Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Древнерусские летописи XI - XIII вв.: вопросы поэтики

Пауткин, Алексей Аркадьевич — Москва, 2003

Историко-литературное значение летописей заключается и в том, что в них прослеживается эволюция форм исторического повествования, наблюдаются региональные особенности его развития. (В летописании XI - XIII вв. явно выделяются южная, юго-западная, северо-восточная и новгородская традиции.) Неоценимый материал дают эти источники и для изучения...

Древнерусские летописи XI - ХIII вв.

Пауткин, Алексей Аркадьевич — Москва, 2003

Историко-литературное значение летописей заключается и в том, что в них прослеживается эволюция форм исторического повествования, наблюдаются региональные особенности его развития. (В летописании XI - XIII вв. явно выделяются южная, юго-западная, северо-восточная и новгородская традиции.) Неоценимый материал дают эти источники и для изучения...

Древнерусский Пролог в творчестве Н. С. Лескова

Минеева, Инна Николаевна — Петрозаводск, 2003

Именно в 1880-1890-е гг., когда воззрения Лескова на жизнь стали ближе к христианскому идеалу, он глубоко и серьезно изучает древнерусский переводной памятник - Пролог - и на основе его сюжетов создает сорок пять оригинальных пересказов: цикл "Легендарные характеры. Опыт систематического обозрения", включающий тридцать шесть "прилогов", а также...

Духовная проза 30-70-х гг. XIX века

Гладкова, Екатерина Валерьевна — Санкт-Петербург, 2003

Часто указывают на аксиологическую проблему изучения духовной прозы. Проблема присутствия в понятии духовной прозы двух компонентов: религиозного и относящегося к области художественного творчества; и следующая за ней — проблема совмещения научного дискурса ( наследия рационалистической западной культуры) и предмета изучения, религиозных текстов...

Жанр мемуарного очерка в творчестве Н. С. Лескова 1880-х годов

Леонова, Бэла Арсеновна — Орел, 2003

Указывая на существование отличных друг от друга разновидностей литературного портрета,10 B.C. Барахов определяет жанровую форму его мемуарно-биографической разновидности как мемуарный очерк. В мемуаристике писателей, указывает исследователь, литературные портреты образуют самостоятельный раздел, или являющийся своеобразным дополнением к...

Жанровая эволюция прозы В. Некрасова

Корнев, Василий Сергеевич — Москва, 2003

Уже в августе сорок первого он уходит на фронт, служит в саперных войсках - полковым инженером, заместителем командира саперного батальона. До той поры, пока в июле 1944 года в Люблине пуля немецкого снайпера не перебила ему правую плечевую кость: рука была парализована - пуля задела нерв...

Жанровое своеобразие лирики Анны Ахматовой

Чаунина, Наталья Владимировна — Нерюнгри, 2003

По мнению этих авторов, существуют «общие, чрезвычайно устойчивые и медленно изменяющиеся роды» и «главные жанры». Им противопоставлены «быстро сменяющиеся индивидуальные жанровые формы». В процессе исторического развития роды сохраняют свои специфические признаки, а жанровое развитие в новейшую эпоху идет по линии «все большей индивидуализации...

Жанровое своеобразие раннего творчества В.Т. Нарежного

Ваенская, Елена Юрьевна — Архангельск, 2003

Он прожил недолгую (около 45 лет) и трудную жизнь. Многие биографические сведения, включая точные даты рождения и смерти, не сохранились или дошли до наших дней в форме семейных преданий. Мотивы некоторых поступков писателя, например, поездки на Кавказ, до конца понять мы вряд ли уже сможем, все по той же причине: значительная часть архива...

Жанровое своеобразие романа Владимира Максимова "Заглянуть в бездну"

Чу Юань — Тамбов, 2003

Самая главная тема для всех писателей третьей волны эмиграции -это Россия и результаты революционных изменений, связанные с прозрением будущего, которое ждет народ...

Жанр рассказа в творчестве Б. П. Екимова: традиции и новаторство

Мокрова, Марина Владимировна — Волгоград, 2003

Отдельный вопрос - простота Б. Екимова. Здесь многие критические оценки и отзывы начинаются с отрицательной частицы «не». Рецензенты охотно перечисляют, чего нет в прозе Екимова: «нет занимательных сюжетных построений, композиционных ухищрений, фантазии, домысла, игры.» [216, с. 130], проза, «чурающаяся всякой книжной символики и совершенно не...

Жанр русской повести конца ХVIII-начала XIX века

Субботина, Галина Валерьевна — Москва, 2003

В современном литературоведении термин «жанр» используется в трех значениях: 1) в значении литературного рода (эпос, лирика, драма); 2) в значении литературного вида (роман, повесть, рассказ и т.д.); 3) в значении разновидности вида или подвида (повесть историческая, философская и т.д...

Женщина в лирике К. Д. Бальмонта

Шитова, Татьяна Петровна — Иваново, 2003

Большой вклад в развитие этих исследований внесла кафедра теории литературы и русской литературы XX века Ивановского Государственного университета, которая на протяжении последних десяти лет занимается изучением творчества поэта в рамках продолжающегося научного проекта «Константин Бальмонт, Марина Цветаева и художественные искания XX века...

Жизнь как творчество в дневнике и художественной прозе М. М. Пришвина

Варламов, Алексей Николаевич — Москва, 2003

Пришвин принадлежал к писателям. биография которых не просто связана с творчеством, но стала его частью, включена и даже подчинена литературе. Вот почему слова "жизнь" и "творчество" в их диалектической связи, часто объединяемые самим Пришвиным в Дневнике в "творчество жизни" или "жизнетворчество". были использованы в названии работы и стали...

Запад - Восток

Скреминская, Любовь Романовна — Бишкек, 2003

Такое пренебрежение к культуре «других», неевропейских народов оставалось и в эпоху Короленко, и писатель, для которого важнейшим ценностным ориентиром всегда оставался человек, старался преодолеть этот подход своей литературной и общественной деятельностью...

И. Бродский и У.Х. Оден: к проблеме усвоения английской поэтической традиции

Соколов, Кирилл Сергеевич — Владимир, 2003

Большая элегия Джону Донну», написанная в 1963 году, быстро распространилась в списках, была включена в первую изданную в 1965 году на Западе книгу стихотворений Бродского и в том же году была переведена на английский...

Игровое пространство в поэзии и драматургии В. Набокова

Гусаков, Владимир Леонидович — Воронеж, 2003

Самые первые исследователи художественного мира писателя пытались обозначить прежде всего его литературный контекст, параллели с творчеством других авторов. Так, роман «Машенька» (1926) был воспринят критикой как продолжение русской реалистической традиции: «Машенька» светится отблеском России, и потому вдвойне очарователен её облик - и сам по...

Ирония в романах М. А. Булгакова

Жукова, Светлана Анатольевна — Волгоград, 2003

А.П. Казаркин полагает, что «эпоха Булгакова мало понимала иронию, вообще смех приветствовался только сатирический», поскольку «к философской иронии склонен . человек зрелой культуры» (Казаркин 1988, с. 35). Поэтому, хотя «сатира в романе есть, и это сатира высокого класса», «толкование романа как только сатиры обедняет содержание.: тогда...

Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века

Большев, Александр Олегович — Санкт-Петербург, 2003

Сначала же обратимся к проблеме, которая неизбежно возникает в связи с выдвижением на первый план критерия искренности. Дело в том, что всякая литературная исповедь оказывается, при ближайшем рассмотрении, правдивой лишь до известного предела. Анализ текстов такого рода неопровержимо доказывает, что информация, связанная с наиболее болезненными...

"Истина Пушкина" в творческом сознании В. В. Набокова

Бессонова, Альбина Станиславовна — Коломна, 2003

Значимость Пушкина для творчества Набокова давно признана литературоведением и не вызывает сомнений. Образ «пушкинских весов» («Неоконченный черновик», 1931) и «пушкинского камертона» («Дар...

Историческая концепция А. П. Платонова

Роженцева, Елена Александровна — Москва, 2003

С. 300. котором был опубликован рассказ «Семен: (Рассказ из старин, времени)». Подзаголовок подчеркивает отнесение самим писателем данного произведения к истории. Платонов видит недалекое по времени прошлое как период исторически завершившийся. Такое отношение писателя является, по представлению исследователей исторической прозы, одним из главных...