Диссертации по истории, автореферат и диссертация на тему Этнография, этнология и антропология Специальность ВАК РФ: 07.00.07
Межнациональные и межконфессиональные отношения в Республике Марий Эл на рубеже XX-XXI вв.
Зеленеева, Гульнара Сультановна — Йошкар-Ола, 2011Численность населения в республике составила в 1993 году 764,1 тысячи человек (из них городское население составило 472 тыс. чел. (61,6%), сельское - 292,1 тыс. чел. (38,4%)). В 2002 году население республики составило уже 732,8 тыс. чел. (из них городское - 462,0 тыс. чел. (63%), сельское 270,8 тыс. чел. (37%)). Нужно отметить, что большинство...
Мир детства у татар: обряды и практики социализации
Сайфутдинова, Гузель Борисовна — Казань, 2011Научная: востребованность исследования этнических традиций социализации период социальных трансформаций! актуализирована* необходимостью учета региональной специфики. Вопросы социализации важны: для проведения эффективной социальной) политики, в частности, в решении проблем семьи и детства. Татары являются- второй по численности этнической...
Мобилизация русской идентичности в конце XIX - начале XX веков
Матвеев, Александр Валерьевич — Москва, 2011Важность изучения подобной проблемы увеличивается в наше время, когда общество в современной России и на постсоветском пространстве переживает период со сложными этнокультурными и национальными изменениями, зачастую порождающими социальную нестабильность. Это возрождает интерес к историческому опыту общественной мобилизации и сплочения...
Народная медицина башкир Курганской области
Минибаева, Заря Ибрагимовна — Уфа, 2011Курганские башкиры, несколько обособленно расселенные от основного этнического массива, дольше сохраняли специфические черты традиционной башкирской культуры, обладающие также и региональными особенностями. Кроме того, длительное взаимное общение этой группы башкир с другими тюркоязычными народами позволяют провести любопытные этнографические...
Немцы Томской области
Баловнева, Алла Николаевна — Томск, 2011Вызваны депортации были, как правило, политическими мотивами -предотвращением восстаний, стремлением ослабить или полностью погасить протесты. При этом депортации существенно влияли на этническое...
Обычное право русского населения Мордовии
Спицина, Ольга Викторовна — Чебоксары, 2011Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета URL: http://www.rg.ru/2003/10/08/zakonsamouprav.html (дата обращения: 25.08.2011). отмирания правовых обычаев необходимо и потому, что старые правовые обычаи либо изменяются, либо...
Повседневная жизнь советских учителей
Белова, Наталья Андреевна — Москва, 2011В работе ставится задача исследовать на основе широкого круга источников повседневную жизнь учителей Центральной России (на материалах Костромского края). Рассмотреть с разных сторон образ жизни и структуры повседневности учительской интеллигенции (прежде всего женщин, поскольку они составляли большинство), а также — по возможности...
Погребально-поминальная обрядность албанцев Буджака и Приазовья
Ермолин, Денис Сергеевич — Санкт-Петербург, 2011Страх перед смертью частично преодолевается идеей о загробной жизни - именно эта мысль, появившаяся, как представляется, задолго до формирования мировых религиозных систем, успешно ими транслируется. В свою очередь, надежда на жизнь после смерти могла побудить человека к организации похоронного ритуала, который выражается в особом отношении к телу...
Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая в конце XIX-начале XXI в.
Грибанова, Наталья Святославна — Барнаул, 2011Использование полотенец в контексте изучения семейной обрядности русских крестьян в разной степени затрагивалось многими исследователями. В публикациях Т. С. Макашиной, посвященных русской свадьбе, отмечены общераспространенные и локальные варианты применения полотенца на...
Привилегированные сословия Осетии в поликультурном пространстве Кавказа: генеалогические связи и межэтнические коммуникации
Марзоев, Ислам-Бек Темурканович — Владикавказ, 2011...
Природная и социальная среда как факторы сохранения этнической культуры алтайцев: конец XIX - начало XXI веков
Тюхтенева, Светлана Петровна — Москва, 2011Республика Алтай относится к числу тех регионов, в которых еще 5 можно увидеть многоцветье этнических культур народов России — алтайцев, русских, в том числе старожилов старообрядцев («стариковских»), казахов, а также немногочисленных представителей диаспор: азербайджанской, армянской, немецкой, украинской, киргизской. Современный этнокультурный...
Проблемы типологии и преемственности этнических культур эвенков и эвенов
Сирина, Анна Анатольевна — Москва, 2011В концепциях' хозяйственно-культурных типов (ХКТ) и историко-этнографических областей (ИЭО) (Левин, Чебоксаров 1955) эвенки и эвены были отнесены к таежным охотникам-оленеводам. Предназначенная для научно-классификационных целей, теория хозяйственно-культурных типов не могла отразить сложного многообразия культурно-хозяйственных вариантов, уже в...
Проблемы этнокультурной глобализации в развитии современного мира
Васильева, Варвара Викторовна — Ижевск, 2011Глобализация представляется диссертанту одним из этапов многовекового развития человека на планете. Это разносторонний процесс взаимного сближения, проникновения, зависимости различных культур и объектов в мире в ходе усиления социальных связей. Наблюдается феномен «сжатия» мира с осознанием единства отдельными его составляющими...
Пространственное поведение детей и подростков в полиэтничных коллективах
Феденок, Юлия Николаевна — Москва, 2011Люди разных культур являются носителями различных норм невербального поведения, в частности пространственного поведения. Бывают ситуации при межэтническом общении, когда один собеседник пытается так подстроить свое личное пространство, чтобы избежать дискомфорта для себя. Это, в свою очередь, создает некомфортную ситуацию для другого, который...
Пространство в традиционном мировоззрении и практической деятельности монгольских народов
Содномпилова, Марина Михайловна — Улан-Удэ, 2011В современной методологии гуманитарного знания под «традиционной культурой» подразумевается устойчивая иммобильная и неподверженная изменениям, диктуемым способами жизнедеятельности, внешними воздействиями (природно-климатическими, экономическими, военными) система...
Протестантизм и неопротестантизм в постсоветском Башкортостане: трансформация конфессиональной идентичности
Кляшев, Александр Николаевич — Уфа, 2011Территориальные рамки исследования; Исследование проводилось на территории Республики. Башкортостан, в гг. Уфа и Бирск, так как здесь сосредоточено подавляющее большинство крупных протестантских и неопротестантских религиозных объединений: В г. Бирск расположено пробство Еван-гелическо-лютеранской церкви Ингрии (шведско-финской традиции) и...
Растения в укладе жизни мордвы, проживающей на территории Мордовии
Князькова, Любовь Петровна — Чебоксары, 2011Тема, раскрывающая роль и место растительного мира в повседневном укладе жизни мордвы, на наш взгляд является актуальной: изменяющие условия существования человеческого общества, в том числе и мордовского населения, проживающего на территории Республики Мордовия, вынуждают людей адаптироваться к природной среде, что находит отражение в изменении...
Религиозные верования и обрядность закамских удмуртов
Садиков, Ранус Рафикович — Уфа, 2011Традиционные религиозные верования и обрядность закамских удмуртов не существовали изолированно. Их носители активно контактировали с представителями других религиозных традиций - ислама, христианства, древ...
Ритуал как механизм превращения инновации в традицию в современной материальной культуре
Богатырь, Наталья Викторовна — Москва, 2011В то же время, несмотря на растущее число этнографических описаний новой материальности, работ антропологов среди них пока немного, что, вероятно, не в последнюю очередь связано с дисциплинарной традицией, ори...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- ...
- 58
- Следующая страница »