Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Литературная рефлексия в русской постмодернистской прозе

Воробьева, Елена Петровна — Барнаул, 2004

Теоретическая значимость работы заключается в конкретизации и уточнении понятия литературной рефлексии, позволяющего обозначить и адекватно описать важнейшие тенденции современного литературного процесса. Исследование формирует понятийный аппарат, который может использоваться для анализа и интерпретации произведений русского литературного...

Литературная судьба тамбовского пролеткульта: эстетические и поэтико-философские искания

Ишин, Алексей Викторович — Тамбов, 2004

В основе идеологии Пролеткульта лежали принципы развития и изменения. Инновационный характер идеологии Пролеткульта определялся в значительной мере осознанием невозможности решения социально-культурных проблем за счет ресурсов „старой" культуры. Выход виделся в формировании качественно новой культуры и, в частности, литературы путем создания...

Литературное окружение и эстетическая позиция А.А. Фета в 1850-е годы

Дерябина, Елена Павловна — Великий Новгород, 2004

Период широкой вовлеченности в литературный процесс эпохи продолжался недолго, приблизительно до 1861 года. К приметам, свидетельствующим о его окончании, относятся разрыв Фета с «Современником» (вторая половина...

Литературно-критическая концепция В.С. Соловьева: истоки, становление, развитие

Юрина, Наталья Геннадьевна — Саранск, 2004

Временные параметры нашего исследования ограничены рамками периода становления и развития эстетических, теоретико-литературных и литературно-критических взглядов В. Соловьева...

Литературно-философские реминисценции и автореминисценции в цикле "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева

Трофимова, Татьяна Борисовна — Санкт-Петербург, 2004

Стихотворения в прозе появляются у Тургенева ещё в его ранних произведениях, в виде лирико-философских «вкраплений» в текст, как правило, в описании пейзажей, вызывающих у читателя размышления о бренности человеческого бытия, о смерти, одиночестве, любви, счастье, истине и многом другом. Для Тургенева его «Senilia» очень важны. Они завершают его...

Литературные стратегии современных писателей

Лазарева, Татьяна Сергеевна — Тюмень, 2004

Основная дискуссия развернулась на страницах журнала «Новое литературное обозрение», который выпустил специальные номера, посвящённые «другим литературам» (№22, №59). Это свидетельствует, по мнению главного редактора журнала Ирины Прохоровой, о том, что «потребность в пересмотре базовых основ собственной деятельности, модернизации...

Л.Н. Толстой в берлинском журнале писателей-натуралистов "Свободная сцена современной жизни"

Новосельцева, Оксана Николаевна — Кострома, 2004

Одной из первых значительных работ, посвященных изучению восприятия Л.Н. Толстого в Германии в рамках программы рецептивного исследования русской литературы,является монография X. Штульц (216...

Л.Н. Толстой: духовный идеал и художественное творчество

Гулин, Александр Вадимович — Москва, 2004

Гораздо более продуктивной, способной приоткрыть реальную сложность я ления, оказалась точка зрения, согласно которой творческий мир Толстого выгляд внутренне единым художественно-философским целым. Еще на рубеже Х1Х-5 столетий такую позицию занимал В.В .Розанов, которому принадлежит, в частност следующее высказывание: «Его первое произведение...

Максим Грек в контексте русской книжности. Некоторые черты русской книжности конца XV - середины XVI вв. как симптомы кризиса средневекового сознания

Кабанков, Юрий Николаевич — Владивосток, 2004

Конечно же, категории «духовности» и «светскости» литературы на деле подобны сообщающимся сосудам. И точно так же, как духовное начало может размываться и нивелироваться началом мирским, так и мирское в свою очередь, растворяясь в духовном, тормозя мельтешение развлекательности, может вознестись при случае на, казалось бы, недосягаемую духовную...

М.Волошин и В.Брюсов

Бачеева, Ольга Борисовна — Тюмень, 2004

Намеренно исключив поэтов из числа критиков, т. к. для них «критика все же дело второе, собственная мысль занимает больше, чем облик и мысли того, о ком пишет»1, А. Крайний (3. Гиппиус) заявлял: «У нас прямо потрясающее отсутствие критиков»2. В 1907 г. в статье «О современной критике» А. Блок, подводя некоторые литературные итоги, накануне кризиса...

Мемуаристика как метажанр и ее жанровые модификации

Кириллова, Екатерина Леонидовна — Владивосток, 2004

Литературную эмиграцию изначально волновал вопрос о причастности ее к «общерусской» литературе. Споры о том, едина ли русская литература, несмотря на географическую и политическую разобщенность, или же русская зарубежная литература представляет собой самостоятельное явление, начались с момента возникновения самой русской зарубежной литературы...

Миф в русской прозе конца XX - начала XXI веков

Зайнуллина, Ильмира Нажатовна — Казань, 2004

При этом каждый исследователь предлагает свое видение проблемы. В частности, Е.М.Мелетинский в своей фундаментальной работе «Поэтика л мифа» обозначил «результаты воздействия» мифа на литературу, которые, по его мнению, заключаются в следующем...

Мифология "Нового мира" и тенденции развития русской литературы первой трети XX века

Никонова, Тамара Александровна — Воронеж, 2004

Миф «новый мир» в силу логически легко осознаваемой антиномично-сти, в нем заложенной, включает «старый мир» как свое отрицание. Противостояние, которое обнаруживает уже лексический уровень антиномии новый/старый, определяет и два возможных принципа его разрешения, известных в философском знании - революционного и эволюционного, каждый из которых...

Мифопоэтика советской драматургии 1920-х годов

Романова, Екатерина Геннадьевна — Барнаул, 2004

Многозначность термина усиливается введением в научный обиход понятия «современный миф», соотносимого уже не с системой архаического миропонимания, а с принципами неомифологической ментальности...

Мифопоэтическая парадигма "Окаянных дней" И.А. Бунина

Трусова, Ася Сергеевна — Мичуринск, 2004

А.А. Нинов и вовсе утверждал, что «Окаянные дни» с художественной стороны не имеют никакой ценности: «Нет здесь ни России, ни ее народа в дни революции. Есть лишь одержимый ненавистью человек. Эта книга правдива лишь в одном отношении - как откровенный документ внутреннего разрыва Бунина со старой либерально-демократической традицией» [56. С.521...

Мифопоэтический и философско-эстетический аспекты воплощения образа природы в прозе И.А. Бунина

Иванова, Диана Михайловна — Елец, 2004

Природа Бунина — уникальное явление в литературе. В его представлении она не имеет границ и равновелика космосу, который порою грозен по отношению к человеку; а страх перед величием природы и Бога писатель объясняет непостижимостью бездны космического пространства. Подобное толкование вопроса «человек и космос» находим и у Н.Бердяева: «Космос...

Мифо-ритуальный и фольклорный контекст драматургии А.В. Вампилова

Кузнецова, Наталья Михайловна — Иркутск, 2004

Раздвигая рамки узконациональных этнических мифопоэтических и фольклорных систем, неизменно как результат приходит понимание, что всякая попытка «выделить в химически чистом виде» национальную специфику культуры любого народа не только практически трудно осуществима, но и малопродуктивна — она ведет к обеднению ее подлинной специфичности, ибо...

Модернистская ирония как один из истоков русского постмодернизма

Лейни, Регина Николаевна — Саратов, 2004

Одной из философско-эстетических и художественных универсалий, присущих отечественному культурному сознанию XX века, является ирония. Обнаруживая себя в качестве фундаментальной особенности художественного языка литературы и конструктивной черты художественного 3 мышления эпохи , ирония во многом определяет закономерности существования русской...

Мортальный сюжет в нравственно-философском пространстве малой постмодернистской прозы

Блинова, Марина Петровна — Краснодар, 2004

Принципом объединения текстов различных русских и зарубежных авторов становится наличие общей сюжетной доминанты - ситуации смерти, позволяющей включить тексты в единое пространство мортального сюжета, становящегося специфической формой адаптации постмодернистского текста...

"Московские ведомости" М.Н. Каткова (1863-1887) в русском литературном процессе

Деревягина, Елена Вячеславовна — Великий Новгород, 2004

В 1850-х - 1860-х годах Катков пишет целый ряд литературно-критических статей: «Пушкин» (1856), «Старые и новые боги» (1861), «О нашем нигилизме. По поводу романа Тургенева» (1862) и многие другие. В них выразились консервативные идеи Каткова, связанные с его отношением к революционным демократам...