Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

История русской патерикографии

Ольшевская, Лидия Альфонсовна — Москва, 2003

Лагерь патериковедов-текстологов в XIX в. был самым многочисленным и представительным. Вопрос о расхождениях в составе и расположении "слов" в списках Патерика впервые был поставлен А.М.Кубаревым2. Имеющийся в распоряжении ученого рукописный материал позволил выделить четыре редакции I памятника: три рукописные (Арсеньевскую, "неизвестную...

И. С. Тургенев во французской критике 1850-1880-х годов

Саввина, Элла Рафитовна — Кострома, 2003

На наш взгляд, многие западные критики, и в первую очередь французские, высказали ряд интересных и, главное, перспективных суждений как о развитии русской литературы в целом, так и о творчестве отдельных русских писателей. Два обстоятельства побуждали к изучению русской литературы именно французскую критику: во-первых, в этой литературе искали...

Карамзин и Жуковский. История литературных отношений

Коропова, Мария Александровна — Москва, 2003

Свой вклад в полемику о литературном направлении Жуковского внес и Г.А. Гуковский, по мнению которого сама постановка вопроса (либо сентиметализм - либо романтизм) не верна, так как «Жуковский вышел из русского сентиментализма кармзинского толка и именно потому был романтиком, что сентиментализм - это и есть ранний этап романтизма, особенно...

Категория жизнеустроительного пафоса в развитии русской литературы второй половины XX столетия. Даниил Гранин и Евгений Носов в потоке интеллектуально-деловой и деревенской прозы 1950-2000 годов

Кузнецова, Ольга Николаевна — Краснодар, 2003

Несмотря на кризис, переживаемый отечественной литературой в связи со сменой идейно-эстетических ориентиров социалистической культуры эстетическими пристрастиями культуры новой, демократической, сегодня есть смысл исследовать творчество писателей, чьи произведения по своим содержательно-формальным признакам раздвигают рамки метода соцреализма и...

К. Д. Ушинский в литературно-общественном движении 40-х - 60-х годов XIX века

Зимина, Лариса Владимировна — Саратов, 2003

Свою исследовательскую задачу мы понимаем как аналогичную указанной Ю.М. Лотманом историкам - «найти фактам прошлого их подлинное место и соотнести их со всей динамикой исторического процесса»2...

Классическая традиция русской литературы (А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь) в художественном творчестве В. В. Набокова

Сергеев, Денис Витальевич — Волгоград, 2003

Первый период» был порой «ловцов жемчуга», вдохновенно погружавшихся в набоковские произведения в поисках всевозможных «интертекстов» (коих и было выявлено огромное количество), и эта «ловитва» подчас поглощала всё внимание и силы «ныряльщиков», так что на решение задач, связанных с интерпретацией функциональной значимости интертекстов, той роли...

Книга А.М. Ремизова "Взвихренная Русь": формирование поэтики

Стоянова, Тинна Николаевна — Санкт-Петербург, 2003

Сегодня дело не столько в том, чтобы отграничить реально бывшее от «творимой легенды», сколько в том, чтобы разобраться, каким образом и в какой мере жизнь (имеется в виду духовная жизнь) влияла на его «легенды», а биография — на «миф...

Книга К.Д. Бальмонта "Будем как солнце"

Марьева, Майя Владимировна — Иваново, 2003

М. А. Протопопов, в частности, на страницах журнала «Русская мысль>; так высказался о стихотворении Бальмонта «Я - изысканность русской медлительной речи.»: «Без малейшего желания острить или язвить, г вполне серьезно и искренне я спрашиваю у читателя, кому: критику иль медику надлежит произнести приговор хотя бы над этим стихотворением.»1...

Книга стихов Н. С. Гумилева как художественное целое

Белобородова, Анна Артуровна — Екатеринбург, 2003

Необходимо отметить, что зрелое творчество поэта, к которому большинство исследователей относят книги, следующие за книгой «Жемчуга» (1910), изучено достаточно подробно. Это произошло в силу ряда причин, главными из которых стали его философская насыщенность и глубина содержания, заключенного в рамки строгой, выверенной, пластически совершенной...

Концепция "войны" и "мира" в "Севастопольских рассказах" Л. Н. Толстого

Ли Кэ — Воронеж, 2003

Изучение «Севастопольских рассказов» начинается с момента их опубликования в «Современнике». Редактор «Современника», замечательный поэт, прозаик и критик Н. А. Некрасов, определяя масштаб таланта молодого писателя, писал в «Заметках о журналах» о повести «Севастополь в августе 1855 года»: "Достоинства повести первоклассные: меткая, своеобразная...

Концепция "времени / вечности" в творческом сознании Вл. Соловьева

Мокрова, Анна Владимировна — Коломна, 2003

Эти обстоятельства ставят перед исследователями творчества Вл. Соловьева по меньшей мере две общие задачи, без решения которых полноценное изучение наследия такого масштаба представляется невозможным...

Концепция мира и человека в художественно-философских исканиях С.Н. Сергеева-Ценского и М. Горького

Немцова, Надежда Михайловна — Тамбов, 2003

В последние десятилетия возрос интерес исследователей не только к творчеству тех писателей, изучение которых по тем или иным причинам ранее было невозможно, но и тех, которые в советское время изучались активно, глубоко и всесторонне...

Концепция человека в поэзии О. Седаковой

Подрезова, Наталья Николаевна — Иркутск, 2003

Другим признаком поэтов-метафизиков М. Крепе называет христианскую религиозную философию, лежавшую в основе их мировоззрения, посылки которой, уточняет исследователь, в большинстве случаев привлекались «лишь для анализа своих умственных состояний» (Крепе М., 23, 28...

Концепция человека в ранней прозе Михаила Кузмина

Антипина, Ирина Владиславовна — Воронеж, 2003

После статьи Б.Эйхенбаума «О прозе М. Кузмина» (1920), в которой предпринята попытка определить литературные истоки его произведений, имя писателя появляется в литературоведческих исследованиях только в 1972 г.: в «Блоковском сборнике» была опубликована статья Г. Шмакова «Блок и Куз-мин», автор которой впервые открывает для советского читателя имя...

Концепция "чистого искусства" в историко-литературном контексте середины XIX века

Гавриленко, Татьяна Александровна — Уссурийск, 2003

По существу, сегодня мы имеем дело с разной степенью изученности сложившихся в середине XIX века ведущих эстетических программ. На фоне большого числа основательных трудов о материалистической эстетике Н.Г. Чернышевского, работ, посвященных «натуральной школе» и становлению критического реализма в русской литературе 40-х — 50-х годов XIX столетия...

Критическая проза Зинаиды Гиппиус

Паолини, Марианджела — Москва, 2003

Религиозно-философские, литературно-исторические и экзистенциально-личностные контексты критического творчества Гиппиус обусловлены известными фактами ее принадлежности к старшему поколению символистов. Для уточнения ее позиций именно как критика (что менее существенно, на наш взгляд, для Гиппиус-прозаика и поэта) важна причастность ее к группе...

К творческой истории "Поэмы без героя" Анны Ахматовой

Крайнева, Наталия Ивановна — Великий Новгород, 2003

Творческая история поэмы в качестве самостоятельной многоаспектной проблемы до настоящего времени исследователями не поднималась. Нет исследований, посвященных изучению истории создания произведения, истории текста поэмы или отдельных ее частей, хотя необходимость таких исследований очевидна. Начав изучение «Поэмы без героя» с...

Лев Толстой и Казанский край: жизненный и творческий путь писателя в восприятии и оценках современников

Смирнов, Иван Андреевич — Казань, 2003

Поэтому такие традиционные проблемы, как. «писатель и его эпоха», «писатель в контексте его времени», «историческое значение писателя», «писатель и литературные традиции» и т. п., в приложении к жизни и творчеству Л.Толстого особенно актуальны. Как с точки зрения их преломления в творчестве конкретного писателя (в данном случае Толстого), так и с...

Лермонтов и Байрон: к вопросу о типологии романтического героя

Семенова, Мария Леонидовна — Москва, 2003

Решение вопроса о степени и значении влияния английского романтика на становление лермонтовской творческой индивидуальности едва ли возможно без учета современного состояния российского байроноведения. Интерес к Байрону, его личности и его творчеству, в нашей стране в последние годы заметно снизился. Скорее всего, это объясняется как раз тем, что...

Лирика И. Анненского и античное наследие

Булавкин, Клим Валерьевич — Москва, 2003

Одним из тех, кто наиболее остро ощущал это притяжение классической древности, кто в своем творчестве, как в вогнутом зеркале собрал лучи высокой многогранной культуры античности, был Иннокентий Федорович Анненский. Уже современники ясно чувствовали это свойство поэзии и самой личности Анненского. Так, составитель первой библиографии поэта Е...