Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Художественный мир Д.И. Хармса: структурообразующие элементы логики и основные мотивы
Кувшинов, Феликс Владимирович — Липецк, 2004Первоначально в хармсоведении доминировал «пропедевтический» тон: исследователям в первую очередь было важно познакомить ученый и читательский мир с творчеством писателя. В сложных идеологических условиях откровенно авангардную литературу изучать было трудно и даже опасно. Кроме того, недоступность материалов суживала круг исследователей. К...
Художественный мир М. Лохвицкой
Александрова, Татьяна Львовна — Москва, 2004Для понимания последующих оценок поэзии Лохвицкой, прежде всего, важно уяснить отношение к ней современников. Оно, как мы уже сказали, было далеко не однозначным. Творческий путь поэтессы пришелся на время зарождения новых течений и тотальной переоценки ценностей. Необходимо особо подчеркнуть ( - этот момент, как правило, упускается из виду), что...
Художественный мир прозы А.Ф. Лосева и его истоки
Тахо-Годи, Елена Аркадьевна — Москва, 2004То, что Лосев как прозаик обойден вниманием, что его нет в словнике энцик I лопедии «Русские писатели XX века» , несмотря на то, что он был принят в члены Союза писателей, что, за редким исключением22, работ о прозе Лосева нет, имеет вполне объективное объяснение. О существовании лосевской прозы стало известно лишь в последнее десятилетие. Она не...
Художественный мир прозы Л.И. Добычина
Радищева, Евгения Сергеевна — Москва, 2004Новое представление об уходе писателя позволяет видеть его личность не только в трагическом свете. Такое решение мог принять не мрачный меланхолик-самоубийца, а талантливый мистификатор и смелый жизнелюбец. С жизнью он не прощался - он ее спасал; и спасал, разыгрывая роль. В критической ситуации он прибегает к игре, пародии как к способу защиты...
Художественный мир "Шарманки" Елены Гуро в контексте философско-эстетических исканий Серебряного века
Строганова, Ирина Александровна — Москва, 2004По мнению Н.И. Харджиева, Е. Гуро смешивает жанровые признаки в своих произведениях, а ее прозаические наброски . напоминают импрессионистические живописные и музыкальные «этюды...
Цикл "путевых поэм" И.А. Бунина "Тень птицы": проблема жанра
Латухина, Анна Леонидовна — Нижний Новгород, 2004См. об этом: Бахтин 1990, Кожинов 1963, Тамарченко 2001. жанров - таков далеко не полный круг вопросов, стоящих перед современным литературоведением в области жанрологии...
Человек и мир в дневниках И.А. Бунина и М.М. Пришвина
Шемякина, Мария Константиновна — Белгород, 2004В связи с последним фактом весьма примечательно высказывание самого М.М. Пришвина о своеобразии своего таланта: «Это вышло из литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание дневников» (172,VIII,549). Так «выделывает» он из записей «капель» («Лесная капель»), чтобы «из этих штучек составить «Дневник...
Чеховская драматургическая система и драматургическое творчество Л.С. Петрушевской
Королькова, Галина Леонидовна — Чебоксары, 2004Не раз отмечалось, что чеховские рассказы, пьесы рассчитаны на подготовленного читателя, умеющего домысливать, творчески «достраивать», обживать зияния и паузы. От читателя чеховских произведений требуется также определенная литературная, театральная подготовленность, да и просто по возможности богатый жизненный опыт. Такому читателю слой за слоем...
"Чужая речь" в творчестве Давида Самойлова
Трепачко, Анна Николаевна — Ставрополь, 2004Чтобы до конца устранить противоречивые оценки во мнениях критиков, необходимо обратиться к интертекстуальному прочтению текстов поэта, выделить «чужую» речь, способствующую разрешению проблем, возникающих при изучении творчества Д. Самойлова...
Эволюция жанрового сознания русской лирики: феноменологический аспект
Зырянов, Олег Васильевич — Екатеринбург, 2004Формулы «память жанра» и «жанровое сознание лирической поэзии» получают свое объяснение именно с феноменологической точки зрения, рассматривающей все явления и предметы как «суть проявления сознания» (Т. Райнов), что позволяет преодолеть характерный для классической рациональности разрыв субъектно-объектных отношений. В действительности...
Эволюция литературного билингвизма в творчестве В. Набокова
Иващенко, Елена Геннадьевна — Благовещенск, 2004Особый интерес в этом отношении представляет творчество В.В. Набокова, в котором литературный билингвизм является исключительно яркой чертой поэтики. Такого многообразия взаимодействия стиха и прозы в творчестве одного автора до Набокова русская литература не знала. Набоков, доведший технику использования литературного билингвизма до необычайно...
Эволюция русскоязычной прозы Мордовии
Жиндеева, Елена Александровна — Саранск, 2004Другой важный момент актуальности избранной темы исследования заключается в определении приоритетов дихотомии «культурная компетентность и языковая личность». В системе современных общественных отношений интерес к интернациональному как связующему звену в развитии полиэтнических отношений, таких, какие представляет собой социум России, заметно...
Экологические проблемы в отечественной публицистике второй половины XX века
Петушкова, Елена Викторовна — Тверь, 2004Тем не менее, во второй половине XX столетия вторжение людей в природный мир приобрело колоссальные размеры. Ущерб, нанесённый природе, стал совершенно очевидным2. В сознании людей прочно закрепились такие понятия как «экологические проблемы...
Экфразис как способ воплощения пасторальности в ранней лирике Георгия Иванова
Хадынская, Александра Анатольевна — Тюмень, 2004Развеивать миф о "двух разных Ивановых" начал еще В. Крейд, который в монографии "Петербургский период Г. Иванова" (69) впервые дал серьезную характеристику ранним сборникам поэта, отмечая их самобытность. Главная особенность петербургского творчества Г. Иванова, по мысли автора, заключается в оперировании различными культурными моделями прошлого...
Элегический модус лирики первого послевоенного поколения
Осипов, Андрей Игоревич — Тюмень, 2004Поколение обычно имеет сложную внутреннюю структуру: «внутри одного поколения могут существовать несколько различных, даже противоположных друг другу подгрупп. Вместе они образуют одно «реальное» поколение именно потому, что они ориентированы друг на друга, пусть даже только в своем противопоставлении^.> Поколение же, взятое в целом, разделяет...
Эллис-литературный критик
Усачева, Яна Станиславовна — Москва, 2004Целый ряд исследований посвящен изучению вопросов о взаимоотношениях писателя с его современниками и восприятии им их творчества, а также того образа Эллиса, который складывался в творческом сознании окружавших его литераторов. Первой в этом ряду следует назвать статью А. В. Лаврова «Брюсов и Эллис»7, где поставлена проблема творческих...
Эпистолярный жанр в наследии Ф.М. Достоевского
Шевцова, Наталья Вячеславовна — Челябинск, 2004Процесс вытеснения письма другими видами связи, начавшийся ещё в конце XIX в. с развитием сети железных дорог, появлением телеграфа и телефона, в наше время осуществляется особенно интенсивно: всё более популярным становится общение через интернет, посредством пейджера и SMS, по своей сути отличающееся примитивизмом, не располагающее к пространным...
Эпическая проза М.А. Шолохова в русском литературном процессе XX века
Котовчихина, Наталия Дмитриевна — Москва, 2004Шолохов относится к числу феноменальных явлений в русской и мировой литературе. После вручения ему Нобелевской премии состоялась встреча писателя со шведскими студентами, которые, спросили: «Михаил Александрович, разрешите Вас вот о чем спросить: В истории советской литературы, вышедшей на Западе, профессор Струве пишет, что вы полуказак. Там...
Эстетико-нравственное своеобразие и актуальность поэзии Николая Рубцова
Тимашова, Лариса Владимировна — Москва, 2004Статьи и монографии о Н.Рубцове начала 70-х годов имеют в большинстве публицистический характер. Вполне естественно, что впечатление от Вологодской трагедии вышло на первый план в публикациях тех лет. Авторы искренне скорбят о безвременном уходе поэта из жизни. Таковы публикации в журналах «Москва», «Вопросы литературы», «Наш современник...
Эсхатологические представления в русской литературе XI-XIX веков
Дергачева, Ирина Владимировна — Москва, 2004С возникновением крупнейших монотеистических религий — иудаизма, христианства, ислама — представления о посмертной судьбе человека получили детальное осмысление и интерпретацию. Структурировался сам «иной», загробный мир, усложнялось строение человека и общества, возникали дихотомические оппозиции: верх—низ, небо—земля, этот мир— иной мир...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 135
- 136
- 137
- 138
- 139
- ...
- 238
- Следующая страница »