Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Гносеологические образы в лирике Б.Л. Пастернака 1920-х годов

Евдокимова, Ольга Викторовна — Воронеж, 2006

Обращает на себя внимание качественно разный характер исследований лирического цикла, строящихся на материале XIX и XX веков. Для первых характерна фиксация лежащих на поверхности признаков жанрового образования, как-то: общее название, единая тема. Для вторых - исследование причин образования жанра, что обусловлено характером изучаемого...

"Гоголевский текст" в ранних произведениях Ф.М. Достоевского

Константинова, Наталья Владимировна — Новосибирск, 2006

Проблема включения в авторское сознание иных миров, усвоение чужого текста продолжает оставаться одной из самых актуальных в современной филологической герменевтике, которая склонна рассматривать частный текст...

Границы реальности в прозе В. Набокова

Антоничева, Марта Юрьевна — Саратов, 2006

Отличительным признаком новой картины мира становится осознание того, что объективное познание - главное требование классической парадигмы - невыполнимо, так как нельзя исключить наблюдателя из процесса наблюдения. В литературе эта тенденция проявляется в мощном развитии метаповествования, акцентирующем авторское присутствие и фиксирующем внимание...

Движение фольклорного мотива "поиск утраченной возлюбленной" в творчестве А.С. Пушкина: от поэмы "Руслан и Людмила" к сказкам

Степочкина, Светлана Юрьевна — Москва, 2006

Мотив, по мысли А.Н. Веселовского, является первичным материалом для построения сюжета, так как каждая из двух составляющих мотива способна видоизменяться. «Задач может быть две, три <.> и более; по пути богатыря будет встреча, но их может быть и несколько. Так мотив вырастает в сюжет, - говорил ученый, - как формула лирического стиля, построенная...

Диалог античных и христианских мотивов в романе И.А. Гончарова "Обрыв"

Тарковская, Наталья Анатольевна — Кострома, 2006

Но главной причиной, затруднявшей процесс создания «Обрыва», на наш взгляд, явилась нестабильность, неопределённость русской жизни того периода. Середина XIX столетия стала переломным моментом в русской истории, бурным и противоречивым временем. Отмена крепостного права, появление новых социальных слоёв, стремительное развитие капиталистических...

Дионисийское начало в ранней лирике В.В. Маяковского

Давыдов, Тимофей Владиславович — Москва, 2006

Повторяется и деление творчества Маяковского на дореволюционный и послереволюционный периоды ("ранний Маяков-ский'У'поздний Маяковский"), с той разницой, что в советское время критиковался ранний Маяковский за связь с футуризмом, а ныне критикуется поздний за связь с большевиками...

Дискурс права в творчестве Ф.М. Достоевского 1846-1862 гг.

Сафронова, Елена Юрьевна — Барнаул, 2006

В истории русской культуры есть эпохи, когда в обществе становится особенно актуальной непосредственная связь литературы и права. Такая ситуация наблюдалась, например, в середине XIX века и была обусловлена подготовкой и проведением судебной реформы 1864 года...

Дохристианские цивилизации в русской литературе первой трети XX века

Солнцева, Елена Георгиевна — Москва, 2006

Мандельштам, напротив, обращался к ветхозаветной истории, то Мережковского более привлекали евангельские времена. Если в воззрениях Хлебникова сочетались славянофильство и евразийство, Мандельштама -европеизм, в идеологии Мережковского проявилось западничество в сочетании с близкими славянофильству идеями особого русского пути, третьего Рима...

Драматургия А. Вампилова

Смирнов, Сергей Ростиславович — Иркутск, 2006

Задачи исследования - многоаспектный анализ творчества драматурга, включающий анализ архивных материалов (рукописи и машинопись с авторской правкой, черновые наброски и планы и др.), привлечение «Записных книжек», неоконченных произведений; изучение поэтики драматических произведений А. Вампилова, в том числе поэтики заглавий, ремарок, финальных...

Драматургия Владимира Максимова 1960-1980-х годов в контексте творчества писателя

Хоанг Тхи Винь — Тамбов, 2006

В.Е. Максимов стал редактором крупнейшего журнала третьей волны эмиграции «Континента», основанного в 1974 году. Наряду с журналами «Время и мы», «Эхо», «Ковчег», «Синтаксис», максимовский «Континент» сыграл особую роль в развитии литературы русского зарубежья...

Древнейшие русские сказания о чудесах Николая Мирликийского

Устинова, Ольга Александровна — Санкт-Петербург, 2006

Вслед за Киевом почитание св. Николая распространяется в Новгороде. Самой известной из новгородских построек этого времени . является каменный собор св. Николая на Ярославом дворище, построенный в 1113 году, в котором находилась древняя чудотворная икона с его образом круглой формы, написанная, скорее всего, греческими мастерами, жившими в это...

Древнерусская паломническая литература XVI-XVII вв.

Решетова, Анна Анатольевна — Москва, 2006

Современные суждения о жанровом составе литературы средневековой Руси и критериях определения художественной формы текстов отличает противоречивость и отсутствие единого мнения. Подвергаются сомнению правомерность существования самого термина «древнерусский жанр» и употребления современного терминологического аппарата к древнерусской книжности...

Жанр идиллии в русской романтической поэзии первой трети XIX века

Быченкова, Светлана Васильевна — Владимир, 2006

Исследование идиллии как одного из пасторальных жанров в русской поэзии XVIII-XIX веков началось сравнительно недавно, т.к. бытовавшее долгое время отрицательное отношение к пасторали (жанр считался узкоэстетическим, монотонным, неглубоким, пристрастным) накладывало свой отпечаток и на идиллию. В последние годы восприятие пасторали качественно...

Жанр и тематический аспект в произведениях А.К. Толстого об эпохе Иоанна Грозного: баллады, роман, трагедия

Сазонова, Зоя Николаевна — Владимир, 2006

В данной работе рассматривались исторические произведения А.К. Толстого - роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного», баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», «Старицкий воевода...

Жанр легенды в русской литературе рубежа XIX - XX веков

Фатеева, Юлия Геннадиевна — Волгоград, 2006

Д.С. Мирский, например, связывал кризис с уходом из литературы больших писателей. Вот что писал критик: «Величайшие писатели обратились к роману, но рядом продолжали цвести и другие жанры художественной литературы, способствуя созданию картины Золотого века. <.> .Все эти великие произведения были созданы людьми старшего поколения, и у них не было...

Жанр литературного портрета в творчестве В. Ходасевича

Штейникова, Наталья Витальевна — Астрахань, 2006

Под жанровой доминантой обычно понимают «внутренние факторы произведения», позволяющие сохранить жанровое целое за счет координации и стабилизации конструктивных элементов, т.е. жанровая доминанта представляет собой консервативную часть жанра как гетерогенной системы. В то же время «носители жанра» выполняют контролирующую функцию, запуская...

Жанровая структура "Писем русского путешественника" Н.М. Карамзина

Сорникова, Мария Яковлевна — Коломна, 2006

С.Э. Павлович в работе «Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века» справедливо указала на присутствие в книге Карамзина эволюции души главного героя произведения - Путешественника8...

Жанровое своеобразие прозы В. Войновича

Хлебникова, Елена Александровна — Астрахань, 2006

Интерес к творчеству писателя в последние десятилетия заметно возрос. Среди многообразия и разнородности литературоведческих работ, посвященных исследованию творческого наследия В. Войновича, выделяют...

Жанровое своеобразие прозы С.Н. Сергеева-Ценского 1900-1920-х годов

Поддячая, Нелли Анатольевна — Тамбов, 2006

Изучение «ценского» жанра позволит выявить в какой-то мере и общие закономерности, связанные с развитием литературного процесса, оценить историю литературы на конкретном этапе, выстроить некоторые теоретические положения...

Жанрово-стилевые особенности прозы В.Л. Кондратьева

Рюмшина, Наталия Викторовна — Тверь, 2006

Разделяя мысль о том, что творчество писателя нужно рассматривать как его духовную биографию, обратимся к ее истокам. В. JI. Кондратьев родился в 1920 году в городе Полтаве, куда приехал на заработки из голодающей Москвы его отец. Они жили на улице, ведущей к городскому кладбищу, по которой возили на машинах полтавчан на расстрел. «Людей еще не...