Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Искусство отчуждения в поэзии Даниила Хармса и Иосифа Бродского

Рябкова, Ольга Вячеславовна — Екатеринбург, 2006

Поэзия связана с феноменом отчуждения в большей степени, чем любой другой вид искусства. Появление поэзии обусловлено прежде всего особым состоянием сознания, которое можно охарактеризовать как отчужденное от обыденного способа восприятия: «Настоящая поэзия есть форма знаний, которыми мы не обладали раньше» [168; 119]. Абсолютное исключение из...

Историософская поэзия Ф.И. Тютчева в контексте развития русской поэзии XIX века

Николаева, Татьяна Владиславовна — Кострома, 2006

Историософская поэзия - это поэзия особого качества. Художественный образ в ней имеет свою специфику - это мыслеобраз (именно так, а не аллегория, где образ лишь иллюстрирует заданную мысль). Историософская поэзия унаследовала главное качество поэзии философской, - органическое единство мысли и образа. Взяв на вооружение «теорию» и «практику...

История телекритики в России на фоне истории русской литературной критики

Чиненова, Ольга Сергеевна — Саратов, 2006

Споры относительно роли критики в жизни российского общества ведутся уже не один десяток и даже не сотню лет. Б.Ф. Егоров в работе «О мастерстве литературной критики» замечает, что «уже на раннем этапе существования критики как особой формы деятельности, в декабристскую эпоху, Пушкин и А. Бестужев спорили о том, что именно, литература или критика...

Итальянский субстрат в творчестве Марины Цветаевой

Быстрова, Татьяна Александровна — Москва, 2006

Среди научных работ одно из ведущих мест принадлежит исследованиям языка поэта4. Остаются актуальными и биографические исследования5. Активно исследуется поэтика, мифопоэтика и фольклорные архетипы6. Все больше внимания уделяется исследованию интертекстуальности в творчестве т...

Кавказский миф в русском романтизме и его эволюция в творчестве Я.П. Полонского

Романенко, Светлана Михайловна — Томск, 2006

После присоединения Грузии (начало 1803) и Армении (1805) и двух, русско-иранской и русско-турецкой, войн, началось завоевание Северного Кавказа: Чечни, Дагестана, Черкесии (1800—1820). В первые годы царствования Николая I Кавказ был включен в административную систему Российской империи. 1829 год ознаменовался на Кавказе рядом важных событий...

Книга стихов Ф.Н. Глинки "Опыты священной поэзии": проблемы архитектоники и жанрового контекста

Козлов, Илья Владимирович — Екатеринбург, 2006

Предмет исследования - архитектоническая целостность «Опытов священной поэзии» Ф. Глинки (их идейное и структурно-композиционное единство, воплощение религиозной картины мира и концепции человека), а также претворённые в этой книге стихов жанровые традиции псалмодической и молитво-словной поэзии, романтической элегии и «поэзии мысли...

Комедия А.П. Чехова "Чайка" в англоязычных странах

Аленькина, Татьяна Борисовна — Москва, 2006

А между тем, великий русский писатель А.П. Чехов прочно вошел в англоязычный мир и культуру, давно завоевав репутацию классика. О нем написаны десятки статей и монографий; спектакли по его пьесам идут в театрах больших и малых городов Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Канады, Австралии; его произведения переводят (и «перевоссоздают») не...

Константы художественного мира Людмилы Петрушевской

Пахомова, Светлана Ивановна — Санкт-Петербург, 2006

Несмотря на то, что в своих произведениях Петрушевская практически никогда напрямую не касалась запрещенной цензурой политико-идеологической проблематики и не была склонна (во всяком случае, в прозе) к не одобряемому советским официозом рискованному...

Конфликт "художник - власть" в пьесах М.А. Булгакова

Люгай, Екатерина Александровна — Махачкала, 2006

Наша первоочередная задача - исследовать особенности конфликта трех данных пьес, объединенных одной проблемой, и проследить, как с течением времени трансформируются образы и мотивы булгаковских пьес, связанные с тематикой взаимоотношения творческой личности и власти. Достижение этой цели возможно при решении следующих задач...

Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева

Чанкаева, Любовь Робертовна — Майкоп, 2006

В искусстве слова чувство природы все более сливается с чувством роди ны, отсюда пейзаж становится своеобразным портретом родины, а единение с природой перерастает в близость к народу. Актуальна установка современной литературы, высказанная Ю.И. Сохряковым: «Возродить утраченное чувство изумления перед миром природы, ее загадками и тайнами с тем...

Концепция личности Петра I в русской литературе XX века и социокультурный контекст времени

Лобин, Александр Михайлович — Ульяновск, 2006

Литература о Петре примечательна не только количеством созданных произведений, но и бесконечным многообразием, противоречивостью оценок Петра от «строителя чудотворного» до «царя-Антихриста». Художественные трактовки образа Петра, воплощенные в литературных произведениях, становятся отражением, неотъемлемой частью общекультурного процесса развития...

Концепция творчества в художественной и художественно-документальной прозе Ю. Нагибина

Тарабукина, Юлия Александровна — Тюмень, 2006

Подлинная популярность пришла к Ю.Нагибину в 50-60-е годы. В 1953 г. он создает произведения «Зимний дуб» и «Комаров», принесшие ему заслуженную известность и признание читателей и большинства критиков. Их называют лучшими рассказами Нагибина, вершинами его творчества 50-х годов и образцами советской новеллистики. Это был шаг вперед по сравнению с...

Костюм как полифункциональная деталь в исторической прозе XX века

Абрамова, Екатерина Игоревна — Тверь, 2006

В данном исследовании мы опираемся на работы Р.Д. Цивина, который, с нашей точки зрения, наиболее полно и точно определяет специфику детали. Мы будем понимать под художественной деталью «специфическое средство обобщения, конкретность, подробность, которая несет в себе общее, она обязана по замыслу автора в сюжете превзойти, умножить самое себя...

Культурно-исторический контекст лирических поэм В.В. Маяковского

Фадеева, Ирина Валерьевна — Астрахань, 2006

Многие философские идеи «серебряного века» русский футуризм и Маяковский восприняли опосредованно через теорию символизма. Отмечаемая исследователями близость двух направлений затрагивает область тематики (город, новая машинная цивилизация), проблематики п хаос и дисгармония отношений, разрыв привычных связей), поэтики . Характер взаимоотношений...

Лейтмотив в структуре романа И.С. Шмелева "Пути небесные"

Галанина, Ольга Евгеньевна — Нижний Новгород, 2006

В силу того, что рассмотрение образно-символического и рационально-публицистического планов не входит в задачи нашего исследования, мы только упоминаем эти направления в контексте изучаемой нами проблемы4. Таким образом, все творчество художника зрелой поры — это мучительное желание постичь тайны бытия. Это позволяет нам сделать вывод о том, что...

Лесковский и замятинский тексты в творческой рефлексии Л.М. Леонова

Непомнящих, Наталья Алексеевна — Новосибирск, 2006

В целом, исследование способствует решению проблемы, сформулированной еще Н.А. Грозновой: «осмыслить разносторонние влияния и связи художника с предшественниками в их, так сказать, «иерархической» соотнесенности, где каждая литературная традиция имеет свое место»1. Кроме того, привлечение новых источников, в том числе рассуждений Леонова о...

Лирический субъект и персонажи в стихотворениях Н.С. Гумилева

Соколова, Дарья Владимировна — Москва, 2006

Стихотворения Н.С. Гумилева - плодотворный материал для изучения персонажей в лирике, поскольку они многогеройны. Однако лирику мэтра акмеизма едва ли можно назвать «персонажной», во-первых, потому что множество стихотворений поэта, содержащих персонажей (героев), сюжетны, именно на их действиях строится повествование, и, во-вторых...

Литература русского предромантизма (1790-1820)

Федосеева, Татьяна Васильевна — Москва, 2006

Крупнейшими представителями литературной эпохи были определены основы предромантической эстетики. Обосновано новое представление о литературе, ее общечеловеческом и национальном содержании, способах и средствах художественного воссоздания человека и окружающей его реальности. В основании новой методологии была «личностная рефлексия», обозначившая...

Литературная деятельность М.С. Жуковой

Воробьева, Светлана Николаевна — Тверь, 2006

Мария Семеновна Жукова родилась в 1805 г. в г. Арзамасе Нижегородской губернии, где прошли ее детство и юность. Отец будущей писательницы Семен Семенович Зевакин был уездным стряпчим. Не сохранилось материалов, которые позволяли бы судить о его воспитании и образовании, существует лишь одно мемуарное свидетельство весьма благоприятного характера...

Литературная жизнь Тверской губернии второй половины XIX века

Миронова, Ирина Вадимовна — Тверь, 2006

Сразу после событий 1917 г. занятие краеведческой историей стало популярным научно-культурным движением в России5. В 1920-е гг. один из основоположников краеведения Н.К. Пиксанов выдвинул концепцию «культурного гнезда», заявленную им как наиболее удобную для описания провинциальной духовной культуры вообще, и литературы в частности. Он считал, что...