Диссертации по истории, автореферат и диссертация на тему Этнография, этнология и антропология Специальность ВАК РФ: 07.00.07
Семантический контекст фито-антропоморфных образов русской народной вышивки
Денисова, Ирина Михайловна — Москва, 2006Однако необходимо не только сохранять то, что еще недавно было живо, но и попытаться понять, что за этим стояло, какими путями шло человечество в познании мира и в какие формы вылились его открытия и заблуждения на этом пути, так как глубинные слои мировоззрения народа — основа его духовной культуры, своеобразия его души. Несмотря на то, что...
Семейные обряды русско-белорусского пограничья в контексте этнополитической истории. XIX - начало XXI вв.
Листова, Татьяна Александровна — Москва, 2006До сих пор почти не проводилось исследований, в которых бы обрядовая культура использовалась как фактор, определяющий этническую принадлежность, а также этнические границы или границы историко...
Семья и семейные отношения у немцев Западной Сибири в конце XIX - начале XXI вв.
Чернова, Ирина Николаевна — Омск, 2006Степень изученности темы. Интерес к исследованию проблем семьи в современной этнографии обусловлен ролью семьи в воспроизводстве структуры населения, ее этнических, конфессиональных и социальных черт, формировании национального самосознания, межпоколенной передаче характерных этнических черт и культурного наследства, а также в контактах с...
Смеховое поведение: формы и функции
Артёмова, Юлия Александровна — Москва, 2006Автор ставит перед собой лишь задачу определить структурно-функциональные особенности обрядового юмора, роднящие его, с социально-психологической точки зрения, с отношениями подшучивания...
Современная народная религия алтай-кижи
Клешев, Вячеслав Айдынович — Томск, 2006Административно Горный Алтай до 1889 года входил в состав Бийского округа, до середины 1917 года - Бийского уезда Алтайского округа Томской губернии, а затем Алтайской губернии. В феврале 1918 года он получил статус округа, в октябре - уезда. В 1917-1918 гг. Горный Алтай, поделенный на 40 волостей, управлялся Алтайской Горной Думой, а затем...
Современные этнические процессы в среде групп этнических меньшинств
Фролова, Елена Валерьевна — Казань, 2006Оторвавшиеся от своей этнической территории в разные исторические периоды группы этнических меньшинств развиваются под влиянием разнородных социально-экономических и этнических факторов, способствующих либо сохранению этнокультурной специфики, либо ее трансформации в новом этническом окружении...
Технологические традиции в производстве изделий из цветного металла в Забайкалье
Симухин, Александр Ильич — Улан-Удэ, 2006Орудия из камня, кости, дерева были достаточно хрупкими и не долговечными, быстро затуплялись, требовали частого ремонта. Изделия же изготовленные из меди и её сплавов, были более прочными, острыми и явились большим техническим прогрессом. Появление металла является одним из важнейших открытий человека, которое в древности ознаменовало большой...
Традиции сельского пивоварения на Русском Севере в XIX - начале XXI в.
Андреева, Татьяна Борисовна — Москва, 2006Несмотря на то, что широкое бытование сельского пивоварения на Русском Севере отмечали многие исследователи XIX - XX вв., оно до сих пор остается недостаточно изученным. Поэтому представлялось важным провести комплексное рассмотрение пивоварения на региональном уровне, пока эта традиция окончательно не исчезла - иначе можно лишиться еще одного...
Традиционная одежда айнов
Лебедев, Александр Геннадьевич — Владивосток, 2006Наконец, не следует забывать и о том, что проблемы развития и возрождения культуры даже самой малочисленной народности, как части общечеловеческого наследия, органически вписываются в современную гуманитарную мысль...
Традиционная физическая культура и спорт в жизни народов Центрального и Западного Дагестана
Мусаев, Магомед Гаджиевич — Махачкала, 2006Основной источниковой базой для данной работы послужили полевые этнографические материалы. Собирались они в 2003-2005 гг. в районах расселения аварцев, андо-цезов, даргинцев и лакцев, а также у представителей этих народов в городах Махачкале, Хасавюрте, Кизляре, Каспийске и Буйнакске. Сбор материалов велся путем индивидуального опроса...
Традиционное воспитание детей в коми культуре второй половины XIX - первой трети XX вв.
Слепчина, Надежда Ехиеловна — Сыктывкар, 2006Вопросы, так или иначе связанные с традиционным воспитанием, или, шире, с этнографией детства в культуре коми, поднимаются во многих этнографических исследованиях и интерпретируются в различных контекстах. Эти разнородные и разрозненные данные требуют систематизации и научного осмысления. Данное исследование является первой попыткой обобщения...
Традиционное земледелие у алтайцев
Торушев, Эркем Геннадьевич — Улан-Удэ, 2006Территориальные рамки исследования включают Республику Алтай. Коренное население региона в этнографическом отношении состоит из двух групп - северных и южных алтайцев. В состав северных алтайцев входят четыре этнические группы: тубалары, чалканцы (лебединцы), кумандинцы и шорцы, проживающие на севере республики в современных Турачакском, Чойском...
Традиционное мировоззрение в обрядах и фольклоре современных коми
Шарапов, Валерий Энгельсович — Ижевск, 2006Опыт систематического описания традиционных мировоззренческих систем народов Сибири и Севера России представлен отечественными этнографами и фольклористами в цикле коллективных и авторских монографий, опубликованных в 70-90 гг. XX в.13 В этих исследованиях, как правило, акцентируется внимание на реконструкции системы мифологических представлений...
Традиционный этикет в башкирской семье
Баязитова, Розалия Рафкатовна — Уфа, 2006Будучи наиболее консервативным элементом общества, семья является хранительницей традиционной культуры, в частности, этикета, с которым приходится сталкиваться постоянно. В семье происходит становление личности человека, формируются идеалы, культура поведения, вырабатываются ценностные установки и жизненные ориентиры, то есть осуществляется...
Трансформация гавайского общества
Латушко, Юрий Викторович — Владивосток, 2006Местная специфика заключалась в длительной эволюции потестарно-политических отношений в условиях полной изоляции (конец XIII -XVIII вв.), а затем в стремительном развитии почти взаимоисключающих процессов -строительстве государства на основе туземной политической модели и ускоренной модернизации в результате контактов с иностранцами. Проникновение...
Украинское гончарство по материалам собрания Российского Этнографического музея
Карпова, Ольга Валериановна — Санкт-Петербург, 2006Украинское гончарство не обойдено вниманием исследователей. Ему посвящены монографии, материалы по данной теме представлены не только в журналах и сборниках научных статей, но и в специальном серийном издании. Такие публикации начали появляться уже в конце XIX в. Большинство их сообщают материалы по отдельным аспектам этого явления культуры...
Феномен "неотрибализма" в контексте современной этнополитической жизни
Тенсин, Максим Владимирович — Ижевск, 2006Совершенно очевидно, что существование «неотрибализма» обусловлено самой социальной природой человека, который, как и прежде, не может жить вне общества, и поэтому всегда включен в широкую систему социальных связей, обеспечивающих представителям этнических или социальных групп дополнительные преимущества в условиях жесткой межгрупповой...
Функционирование "письменного" в русской деревне XIX - XX веков: книги и способы их воображения
Мельникова, Екатерина Александровна — Санкт-Петербург, 2006В центре внимания в этой работе находятся «воображаемые книги». Используя это выражение, я хочу одновременно и уберечь читателей от напрасных ожиданий анализа прагматики чтения и письма, и подчеркнуть главную особенность того явления, о котором пойдет речь ниже. «Воображаемая книга» - это книга, о которой нам известно только из фольклора. Она...
Хозяйство и материальная культура негидальцев
Янчев, Дмитрий Викторович — Владивосток, 2006Соседним народам негидальцы были известны под разными этнонимами: эвенки называли их нгеида, что в переводе означает «береговой или крайний» житель; нанайцы их именовали негда - «пеший охотник»; нивхи негидальцев называли их*ыдийи дословно «.поди чужого языка», у ульчей они значились иод названием аигунь бл"и т.е. «житель сшгуни». Сами себя...
Этническая идентификация городского населения Республики Казахстан 1992-2005 гг.
Савин, Игорь Сергеевич — Москва, 2006В последующем в новой редакции Конституции РК, приятой 30 августа 1995 года формулировка преамбулы была несколько изменена: « Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- ...
- 58
- Следующая страница »