Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Сатира и инвектива в поэзии М.Ю. Лермонтова

Анненкова, Наталья Александровна — Оренбург, 2004

Теоретическая и практическая ценность результатов работы. Результаты работы представляют интерес для изучения истории отечественной литературы (творчества М.Ю. Лермонтова, жанровой динамики), для изучения теории и истории жанра, могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов, при проведении практических занятий по истории русской...

Сатирический модус человека и мира в творчестве М.А. Булгакова

Плаксицкая, Наталья Александровна — Елец, 2004

Настоящий научно-исследовательский «бум» в булгаковедении произошел во второй половине 80-х годов, когда были закончены основные публикации неизвестных ранее художественных текстов Булгакова. Издана и большая часть сохранившихся документов — писем, дневников писателя...

Своеобразие психологизма в рассказах Всеволода Иванова

Ханинова, Римма Михайловна — Ставрополь, 2004

И до сих пор Иванов остается писателем, «не прочитанным нами». Мнение В. Шкловского, высказанное в 1964 году, и через сорок лет остается справедливым. Это связано как с современной возможностью написания новой истории русской литературы XX века со стиранием белых пятен на творческой карте, пересмотром классического наследия, с учетом обретенных...

Своеобразие художественного мира ранней лирики Георгия Иванова

Якунова, Екатерина Алексеевна — Череповец, 2004

Понятие «художественный мир» было введено в отечественное литературоведение в конце 60-х годов XX века Д.С. Лихачевым. В первую очередь им рассматривался мир художественного произведения. В настоящее время выражение «художественный мир» употребляется как синонимтворчества писателя, своеобразие того или иного жанра: мир Пушкина, Лермонтова...

Своеобразие художественно-публицистической манеры Владимира Крупина

Белова, Ольга Павловна — Ульяновск, 2004

Панорама литературных течений, направлений, стилей в 80-х-90-х гг. пестра и разнообразна, поэтому очень сложно создать более-менее определенную картину ее развития. Одни писатели, продолжая традиции русского реализма, обращаются к философским, религиозным, нравственным вопросам бытия. Другие исключают из своих произведений идеологию и политику...

Семантика сюжетных мотивов дома и бездомья в русской романтической поэзии. В.А. Жуковский. М.Ю. Лермонтов

Мамонова, Ольга Вячеславовна — Москва, 2004

К категории дома отечественное литературоведение обратилось сравнительно недавно. Это связано с тем, что в последние два десятилетия не только вскрывается и анализируется религиозный пласт в мировоззрении, но ведутся поиски новых методов исследования, адекватных введению и интерпретации новых категорий, таких как пасхальный архетип, соборность...

"Семейная хроника" и "Детские годы Багрова-внука" С.Т. Аксакова: формы письма и традиции жанра

Николаева, Наталья Геннадьевна — Новосибирск, 2004

Объектом нашего исследования является «Семейная хроника» С.Т. Аксакова (в дальнейшем - СХ), своеобразие которой'определяется соединением начал документальной и художественной прозы. В качестве предмета исследования мы выделяем СХ как сложное художественное образование, в повествовательной структуре которого соединяются элементы разных жанровых...

Символизм как текст культуры в творческом сознании Анны Ахматовой

Смирнова, Наталья Юрьевна — Иваново, 2004

Творческая личность А.Ахматовой в этом отношении вызывает, на наш взгляд, повышенный интерес в силу неоправданной неизученности этого аспекта. Известны отдельные реакции поэтессы на ряд имен и явлений символистской культуры, но, не будучи систематизированы и осмыслены, они не стали предметом целенаправленного анализа...

Система мотивов малой прозы Б.К. Зайцева 1901-1921 годов и ее эволюция

Воробьёва, Галина Васильевна — Волгоград, 2004

Выбор хронологических рамок исследования продиктован тем фактом, что в период 1901-1921 гг. происходит формирование философско-этической позиции Зайцева, становление отличительных особенностей его художественной системы. Именно в этот период в творчестве писателя преобладают малые формы, наиболее подходящие для тщательного мотивного анализа. В...

Система энантиоморфизма в творчестве В.В. Набокова

Заболотняя, Оксана Дмитриевна — Москва, 2004

Все творчество В.В.Набокова наполнено подобными кристаллами, симметричной и асимметричной оппозиционностью. Мир произведений писателя дробится на мельчайшие осколки: он теряется в собственных бликах и отблесках...

Софиологические и мариологические аспекты древнерусской литературы XI-XII веков

Ундиренко, Юлия Владимировна — Ярославль, 2004

Кроме того, развитие молодого древнерусского государства немыслимо без основополагающей идеи христианского строительства идеального обустроенного микрокосма. «Упорядоченное и замкнутое внутреннее пространство города, организованное вокруг храмов, отгороженное крепкими стенами от хаотических просторов степи, где рыскали печенеги, место княжьего...

Специфика жанрово-стилевой системы романов В.В. Набокова "русского" периода

Рыкунина, Юлия Абдуллаевна — Москва, 2004

Представляется очевидным, что статус романа в двадцатом веке должен был коренным образом измениться. Познание и отображение субъективного опыта отдельной личности, с одной стороны, и интерес к «человеческому документу», с другой, поколебали превосходство вымысла, без которого нельзя себе представить «эпоху романа». Теперь же вымысел становится...

Способы ритмизации цикла И.С. Тургенева "Стихотворения в прозе" и основные тенденции развития жанра в русской литературе конца XIX - начала XX вв.

Галанинская, Светлана Виленовна — Москва, 2004

Однако границы между лирикой и эпосом ни Л.Тимофеев, ни А.Квятковский не определяют, и, как и в выше обозначенных концепциях, возникает типологическая неточность, влекущая за собой ещё большие трудности при определении научного статуса явления, явно не вписывающегося в рамки «привычной» жанровой системы...

Становление жанра баллады в русской поэзии второй половины XVIII века

Александровская, Мария Александровна — Москва, 2004

Воспринимая европейскую традицию, поэты XVIII века не теряли связи с народными истоками, огромное влияние на литературу в этот период оказывает фольклор. Это сплетение философских и эстетических веяний Европы и культурного наследия народа и легло в основу великой литературы России...

Стилевые особенности повестей Чингиза Айтматова (к проблеме художественного мастерства)

Садыкова, Назгуль Абдыкадыровна — Бишкек, 2004

Греческое слово стиль употреблялось в античности и средневековье метонимически, для обозначения особенностей письменной речи у того или иного автора; в этом значении термин дошел до наших дней. Традиционно-каноническое определение (стиль -единство художественных приемов, характерное для отдельного произведения гиги всего творчества писателя, для...

Стилевые приемы кинематографа в литературе русского зарубежья первой волны

Немцев, Максим Владимирович — Москва, 2004

Новое искусство уже не устраивало простое подражание натуре, стремление ограничиться визуально регистрируемым и рационально познаваемым. Поэтому модернисты взяли на вооружение идеализм Платона и Канта. Платон уподоблял мир, окружающий человека, темной пещере, в которой лишь слабые проблески света намекают на высшую, запредельную и бесконечную...

Стиль сказочной прозы Лидии Чарской

Матвеева, Александра Сергеевна — Москва, 2004

В связи с этим, феномен Лидии Чарской, любимой писательницы детской читающей аудитории России в тот период, не случаен. Начало ее литературного труда совпало с началом XX века (первая» книга — повесть «Записки институтки» — издана в 1901 году), и поэтому творчество Лидии Чарской есть плоть от плоти культурной эпохи, называемой серебряным веком...

"Стихия вопрошания" в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Бужинская, Дарья Сергеевна — Магнитогорск, 2004

Отраженный свет на проблемы человековедения вообще и проблемы общения в частности может бросать опыт других больших художников, что хорошо показано в книгах В. Д. Днепрова "Идеи. Страсти. Поступки: Из художественного опыта Достоевского" и "Искусство человековедения: из художественного опыта Льва Толстого", в которых очерчиваются контуры понятий...

Стихотворные "гнёзда" в поэзии О.Э. Мандельштама 1930-х годов

Гутрина, Лилия Дмитриевна — Екатеринбург, 2004

Концепция поэтического слова была не только декларирована Мандельштамом в теоретических эссе, но и последовательно воплощена в художественной практике: творчество поэта, начиная с книги «Камень», демонстрирует тягу её создателя к развёртыванию микрообраза. В лирике периода «Камня» это сказалось, в первую очередь, в характере функционирования...

Структура романа Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы": диахронический аспект

Шаулов, Сергей Сергеевич — Уфа, 2004

Нам важно, что широта читательской реакции на текст Достоевского обусловлена богатством внутренней формы его художественных текстов, пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. - М., 1996. С. 67138...