Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Трагическое в лирике А. Ахматовой
Шевчук, Юлия Вадимовна — Уфа, 2004Традиции ОПОЯЗовского подхода в изучении ритмико-метрического строя, строфики, лексики, синтаксиса осуществляются в отечественном литературоведении по сей день (М. Гаспаров «Стих Ахматовой: четыре его ф этапа», 1989; С. Калачева «Своеобразие стиха ранней А. Ахматовой», 1986...
Традиции древнерусской литературы в творчестве Б.К. Зайцева и И.С. Шмелева
Пак, Надежда Идюновна — Москва, 2004Методы исследования. В работе используется комплексная методика исследования: выяснение условий актуализации древнерусской культуры, способствовавших творческому становлению писателей и дальнейшему его развитию, потребовало культурно-исторического подхода; жанрово-стилевое своеобразие наследия писателей в его отношении к древнерусской литературе...
Традиции русского символистского романа в романе 20-х-30-х годов XX века
Калинина, Екатерина Анатольевна — Москва, 2004В отличие от реалистического видения и воссоздания мира, выражающегося в стремлении "уловить и запечатлеть существенное, главное, отражающее тенденции, ведущее к сути"4, экзистенциальный "ракурс" вбирает весь хаос явлений, фактов, вещей, попадающих в поле зрения личности, и стремится отразить полный спектр субъективных оценок и впечатлений в их...
Традиции русской классики в творчестве В.С. Маканина 1980-1990 годов
Паниткова, Елена Валерьевна — Орел, 2004Проблема традиций и новаторства приобретает особую остроту на переломном этапе развития искусства, каковым явился период 1980-1990-х годов 20в. В условиях кризиса современного общества, когда разрушились прежние ценностные понятия, основы прежней морали и принципы общественной жизни, именно в творчестве современных писателей, в частности...
Традиции эпических жанров русского фольклора в творчестве Велимира Хлебникова
Лупеев, Дмитрий Евгеньевич — Астрахань, 2004Начиная с 1985 года, когда был отмечен столетний юбилей поэта и вышел в свет приуроченный к этому событию солидный том его избранных сочинений, велимироведение приобретает новое дыхание. Публикуются многочисленные исследования, выходят тексты, в Астрахани регулярно проводятся Хлебни-ковские чтения и основан музей поэта, творчество которого тесно...
Традиционная и авторская символика в современной поэзии
Ступников, Денис Олегович — Москва, 2004Обладая столь объективным взглядом на рок-культуру, Головин, тем не менее, принадлежит к числу её творцов. Однако в песнях Головина тот же безжалостно-отстранённый взгляд на рок-культуру. Симптоматичным примером тому является альбом группы «Ва-Банкъ» «Нижняя Тундра», в котором Головин выступил как автор песни «Агрессия созвучий...
Традиция "Арзамаса" в творческом наследии А.С. Пушкина
Лукьянович, Елена Александровна — Томск, 2004Другое предварительное замечание о признании арзамасского влияния на творческое развитие поэта органически связано с неоднородностью и противоречивостью оценок и спецификой интерпретационных характеристик общества, определяющих исследовательскую «модель...
Традиция Боратынского в лирике XX века
Гельфонд, Мария Марковна — Нижний Новгород, 2004Говоря о художественном мире Боратынского, исследователи обычно вслед за Мандельштамом отмечают его «устремленность к далекому, неизвестному адресату».2 При этом «ответ» Боратынскому в русской лирике практически остается вне поля зрения исследователей. «Путь Боратынского вперед, в литературу будущую нам почти неизвестен».3 Можно отметить ряд...
Традиция русской агиографии в мемуаристике XVIII века
Муравьева, Вера Владимировна — Москва, 2004Тот же принцип, а именно стремление охватить все типы героев, соблюдался и при отборе агиографических сочинений, созданных в период с XI по XVIII век включительно. Хотя в силу строгости канонической формы житийного рассказа временные, тематические, стилистические различия, а также социально-ролевая иерархия его героев не так важны при отборе...
Трансформация агиографической традиции в произведениях Н.С. Лескова о "праведниках"
Лукьянчикова, Наталья Владимировна — Ярославль, 2004Связь с различными культурными системами, в частности, с раннехристианской литературой и с древнерусской агиографией, говорит прежде всего не о влиянии на художника того или иного автора или произведения, а о принципиальном стремлении Н.С. Лескова утвердить близкие ему этические идеалы с общечеловеческой культурной и нравственной традицией. В его...
Фактор адресации в русской поэзии XVIII-начала XX вв.
Дмитриев, Евгений Владимирович — Москва, 2004Предметом нашего исследования является русская поэзия XVIII -начала XX вв., взятая в «бифуркационных точках» ее развития, когда адресация становилась одним из доминирующих факторов художественной коммуникации и обретала жанрообразующую функцию. Объект нашего исследования ограничен «базисными» адресованными жанрами (ода, сатира, послание...
Феномен двойничества в русской литературе XIX века
Грудкина, Татьяна Владимировна — Шуя, 2004Особое место занимают исследования К.-Г.Юнга . Автор не ставит проблему двойничества как таковую, однако юнгеанские архетипы, особенно парные, отчасти проливают свет на происхождение и ' устойчивость образа двойника в человеческой психике. Кроме того, вычленение опорных структурирующих личность понятий (например, саМость) помогает осознать...
Феномен игры в творчестве Леонида Андреева
Карякина, Мария Валерьевна — Екатеринбург, 2004При подобных выходах в названную тему проблема функционирования феномена «игры» в творчестве Андреева продолжает оставаться остро актуальной. Она до сих пор еще не формулировалась учеными как одна из важнейших, хотя ее значение единодушно ощущалось всеми исследователями. И несмотря на то, что некоторые моменты, как мы показали, в определенной...
Феноменология изображения рационального и эмоционального в романе Ф.М. Достоевского "Идиот"
Сапельников, Алексей Витальевич — Волгоград, 2004Вячеслав Иванов в своей известной работе «Достоевский и роман-трагедия» указывает, что «трагичен, по существу. сам поэтический замысел»4 его романов, что, очевидно, в большей степени относится именно к роману «Идиот». Говоря, что «роман Достоевского есть роман катастрофический», он выделяет такие художественные особенности, как то, что «трагедия у...
Феномен памяти в художественном творчестве А.П. Чехова
Журавлева, Анастасия Анатольевна — Москва, 2004Резкое возрастание интереса к феноменам культуры, истории, коллективной и индивидуальной памяти, к темам памяти и воспоминания в последние десятилетия XX века актуализировало изучение феномена памяти, о чем свидетельствует появление внушительного количества новых исследований в культурологии, историографии, литературоведении1...
Философско-эстетические доминанты русского и европейского постмодернизма и творчество Джона Фаулза
Годованная, Эльмира Георгиевна — Краснодар, 2004Для определения философско-эстетических доминант русского и европейского постмодернизма мы сопоставляем произведения русских писателей с творчеством Джона Фаулза — одной из характерных фигур европейского постмодернизма, произведения которого наиболее показательны с точки зрения сочетания экзистенциалистской основы и мифологического метода...
Фольклорная парадигма русской прозы последней трети XX века
Скаковская, Людмила Николаевна — Тверь, 2004В последние десятилетия в отечественной литературе определилось целое направление творческого использования фольклора, которое представлено талантливыми прозаиками, раскрывающими проблемы действительности на уровне пересечения литературы и фольклора. Совершенно ясно, что глубокое и органичное освоение разных форм устного народного творчества...
Фольклорное начало в поэтике Б.А. Пильняка
Маликова, Наталья Юрьевна — Коломна, 2004Важно отметить, что все же не остался в стороне вопрос о влиянии фольклорной эстетики на поэтику Пильняка. А.П.Ауэр, исследуя поэтику Пильняка как художественное соединение противоположностей, которые неудержимо влекут к сплочению, отмечает «в авангардистском романе «Голый год» самые различные стилевые потоки», в том числе былинно-напевный...
Фольклорно-мифологические мотивы в прозе Чингиза Айтматова
Мискина, Маргарита Сергеевна — Томск, 2004Высоко оценивали современники и вклад писателя в русскую литературу. В пятидесятые - шестидесятые годы своими ранними повестями, принесшими ему мировую славу, Айтматов органично вливается в когорту традиционалистов-экологов. Несомненно, в этот период талант прозаика развивался и вбирал достижения так называемой «деревенской прозы». В русской...
Фольклорные мотивы с семантикой смерти/возрождения в произведении Вен. Ерофеева "Москва - Петушки"
Конрад, Инна Сергеевна — Москва, 2004Различие методологических подходов и разница окончательных выводов существующих концепций позволяет считать, что проблема еще не разрешена. Многообразие интерпретаций свидетельствует о том, что произведение Венедикта Ерофеева отмечено особой чертой - множественностью истин, которые ни в коем случае не отменяют одна другую, но сливаются в...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 133
- 134
- 135
- 136
- 137
- ...
- 238
- Следующая страница »