Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Фольклор уральских казаков в творчестве В.Г. Короленко

Фолимонов, Сергей Станиславович — Саратов, 2004

Данное исследование посвящено одному из наименее освещенных периодов творчества писателя (его временные рамки охватывают конец XIX- начало XX века), когда в связи с поисками материалов о Крестьянской войне 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева, необходимых для задуманного исторического романа, он обращается к фольклору, истории и...

Формирование эстетической концепции С.А. Есенина и ее воплощение в поэмах 1917-1920-го годов

Юнусова, Наталья Камильевна — Москва, 2004

По нашему мнению, данная тема объединяет следующие произведения, явившиеся наряду с ранней лирикой поэта объектом изучения: «Тучи с ожереба», «Товарищ», «Певущий зов», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония», «Сельский часослов», «Иорданская голубица», «Пантократор», «Небесный барабанщик», «Кобыльи корабли», «Сорокоуст...

Функция мотива в лирике М.Ю. Лермонтова

Васильева, Ольга Викторовна — Псков, 2004

Дисперсные мотивы, выпавшие из основного смыслового ряда и разбросанные по лермонтовским текстам вне причинно-временной связи, по мере накопления их удельного веса могут образовывать свои, дисперсные ряды, становящиеся вследствие их семантической аккумуляции интегральными. В результате такого непрекращающегося мотивного движения (которое...

Христианские мотивы в прозе А.П. Чехова

Абрашова, Елена Александровна — Москва, 2004

Автор не без основания говорит о том, что Чехова "коробит нравственно всякая ложь жизни, всякая фальшь в человеке", и с этим нельзя не согласиться. Далее же Протопопов утверждает, что "противопоставить чужой неправде свою собственную правду он (Чехов) не может, потому что не обладает ею"1...

Христианские традиции в творчестве Ф.М. Достоевского

Иванов, Василий Васильевич — Петрозаводск, 2004

Этот «хор сил небесных», за которым в нашем случае (у Достоевского) всегда стоит образ Христа и является главным источником поэтики диалогизма в творчестве писателя. Поэтические формы творчества Достоевского вылились из ощущения Христа «народного» и «сердечного», по слову самого писателя. Герой Достоевского стремится узреть образ Христа не...

Художественная концепция бытия в русской лирике первой трети XX века

Гречаник, Ирина Владимировна — Москва, 2004

Однако точнее всего «формула бытия» выявляется в художественной литературе, особенно в поэзии. Художественная концепция бытия включает в себя систему доминант, которые материализуются в индивидуализированном интуитивном художественном мышлении поэта - категории, соотносимой с типом художественного сознания эпохи и замыкающей эти реалии в структуре...

Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе XX века

Павлов, Юрий Михайлович — Армавир, 2004

Однако - на уровне постановки проблемы - нельзя не признать правоту Ст.Куняева. Действительно, существуют писатели, которых однозначно не пропишешь ни в русских, ни в русскоязычных авторах. Таких художников слова мы называем амбивалентно-русскими, то есть соединяющими в своем творчестве как традиционно русские, так и противоположные ценности...

Художественная мотивация поведения героев Ф.М. Достоевского

Логвинов, Михаил Иванович — Волгоград, 2004

Работы зарубежных руссистов привлекают внимание современных отечественных исследователей по нескольким причинам. Во-первых, важно то, что зарубежные литературоведы примкнули к традиции русского "литературоведения в эмиграции" и развили его идеи и положения, т. е. проанализировали интересующую современных ученых проблематику во второй половине...

Художественная реализация категории соборности в "малой" прозе В. Белова 60 - 90-х годов XX века

Крижановский, Николай Игоревич — Краснодар, 2004

Одним из самых ярких представителей указанного направления литературы XX века является Василий Иванович Белов. Его писательский талант неразрывно связан с северорусским крестьянством, с родной ему вологодской землей, с народным пониманием нравственности...

Художественная феноменология изображения эмоциональной жизни героев в романе И.А. Гончарова "Обрыв"

Желнова, Ирина Львовна — Астрахань, 2004

Реалистический метод изображения человека в литературе подразумевает не классическое ratio и не сенсуалистическое sensor, не преобладание тёмного или светлого, духовного или плотского в натуре человека — но их диалектическую взаимосвязь. «Найти человека в человеке», - «можно было бы сказать словами Ф.М. Достоевского о цели изображения человека в...

Художественная философия русского литературного постмодернизма

Беневоленская, Нонна Петровна — Санкт-Петербург, 2004

В системе координат постмодерна мир воспринимается как текст, т. е. как бесконечная игра и перекодировка знаков, за пределами которых бесполезно искать «означаемое», «вещи как они есть», «истину». Поиск за знаками какой-то безусловной реальности постмодернизм считает иллюзией модернизма. Постмодерн отвергает метафизику присутствия, согласно...

Художественное время в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"

Зотова, Татьяна Николаевна — Тамбов, 2004

Немногие ученые отважились критиковать концепцию абсолютного пространства и времени, и среди них Лейбниц, Беркли и Мах. Их критические замечания были, в общем, неэффективными, хотя некоторые из них были верными. Они были неэффективными потому, что не опровергали уравнений движения, подтверждавшихся астрономическими данными, а также потому, что не...

Художественное время-пространство романа И.А. Бунина "Жизнь Арсеньева"

Ковалева, Татьяна Николаевна — Ставрополь, 2004

Роман И.А.Бунина «Жизнь Арсеньева» представляет собой ту уникальную книгу, в которой проявляются две указанные тенденции развития художественного мира писателя: с одной стороны, - продолжение традиций литературы XIX века, с другой, - их преодоление и глубокая связь с литературой XX столетия...

Художественное своеобразие фольклорно-исторических романов А.Ф. Вельтмана

Скачкова, Оксана Арнольдовна — Самара, 2004

Ещё одной важной причиной обращения к творчеству Вельтмана в наше время может быть и то, что его произведения, имея увлекательный сюжет, сложны для восприятия. Интересны они тем, что «талант г. Вельтмана, - по словам В.Г. Белинского, - самобытен и оригинален в высочайшей степени; он никому не подражает, и ему никто не может подражать. Он создал...

Художественно-содержательное своеобразие сновидений в творчестве Ф.М. Достоевского

Чудинина, Вера Владимировна — Москва, 2004

Конечно, в русской литературе до Пушкина уже существовала традиция использования сна в качестве художественного приема, но функциональность этого использования была довольно узкой: сновидения, как правило, выступали в качестве предупреждений и предвещаний, ниспосланных свыше. Таковы «смутный сон» Святослава («Слово о полку Игореве»), «библейские...

Художественно-эстетические функции женских характеров в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"

Гущина, Татьяна Владимировна — Орел, 2004

Роман «Братья Карамазовы» отличается глубоким философско-эстетическим содержанием. Поэтому, несмотря на имеющиеся многочисленные исследования, ученые продолжают обращаться к нему...

Художественные поиски В.И. Федорова в контексте развития русской литературы 1950-1990-х годов

Каверина, Лариса Викторовна — Белгород, 2004

По итогам работы научно-творческой конференции, посвященной 70-летию писателя, в 1995 году кафедрой русской литературы XX века Белгородского педагогического университета был выпущен сборник «Писатель, рожденный Великой Отечественной». В нем содержатся материалы как биографического характера, так и представляющие творчество Федорова в аспекте...

Художественные формы трагического сознания в прозе Леонида Андреева (1898-1907): проблемы становления и архетипического соответствия

Киселёва, Алла Николаевна — Москва, 2004

СТЕПЕНЬ ИЗУЧЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Об Андрееве сказано многое. Публицистическое, актуализированное живой реальностью слово о писателе в 1900 - 1919 годах сменилось долгим сорокалетним молчанием советского периода - Андреев с его мрачной (как казалось, декадентской) эстетикой и предсмертным радикальным антибольшевизмом мало соответствовал молодому...

Художественные функции стилизации в романе серебряного века

Журавлева, Наталья Васильевна — Воронеж, 2004

Специфику видения реальности художника-символиста А.Белый раскрывает в своих рассуждениях о кризисе, проявившемся в современной жизни: «Мы чувствуем не только, что видим и осязаем, но и то, что никогда не видали глазами, не осязали органами чувств; в этих неведомых, несказуемых чувствах открывается перед нами мир трансцендентной действительности...

Художественный мир А. Платонова в 1930-е годы: духовно-нравственное состояние общества и искания писателя

Рогова, Елена Евгеньевна — Воронеж, 2004

Эпоха 1930-х годов, рассматриваемая сегодня подчас весьма схематично, несмотря на обилие исторических документов и живых свидетельств современников, была для Платонова неотъемлемой частью его реального существования. Пусть этот этап мучительно переживался писателем, не раз оказывавшимся в тупике социального одиночества, принявшим на себя шквал...