Диссертации по истории, автореферат и диссертация на тему Этнография, этнология и антропология Специальность ВАК РФ: 07.00.07
Этнокультурные связи салатавских аварцев и засулакских кумыков во второй половине XIX - начале XX в.
Беркиханов, Меджид Султанмурадович — Махачкала, 2011В своем самосознании салатавские аварцы, как правило, не совсем идентифицируют себя с аварским этносом, несмотря на то, что в основной своей массе они являются прямыми потомками выходцев из горных аварских аулов (чему служат подтверждением в числе прочих свидетельств многочисленные устные предания салатавских аварцев, например, «Повествование о...
Этноязыковое развитие Республики Башкортостан
Фатхутдинова, Айгуль Ильясовна — Казань, 2011Актуализация языковой проблемы на современном этапе связана со стремлением титульных политических элит решить собственные проблемы (доступ к власти, перераспределение ресурсов и важнейших рычагов управления и др.) в том числе и при помощи языка, наделенного государственным статусом...
Языковая политика в постсоветском Татарстане
Хамидуллина, Аделя Ильмировна — Казань, 2011Основными механизмами реализации языковой политики, как части национальной политики, являются закрепление конституционного статуса языков, расширение его функций путем введение в сферу управления, введение изучения языков и обучения на определенных языках в систему образования...
Влияние христианизации на семейную обрядность коренных народов Горного Алтая
Тадышева, Наталья Олеговна — Томск, 2010Православие глубоко проникло в традиционную культуру алтайского общества. Будучи на момент своего внедрения инновацией, оно постепенно становится элементом современной культуры алтайцев. В связи с этим представляется актуальным изучение конкретных механизмов универсального явления трансформации инновации в традицию на примере сложения современной...
Гендерное равенство в культурно-историческом развитии народов Северного Кавказа
Шоранова, Залина Владимировна — Нальчик, 2010Определение жизненного пространства человека немыслимо без тендерных отношений, а соответственно — без тендерной идентичности, т.е. осознания себя связанным с культурными определениями мужественности и женственности, усвоением и демонстрацией социальных ролей мужчины и женщины. Этноментальные установки и рациональные поведенческие стереотипы...
Город и городское население Пермского Прикамья второй половины XIX в. в социальном, культурном и этническом измерениях
Козлова, Вероника Юрьевна — Пермь, 2010Предмет исследования составляют развитие городов Пермского Прикамья во второй половине XIX в., их население, структурированное по социальной и этнической принадлежности, и модернизационные явления в культуре...
Дагестанцы: этноязыковое многообразие и культурная идентичность
Магомедханов, Магомедхан Магомедович — Махачкала, 2010Дагестану сходство сущностных характеристик этнокультур и выраженное сознание принадлежности к единому народу, дагестанцам, не обнаруживает прямых аналогий в других частях России и мира...
Деятельность мирского суда чувашского крестьянства во второй половине XIX - начале XX веков
Егоров, Димитрий Владимирович — Чебоксары, 2010Исследование и осмысление проблем мирского судопроизводства позволяют раскрыть глубинные механизмы сложных социально-экономических, этнокультурных и правовых процессов, выявить характерные особенности общественной жизни того или иного этноса. В связи с тем, что некоторые нормы народного права сохраняются и функционируют в современных условиях...
Домонотеистические верования и культы в современной религиозной практике кумыков
Гайдарбекова, Патимат Атавовна — Карачаевск, 2010Таким образом, исследование рудиментарных элементов религии кумыков должно иметь научно-прикладное значение в современной ситуации, ведь кумыки - один из наиболее многочисленных этносов в многонациональном и значительно исламизированном Дагестане. Необходимо особо подчеркнуть, что в республике в последние полтора-два десятилетия роль религиозного...
Зерновой код в календарной обрядности русских
Корнева, Валерия Юрьевна — Томск, 2010Кассирер Э. Избранное: опыт о человеке. М., 1998. С. 471-472. обрядов; воплощаемых в современную праздничную культуру города и села; должны опираться на научную интерпретацию символики ритуалов...
Игровые традиции в духовной культуре Японии
Войтишек, Елена Эдмундовна — Новосибирск, 2010Что касается Японии как составной части традиционной культуры народов Восточной Азии, где этико-ритуальные принципы и соответствовавшие им нормы поведения были выдвинуты на передний-план еще в древности, то там игровые символы и ритуалы занимают особенно важное место [Этика.и ритуал., 1998]. Понятие ритуала (кит. ли, кор. йе, яп. рэй) стало высшим...
Институт абречества у кабардинцев в XVIII - первой половине XIX века
Карданова, Радима Султановна — Нальчик, 2010Историография проблемы. Историю изучения института абречества у кабардинцев можно условно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный (постсоветский). В. историографии кабардинского абречества особое место занимают труды дореволюционных авторов, в которых затрагивались некоторые аспекты данной проблемы. Наиболее ранней из...
Историко-культурные центры как форма оптимизации этнической идентичности и межэтнических коммуникаций в Республике Башкортостан
Хабибуллина, Айгуль Рафкатовна — Уфа, 2010Интенсивность межэтнических контактов в данном регионе очень высока, поэтому важно знать особенности протекания межэтнического взаимодействия и факторы, взаимосвязанные с межэтническими отношениями...
История собирательства якутских этнографических коллекций в музеях Якутска и Санкт-Петербурга
Степанова, Лена Борисовна — Новосибирск, 2010Объектом исследования являются якутские этнографические коллекции в собраниях музеев гг. Якутска и Санкт-Петербурга. Их формирование началось на территории Якутии во второй половине XIX в. одновременно с этнографическими исследованиями, инициированными научно-исследовательскими обществами, а также связано со становлением этнографических отделов...
Календарные обряды и праздники русского населения Чувашии в конце XIX - начале XX в.
Лысова, Татьяна Николаевна — Саранск, 2010Приобщение к общенациональной культуре происходит, прежде всего, через региональную культуру. Именно ощущение культурной самобытности и причастности своих предков к ее созданию инициирует людей к идентификации себя с этим локальным сообществом и восприятием его культуры. Таким образом, обеспечивается необходимая преемственность, без которой...
Китайские авторские сборники X - XIII вв. в очерках и переводах
Алимов, Игорь Александрович — Санкт-Петербург, 2010В первую очередь настоящее замечание справедливо для так называемых сборников бицзи, относящихся к эпохе Сун (960—1279) как раз в этот период такие сборники получили законченную форму и массовое распространение Бицзи, будучи своеобразными записными книжками неофициального характера и принадлежа кисти выдающихся китайских чиновников и мыслителей...
Конфликты в общественных отношениях горцев Дагестана
Магомедсалихов, Хайбула Гамзатович — Махачкала, 2010После октябрьской революции 1917г. в Дагестанской области наблюдался процесс трансформации общественного сознания горцев Дагестана от традиционного к социалистическому, что было обусловлено Октябрьской революцией 1917г., Гражданской войной, последующими социальными преобразованиями, насильственной коллективизацией и политическими репрессиями...
Любительская фотография в городской культуре России конца XX в.
Бойцова, Ольга Юрьевна — Санкт-Петербург, 2010Любительская фотография «определяется не столько своим предметом, сколько статусом фотографа и функцией фотографии» [Scott 1999: 229]. В нашей работе под любительскими фотографиями понимаются фотографии, сделанные непрофессионалами (то есть теми, для кого фотографирование не является основным занятием, не приносит доход или символический капитал...
Материалы музейных, библиотечных и архивных собраний Санкт-Петербурга как источник по истории и этнографии арабов бассейна Кашкадарьи (Узбекистан)
Янес, Мария Александровна — Санкт-Петербург, 2010Кишлак Джейнау находится в Кашкадарьинской области Республики Узбекистан. Кашкадарьинская область, в свою очередь, расположена в бассейне реки Кашкадарья на западных склонах Памиро-Алайских гор, в зоне резко континентального сухого и частично субтропического климата, что оказывает большое влияние на культуру жизнеобеспечения проживающего...
Молодежь Республики Мордовия в начале XXI века
Катаев, Олег Михайлович — Саранск, 2010Терминология. Для нас ключевым является понятие «молодежь». Под этим собирательным термином в большинстве народных традиций выделялся возраст от совершеннолетия до вступления в брак. Данному возрасту придается исключительное значение, что отразилось в особом положении молодежи, в ее специфических функциях и поведении в хозяйственной, бытовой и...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- ...
- 58
- Следующая страница »