедшего столетия современные ученые считают общественно-политическую и культурную модернизацию, которая «определила лицо» страны и направления всех сфер ее деятельности.2 В области художественной культуры модернизация выразилась в стремительном сближении накопленного творческого опыта...
Итальянская тема в поэзии Ф.И. Тютчева и А.Н. Майкова
Пожидаева, Надежда Владимировна — Череповец, 2005Связь России и Италии прослеживается ими на самых разных культурных уровнях. Так, например, в русской иконографии утвердился «светлый» римский (итальянский) стиль взамен древнерусского темного. Русская архитектура оказалась глубоко проникнутой итальянским влиянием. Оно стало особенно очевидным в конце XV - начале XVI в.в. при Иване III, женатом на...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 108
- 109
- 110
- 111
- 112
- ...
- 238
- Следующая страница »