Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Мотив в системе автокоммуникации в лирике М.Ю. Лермонтова

Брунева, Юлия Анатольевна — Барнаул, 2004

Колеблющиеся признаки, в свою очередь, дают возможность говорить о "динамизации стихового слова", когда слово не просто присутствует в пределах одного лирического текста в одном основном значении, а живёт, меняет свою внутреннюю наполненность, то есть, может проявлять множество различных эмоциональных и семантических оттенков. Ю. Н. Тынянов...

Мотив Дома в русской романтической прозе 20-х - 30-х годов XIX века

Бугрова, Лариса Васильевна — Тверь, 2004

В научной литературе последнего времени термин «мотив» «все более утрачивает свое прежнее содержание, относившееся к формальной структуре произведения: из области «строгой» поэтики он переходит в область изучения мировоззрения и психологии писателя»5. В работе исследователей говорится о возможности соотнесения мотива с художественным образом...

Мотив зеркала в художественной системе В. Набокова

Зайцева, Юлия Юрьевна — Пермь, 2004

Однако когда дело касалось содержания, первые рецензенты набоковских текстов часто останавливались перед вопросом: «Есть ли у Сирина за всегда метко схваченной деталью, ловко придуманным положением, умной насмешкой то отношение ко всему этому, которым все объясняется и многое оправдывается?» [Червинская: 386: 168] За блестящей формой исследователи...

Мотив тайны в лирике М.Ю. Лермонтова

Московский, Олег Викторович — Самара, 2004

На очевидность присутствия мотива тайны в литературных творениях поэта рационализм как метод познания отреагировал единственно возможным ему способом: переосмыслил его в соответствии со своими принципами и перевел на свой язык. Проиллюстрируем это на типичном примере...

Мотивы и образы драгоценных камней в русской поэзии рубежа XIX - XX веков

Шилкина, Мария Михайловна — Волгоград, 2004

Роль минералов в мифопоэтических и религиозных представлениях очень велика. Особенно это характерно для драгоценных и полудрагоценных камней: «. редкость, эстетическая отмеченность и престижное значение минералов в известной степени объясняет их сакральность и использование в ритуалах и в моделировании тех или иных мифопоэтических объектов» (Мифы...

Музыка, живопись и театр в прозе М. Зощенко

Барсукова, Ольга Александровна — Барнаул, 2004

Разнообразные подходы свидетельствуют о пристальном интересе современных исследователей к творчеству М. Зощенко, однако многие аспекты, прежде всего связанные с особенностями поэтики прозы писателя, остаются вне поля зрения зощенковедов...

М.Ю. Лермонтов и его спутники

Резник, Наталья Анатольевна — Москва, 2004

Помимо художественных текстов, пропало множество документальных источников. Существует, но неизвестно, где находится, дневник Лермонтова. Об этом в свое время сообщил И.Л. Андроников. Переписка поэта, безусловно, обширная, также в значительной степени утрачена. Недостаток документальных материалов побудил исследователей искать в лермонтовских...

Народно-патриотический пафос как стихия света в художественном мире Леонида Леонова

Оленский, Борис Иванович — Краснодар, 2004

Художник редкого дарования, талантливо владеющий мастерством в любом литературном жанре, создал бесценные по философской глубине и своеобразию художественного отображения действительности романы: «Бурыга», «Барсуки», «Вор», «Соть», «Скутаревский», «Дорога на Океан», «Русский лес» и пьесы: «Унтиловск», «Усмирение Бададошкина», «Нашествие...

Наследие М.Ю. Лермонтова в поэзии Серебряного века

Дякина, Анжелика Александровна — Елец, 2004

Борьба во имя свободы творчества и во имя духа» (253), ставшая признаком нового времени, по сути была все тем же, в традициях отечественной культуры, поиском Правды. Изменились лишь масштабы и средства единых духовных устремлений. «.То, что у Пушкина или Толстого как бы создавалось впервые, — писал Н. Оцуп, — теперь подвергается сознательному...

Национальная традиция и "новая Россия" в литературном сознании второй половины XVIII века

Гончарова, Ольга Михайловна — Санкт-Петербург, 2004

С первой минуты своего действия западное влияние стало разрушать в нас естественное чувство привязанности к отечеству. Чем больше проникалось наше общество западным влиянием, тем чаще появлялись среди него люди, которые теряли чутье родного, относились к нему или с презрительным равнодушием, или даже с брезгливым отвращением» (Ключевский 1983: 19...

Н.В. Гоголь и Н.М. Языков: история взаимоотношений

Вострикова, Елена Евгеньевна — Саратов, 2004

Предмет изучения - русская литературная жизнь первой половины XIX века, творческие, биографические контакты Н.В. Гоголя с его непосредственным, ближайшим литературным окружением...

Некоторые стилевые традиции в ранней прозе Л. Леонова

Ян Минмин — Санкт-Петербург, 2004

В леоноведении, которое в советский период было под сильным давлением идеологических догматов, и естественно, в большей степени исследовались произведения зрелого периода творчества писателя, написанные в соответствии с канонами социалистического реализма, -раннему периоду творчества писателя уделялось неизмеримо меньше внимания, тем более что его...

"Немецкий текст" в творчестве Андрея Белого

Карпухина, Оксана Станиславовна — Самара, 2004

Ю.М.Лотман отмечает: «В результате смешения культурных тенденций Запада и Востока начали возникать тексты, образующие некий многоплановый культурный континуум, способный генерировать новые с точки зрения обеих традиций тексты» (111,32). И действительно, история взаимоотношений Германии и России XIX - XX веков, изобилующая контрастными моментами...

Неоклассический стиль лирики В.Ф. Ходасевича 1918-1927 гг.

Горбачев, Андрей Михайлович — Ставрополь, 2004

Объектом исследования избраны относительно автономные лирические тексты, формирующие сложную «сверхжанровую» (М. Дарвин) структуру циклов «Путем зерна», «Тяжелая лира», «Европейская ночь». Данные метапоэтики, которые свидетельствуют об авторской интерпретации и дают направление анализу индивидуального стиля В.Ф. Ходасевича, рассматриваются с...

Неомифологические аспекты поэтики и гоголевская традиция в творчестве С.А. Клычкова

Лыкова, Елена Викторовна — Москва, 2004

Анализ сюжетно-повествовательной формы в рамках неомифологическон поэтики, с учетом достижений, сделанных в этой области, призван, в первую очередь, показать принципы создания нового крестьянского мифа...

Нравственно-философский смысл "Подражаний Корану" А.С. Пушкина

Литневская, Юлия Михайловна — Саратов, 2004

Мысль прочитать Коран, воспользовавшись его образами и формой, скорее всего, возникла у Пушкина на юге. В незавершенном стихотворении 1825 года "В пещере тайной в день гоненья" сохранилось признание поэта, что он читал Коран "в день гоненья", т.е. перед высылкой из Одессы летом 1824 года. В письме Пушкина к Вяземскому от 24-25 июня 1824 года, есть...

Образ "дома" в поэзии Анны Ахматовой

Галаева, Мария Владимировна — Москва, 2004

В частности, В .В. Виноградов обратил внимание на «семантическое двоение» «домашних» образов Ахматовой: «.то кажется, что они непосредственно ведут к самим представлениям вещей, как их ярлыки, роль...

Образ дома в русской прозе 1920-х годов

Разувалова, Анна Ивановна — Красноярск, 2004

Разумеется, нормы и идеалы, связанные с домом, воплощаются прежде всего в быту и принадлежат «обиходному слою культуры» [Панченко 2000: 15]. Слою, по замечанию A.M. Панченко, «консервативному», меняющемуся медленно, однако в «эпохи скачков», переломов, превращающемуся «в событие» [Там же: 15]. Периодом перелома в XX веке и стали 20-е гг.1 (здесь и...

Образы времени и пространства в поэтическом сборнике Иосифа Бродского "Остановка в пустыне"

Халимбекова, Марьям Сайпутдиновна — Махачкала, 2004

Работы о Бродском можно условно разделить на исследования с философским уклоном (в них акцентируется мировоззрение поэта, выраженное посредством времени и пространства как неких абстрактных категорий) и труды с анализом конкретных образов времени и пространства. Далее попытаемся охарактеризовать их в общих чертах...

Образы и темы литературы Древней Руси в творчестве Н.С. Лескова

Мелентьева, Ирина Евгеньевна — Москва, 2004

Среди писателей второй половины XIX века особое место занимает Лесков как писатель со своеобразным подходом к слову и традициям русской старины. Его произведения отличает свобода и многообразие способов использования достижений устной народной культуры и старинной книжности, коренящиеся в близости к среде, во многом сохранившей мироощущение...