Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Жанрово-тематическое многообразие "внехудожественного" творчества И.А. Бунина 1917-1923 годов: дневники, публицистика

Скроботова, Ольга Владимировна — Елец, 2006

Творчество Ивана Алексеевича Бунина привлекало и привлекает внимание многих литературоведов. Анализу его произведений посвящены многие научные работы, но основное внимание обычно уделяется художественному наследию писателя, его поэзии и прозе...

Жанровые процессы в прозе М.М. Пришвина: от миниатюры к контекстовым лирическим формам

Ольховская, Юлия Ивановна — Омск, 2006

В нашей работе впервые осуществлена попытка представить жанры пришвинской прозы как динамическую систему, проследить их взаимодействие;, отчасти эволюцию. Процесс становления жанровой системы в творчестве писателя шел непрерывно. Особенность ситуации состоит в том, что эволюция жанровой системы сопровождалась авторской рефлексией, которая могла...

Жанр "письма вождю" в тоталитарную эпоху

Суровцева, Екатерина Владимировна — Москва, 2006

Мы не задействовали всякого рода служебные записки и официальные документы, исходившие от писателей, занимавших ответственные посты в Союзе писателей или других советских органах (например, Луначарского - Ленину, Фадеева, возглавлявшего ССП в 19461953 гг., партийным руководителям и т. п.), равно как и официальные здравицы (стихотворные и...

Женская проза 1980-2000-х годов: динамика, проблематика, поэтика

Воробьева, Наталья Вадимовна — Пермь, 2006

Вербицкая» (1910) К. Чуковский рассматривает «дамскую словесность» как особое явление, со своими «традициями» и «неписаной эстетикой»: в обрисовке персонажей («сверкают, пылают, вспыхивают»), особенностях любовного конфликта (барон-демократ, рабочий и героиня-курсистка) и литературного антуража (Ницше, Метерлинк, Уайльд) [Чуковский 1969Ь: 10-22...

Женские образы Ф.М. Достоевского: итоги и перспективы изучения

Двойнишникова, Татьяна Федоровна — Улан-Удэ, 2006

Как и многие его современники, Достоевский признавал необходимость свободы и равенства для женщин, но в то же время считал, что эмансипацию необходимо объяснить в терминах христианской любви к человечеству. Он утверждал, что те, кто пытается иначе решить в обществе «женский вопрос», ошибаются, поскольку делят неделимое, берут мужчину и женщину...

Жизнестроительная концепция Д. Андреева в контексте культурфилософских идей и творчества русских писателей первой половины XX века

Дашевская, Ольга Анатольевна — Томск, 2006

В изучении творчества Андреева правомерно выделить два этапа: первый из них приходится на начало 1990-х годов и условно может быть назван «критико-биографическим»; второй период, «научный», охватывает конец XX и начало XXI века. Существенной вехой в границах второго периода в изучении творчества Андреева стала коллективная монография...

Жуковский и Гоголь. Диалог об искусстве в переписке писателей

Кузнецова, Надежда Викторовна — Тверь, 2006

В литературоведении давно известен тот факт, что наряду с тесной дружбой, между Жуковским и Гоголем велась постоянная переписка. Однако специального исследования она до сих пор не получила. В то время как рассмотрение писем писателей чрезвычайно важно - они помогают прояснить не только отдельные биографические моменты, но и уяснить эстетическую...

Звуковая организация поэтической речи В.В. Маяковского. Силлабо-тонический стих

Пашков, Александр Витальевич — Москва, 2006

Похожую точку зрения разделял А.В. Луначарский: «Первоначально всё чисто поэтическое, т. е. стихотворные приёмы, рассчитано, несомненно, на звучание. В сущности говоря, аллитерация, рифма, метр и т.п. суть чисто звуковые приёмы. Читать стихотворение про себя можно, но также, как можно читать про себя ноты. Стихотворение требует исполнения»6...

"Знамения" как формообразующая основа мифотворческого дискурса прозы Алексея Ремизова 1900-1920 годов

Дёмина, Ирина Владимировна — Иваново, 2006

Используя прием сновидческого отражения действительности, А. Ремизов («Огонь вещей», «Взвихренная Русь»), как в смысле мистическом, так и стилистическом, насыщает повествование необыкновенной...

Идейно-художественная концепция праведничества в поэзии Н.А. Некрасова

Житова, Татьяна Алексеевна — Москва, 2006

Мы исходим из диаметрально противоположной концептуальной установки, из признания того неоспоримого факта, что русская литература Нового времени, безусловно, не только по форме, но и по мировоззрению оставалась литературой светской, мирской, литературой художественной, что, разумеется, отнюдь не означало забвения ею своих религиозных истоков...

Идея святости в творчестве Б.К. Зайцева периода эмиграции

Лукъянцева, Ирина Ивановна — Ставрополь, 2006

Наряду с проблемами, общими для всей русской эмиграции первой половины XX века, Зайцева интересовал процесс прихода человека к вере, эволюция его мировоззрения, приводившая героев к воцерковлению, реализация в повседневной жизни такой нравственной позиции, как святость в миру. Практически во всех текстах Зайцева периода эмиграции такая постановка...

Идея спасения в романе Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы"

Шараков, Сергей Леонидович — Петрозаводск, 2006

Вообще, надо сказать, изучение Достоевского в контексте христианской духовности имеет более чем столетнюю историю. Тема религиозных убеждений писателя, так или иначе, затрагивается уже его современниками, среди которых выделяются публикации русских философов: Вл. Соловьева и К. Леонтьева. А полемика о характере религиозности Достоевского, начатая...

И.И. Козлов - переводчик британских поэтов

Мойсевич, Владимир Григорьевич — Омск, 2006

Переводы Козлова, являющиеся составной частью русско-английских литературных связей и занявшие заслуженное место в истории отечественной литературы, - яркий пример проникновения творений иноязычных авторов в национальную культуру и их функционирования в условиях русского литературного и культурного процесса...

"Имманентная критика" Ю.И. Айхенвальда доэмигрантского периода: проблема писателя и читателя

Зуев, Дмитрий Владимирович — Москва, 2006

Книга Максимова представляет особый интерес. Это фактически первая попытка анализа широкого поля критики рубежа веков, задавшая вектор ее изучения. Именно поэтому необходимо подробнее остановиться на разборе этого авторитетного исследования...

Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы

Сидорова, Анна Геннадьевна — Барнаул, 2006

Этот процесс сопровождается «разгерметизацией» границ искусства, что, в частности, в изобразительном искусстве приводит к акционности: бодиарт, энвайронмент, флюксус, перформанс, хеппенинг, медиа-искусство в форме видео- или киноинсталляции. Подобные тенденции характерны и для музыкального искусства второй половины XX века: «в концертный зал...

Интерпретация образов актеров в драматургии А.Н. Островского

Евстигнеева, Юлия Александровна — Москва, 2006

С именем Александра Николаевича связана целая эпоха в истории драматургии и театра. «Почти полсотни пьес - это богатая, яркая, подвижная драматургическая система, которую составляют искрометные комедии, социально-психологические драмы, исторические хроники, сказка. Таким перечислением, конечно, не исчерпывается все разнообразие его пьес, вобравших...

Интертекстуальность, реминисценции и авторские маски в романе Н.Г. Чернышевского "Повести в повести"

Метласова, Татьяна Михайловна — Саратов, 2006

Созданный в Петропавловской крепости роман «Повести в повести. Роман или не-роман» представляет собой художественный интерес в силу особенностей авторского повествования и воплощения многосторонних аспектов авторского замысла, являясь одним из малоизученных художественных произведений Чернышевского...

Интертекстуальность творчества Леонида Губанова

Журбин, Андрей Алексеевич — Астрахань, 2006

СМОГ изначально задумывался просто как содружество ярких творческих личностей (литераторов, художников, музыкантов, философов). Даже название сначала расшифровывалось как «Свежесть Мысль Образ Глубина». Выбор «свежести» шел от евтушенковского «Хочется свежести, свежести мысли, мозга, мазка!» Впоследствии с изменением приоритетов «свежесть...

Интертекстуальные включения в эпических произведениях А.П. Чехова

Петровская, Наталия Игоревна — Таганрог, 2006

Популярность проблемы межлитературных связей в творчестве Чехова в 90-е годы XX века проявляется в названиях сборников "Чеховианы": "Чехов и Франция" (1992), "Чехов в культуре XX века" (1993), "Чехов и серебряный век" (1996), "Чехов и Пушкин" (1998...

Искусство как объект авторской интенции в лирике О.Э. Мандельштама

Донскова, Юлия Викторовна — Астрахань, 2006

В силу определенных обстоятельств Мандельштам долгое время оставался закрытым автором. Точкой открытия поэта современному читателю принято считать 70-е годы, когда в 1978 году в серии «Библиотека поэта» вышла книга «Стихотворения О.Э. Мандельштама» , в то время как на Западе (Югославия, Италия, США, Франция, Израиль и др.) активно разрабатывались...