Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Этнографическое направление в русском литературном процессе XIX века
Фокеев, Александр Леонидович — Москва, 2004В литературном процессе заметно обнаруживается всё усиливающаяся тенденция развития направления, утверждающего значимость народной культуры, обратившегося к истокам образотворческой стихии фольклора и народного языка, направления, подразумевающего новые черты художественного мышления целого ряда писателей, привлекших общественное внимание...
Ю.Л. Сазонова-Слонимская: феномен эмиграции первой волны. Проблемы творческой биографии
Шуклина, Елена Владимировна — Москва, 2004Постановка цели и задач обусловила структуру и композицию данной работы, выстроенной по хронологическому принципу и состоящей из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 257 наименований, 17 из которых - неопубликованные архивные материалы, и приложения. В приложение вынесена впервые в российской и зарубежной практике...
Юродство в русской литературе второй половины XIX в.
Янчевская, Ксения Александровна — Барнаул, 2004Нередко понятие «юродство» звучит в современной публицистике при оценке поведения современных политиков. А. Ковалев трактует как юродство эпатажное поведение художника А. Бренера и реакцию на него официальной власти13. Современные исследователи обращаются к концепции юродства и при объяснении особенностей русского постмодернизма, определяя его как...
"Язык цветов" в русской поэзии и литературном обиходе первой половины XIX века
Шарафадина, Клара Ивановна — Санкт-Петербург, 2004Источники исследования: круг источников исследования многообразен и разнопланов. Среди них следует выделить несколько типов. Для установления направления европейской рефлексии над образом восточной селамной (в том числе «цветочной») почты в работу были привлечены первые свидетельства французских и английских путешественников 18 в., подробно...
"Homo scribens": антропологические аспекты письма в творчестве Н.В. Гоголя
Барановская, Екатерина Петровна — Омск, 2003Эпиграф из В. Розанова - самый яркий пример негативного восприятия как Гоголя, так и его персонажей, названных «вечными отрицательными изваяниями» [55. стр.145-146]. Философ имеет в виду тип Акакия Акакиевича, происхождению которого он посвятил специальную заметку [53. стр. 143-151 ]. Ее принципиальное значение состоит в том, что Розанов едва ли...
Автобиографическое начало и художественный вымысел в романах И.А. Бунина "Жизнь Арсеньева" и М.А. Булгакова "Белая гвардия"
Кулабухова, Марина Анатольевна — Белгород, 2003Сближение имен Бунина и Булгакова позволит выявить синтез эпического и лирического, подлинно документального и образного как естественных начал литературного творчества и обозначить духовное родство двух писателей, высказавших в своих произведениях самое сокровенное...
Автор в современной русской постмодернистской литературе
Карпова, Василина Валерьевна — Тамбов, 2003При всем многообразии и разносторонности исследований, осуществленных в последнее время, все же остаются аспекты, рассмотренные, как правило, на уровне разрозненных суждений или замечаний, носящих попутный характер при рассмотрении той или иной проблемы. Одним из таких неисследованных аспектов, на наш взгляд, является проблема субъектной...
Антропология русского модернизма
Курганов, Алексей Витальевич — Пермь, 2003Нам представляется необходимым охарактеризовать ряд особенностей культурной ситуации рубежа Х1Х-ХХ вв., наложивших свой отпечаток на специфику модернизма «серебряного века». Культурная эпоха рубежа Х1Х-ХХ вв., началом которой традиционно принято считать выход в свет в 1893 г. брошюры Д. Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях...
Архетипические образы Верха и Низа в романе с притчевым началом
Хитарова, Татьяна Александровна — Краснодар, 2003Демифологизация (ее обратная сторона - мифотворчество) расширяет свои границы. Инверсии подвергаются клас сические, проверенные временем, метарассказы, которые обеспечивали преемственность культурного процесса, внутренне связывали разные, подчас антагонистические традиции. Столь непохожие друг на друга авторы, как Ж.П...
Баллады А. С. Пушкина
Кузьменкова, Елена Владимировна — Саратов, 2003Специфика работы с фольклорным источником определяется его бытованием: изначально устном, позже в записи собирателей; во множестве вариантов. Писатель мог воспользоваться имеющимися в его распоряжении книжными источниками, либо, соприкоснуться с живой стихией фольклорного творчества во всем многообразии его связей с современной действительностью...
Библейская профетическая традиция в "Житии" протопопа Аввакума
Демченков, Сергей Александрович — Омск, 2003Значение Библии для древнерусской литературы огромно. Библейские темы, образы, символы, сюжеты кочуют из произведения в произведение. Книги Священного Писания можно рассматривать как некую универсальную контекстную матрицу, в равной степени приложимую ко всем памятникам средневековой русской словесности. Естественно предположить, что их влияние не...
В. А. Жуковский и Гомер
Макушкина, Софья Юрьевна — Томск, 2003В период культурного «разноречия» (М.М. Бахтин) и фрагментарности современного художественного сознания, проявляющейся в деэпизации повествовательных структур, особенно актуальна потребность в осмыслении генезиса эпического сознания в русской литературе XIX века как одного из факторов преодоления раздробленности художественной картины мира и...
В. В. Каменский, эволюция лирики
Федотова, Наталья Фагимовна — Казань, 2003Вышедшей в 1914 году книге Каменского «Танго с коровами» была посвящена статья А.Шемшурина «Железобетонная поэма» (1915), в которой автор, ссылаясь на слова поэта, буква за буквой, слово за словом, дешифруя, анализирует «железобетонную» поэму «Константинополь». Этот опыт представляет несомненный интерес и для современных исследователей авангардной...
В. Г. Белинский в восприятии эпохи 1860-х годов
Зеленцова, Марина Валентиновна — Череповец, 2003Литературное (в широком смысле) произведение, как предельно сложно организованный эстетический код, находится в динамических отношениях со средой порождения и бытования. В этом процессе две составляющие: движение от реальности к тексту и движение от текста к реальности. Которая из них оказывается более действенной и значимой во...
Взаимодействие эпических жанров в прозе Виктора Пелевина
Пальчик, Юлия Викторовна — Самара, 2003Начало творческого пути Пелевина было связано со стихами, которые он писал на компьютере», которые «не получались» и которые не печатались. Занимаясь переводами Карлоса Кастанеды и Артура Макина, в середине 1980-х Пелевин переходит к прозе, и его первой публикацией становится сказка «Колдун Игнат и люди», напечатанная в журнале «Химия и жизнь...
В. К. Арсеньев, творческая индивидуальность писателя
Плотникова, Наталья Иосифовна — Владивосток, 2003Первым биографом писателя-путешественника можно назвать Ф.Ф. Аристова, который в 1930 г. по материалам самого Владимира Клавдиевича писал его биографию, но труд этот так и не увидел света: либо затерялся, либо его «затеряли» - об этом речь пойдет в I главе нашей работы, т.к. сразу же после смерти Арсеньева, уже в 1931 г., против него началась...
Гипертекстуальная природа прозы Владимира Сорокина
Поздняков, Константин Сергеевич — Самара, 2003Предметом исследования являются гипертекстуальные свойства произведений Сорокина. Изучаются тексты раннего периода (1978-1989). Данный период концептуально завершён, на что указывает своеобразное ограничение, проявляющееся в названиях произведений (стоит прислушаться к...
Гоголь и Пушкин: к особенностям литературного процесса 30-40-х годов XIX века
Белоногова, Валерия Юрьевна — Коломна, 2003Как ни парадоксально, но корни и той, и другой «версии» обнаруживаются в многоплановом наследии Гоголя. Этот парадокс до сих пор не объяснен. Так же, как до сих пор не определены причины сложностей и противоречий, отмечаемых многими во взаимоотношениях двух русских гениев. Чем объяснить «дразнящие» упоминания имени обожаемого Пушкина в'гоголевских...
Драматургия Н. С. Гумилева в контексте культуры серебряного века
Акимова, Татьяна Ивановна — Саранск, 2003А. Мандельштам обращает внимание на декоративный фон пьес поэта: «Характерной особенностью гумилевской драматургии следует считать некоторую условность персонажей, вымышленность, несмотря на внешнее правдоподобие (хотя и места действия обозначаются достаточно конкретно - Ирландия, Египет, Греция), то есть некоторая схематичность действия, в...
Древнерусские воинские повести: проблемы сюжетосложения и идейно-художественная трансформация жанра в литературной и рукописной традиции XV - XVIII вв.
Мелихов, Михаил Васильевич — Сыктывкар, 2003Русские воинские повести являются произведениями, художественное своеобразие которых — в их никогда не прерывавшемся, постоянном взаимодействии с историческими жанрами (летописями, историческими преданиями), агиографией (житиями, рассказами о чудесах от икон); с фольклором (былинами, сказками, легендами, историческими песнями), магическими...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 136
- 137
- 138
- 139
- 140
- ...
- 238
- Следующая страница »