Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Фольклористика Специальность ВАК РФ: 10.01.09
Локально-групповые прозвища в традиционной культуре: функциональность, жанровая система, этнопоэтика
Дранникова, Наталья Васильевна — Архангельск, 2005Первая фиксация прозвищ относится к 1830-м годам. Был осуществлен текстологический анализ материала. Собранный материал верифицировался путем повторных записей и фиксирования вариантов...
Марийские устные рассказы: типология и поэтика
Иванова, Эрвелина Юрьевна — Йошкар-Ола, 2005Обзор и анализ собранного материала показывает, что в фольклоре марийского народа присутствуют прозаические произведения, отличающиеся от преданий, легенд, сказок, быличек, анекдотов. Такие тексты повествуют о людях или фактах, имевших место недавно или существующих в настоящее время в действительности. Иногда они рассказываются самими участниками...
Мифологические традиции в тувинских героических сказаниях
Хертек, Лидия Кенденовна — Москва, 2005В этой связи приобретает особый смысл то обстоятельство, что эпическая традиция, идущая из глубины веков, продолжает сохраняться у народов Саяно-Алтайского культурного ареала. Следует отметить, что в данном регионе уже в эпоху палеолита существовало высокоразвитое религиозно-мифологическое мировоззрение. Археологические материалы древнейших...
Национально-мифологические и религиозные мотивы в дастане "Идегей"
Валиуллина, Фарида Мансуровна — Казань, 2005...
Национально-мифологические основы поэтики татарской народной песни
Гафиуллина, Кадрия Накиповна — Казань, 2005Как показал обзор литературы, до сих пор поэтика татарской народной песни специально не изучалась в связи с ее истоками - особенностями первобытного мышления, основанного, главным образом, на мифологическом и мифопоэтическом восприятии мира. Ранее исследователь М. Магдеев высказал мысль, что источником поэтических фольклорных образов является...
Нравственно-эстетическая организация базовых элементов культуры кавказского эпоса "Нарты"
Колясников, Иван Николаевич — Майкоп, 2005Нартский эпос, созданный творческим гением народов Кавказа, настолько неисчерпаем в своем содержании как культурная ценность, что его проблематика и в настоящее время дает пищу для размышления и вызывает не меньший интерес, чем в тот период, когда начался интенсивный сбор, систематизация и осмысление сказаний...
Образы деревьев в русской народной лирике
Пазынин, Валерий Вячеславович — Москва, 2005Новизна подхода состоит в том, что детальный анализ"^ функционирования конкретного образа в фольклорных текстах разного [ жанра совмещён с исследованием функционирования одноимённой лексемы j S в языке (диалекте) и одноимённого объекта в бытовой и ритуальной формахj традиционной культуры. С ^особ^гм вниманием анализируется конструктивная и...
Образы чудовищ-мангадхаек и женщин-богатырш в героическом эпосе бурят: функции, семантика и поэтика
Николаева, Наталья Никитична — Улан-Удэ, 2005Бурятские улигеры, передаваясь из поколения в поколение, из уст в уста, постоянно находились в процессе исполнения, изменения, шлифовки и трансформации. Основное содержание, главная идея произведений оставались в основном неизменными, но менялись отдельные детали и эпизоды, получая новую трактовку или новое освещение соответственно тому времени и...
Обрядовая поэзия тувинцев: структура и семантика
Юша, Жанна Монгеевна — Новосибирск, 2005Самоназвание этноса - тыва. В литературе для обозначения тувинцев использовались термины урянхайцы, сойоты, сойоны. Тувинский язык по классификации известного лингвиста Н.А. Баскакова [1969, с. 315323] относится к уйгуро-туюойской подгруппе уйгуро-огузской группы восточно-хуннской ветви тюркских языков. В тувинском языке выделяют 4 диалекта...
Персонажи освоенного пространства в традиционной мифологической прозе восточнославянского населения Красноярского края
Калинина, Светлана Валентиновна — Красноярск, 2005Долгое время быличка не рассматривалась как художественное явление, и только со второй четверти XX века стала изучаться как фольклорный текст, ' обладающий художественной ценностью. Об эстетической ценности жанра В.П. Аникин писал: «Бессознательное художественное творчество в быличках достигает необычайной выразительности и пластичности в вымысле...
Поэтика сюжета в эпической традиции Рябининых-Андреевых
Захарова, Ольга Владимировна — Петрозаводск, 2005Точка зрения В. Ф. Миллера стала настолько общепринятой, что вошла в авторитетные лексикографические издания: «былина "эпическая народная песня"; на основании др.-русск. былина ("Слово о полку Игореве") придумано Сахаровым; см. Вс. Миллер, Очерки 1, 27 и сл. О старом употреблении слова см. русск. диал. былина "быль, то, что было" (арханг.); см...
Сакральный мир бурятской Гэсэриады
Дугаров, Баир Сономович — Улан-Удэ, 2005Объектом исследования является мифологический пролог в бурятской Гэсэриаде, описывающий события в небесном мире, которые предваряют и определяют ход земного эпического действия...
Свадебная фольклорная поэзия населения Матчинского района Таджикистана
Шарифова, Муслима Тошбековна — Душанбе, 2005...
Сказочный эпос дагестанских азербайджанцев
Шихиева, Мухбаре Шукуровна — Махачкала, 2005Кавказская Албания была страной высокой культуры и пестрой по составу различных этнических образований. Античные авторы, в частности, историк и географ Страбон «свидетельствует о наличии здесь 26 племен с разными язы...
Современное состояние песенной традиции русского населения Кемеровской области
Богомолова, Валентина Геннадьевна — Челябинск, 2005Сегодня сибирские учёные более масштабно определяют контекст исследования фольклора: произведения должны изучаться в совокупности с другими видами народной культуры региона и прежде всего с декоративно-прикладным творчеством во всем его разнообразии [212, с. 11]1...
Типологические и локальные особенности башкирских преданий и легенд
Исхакова, Гульназ Миратовна — Уфа, 2005...
Топонимические предания и легенды татар Башкортостана: исторические основы и идейно-эстетические функции
Фазлутдинов, Ильдус Камилович — Уфа, 2005...
Фольклоризм прозы В.Ф. Потанина
Украинцева, Нина Ефимовна — Курган, 2005В.Е. Гусев определил фольклоризм в культурологическом плане, как «социально детерминированный эволюционный процесс адаптации, репродукции и трансформации фольклора в условиях, отличающихся от тех, в каких развивался и бытовал традиционный фольклор» [56, 7]. «Как социальное явление фольклоризм появляется тогда, когда в жизни общества возникают...
Фольклор как художественно-структурный фактор формирования и эволюции абхазской прозы
Ашуба, Арда Енверович — Майкоп, 2005В адыгско-абхазском эпосе нарты-богатыри выступают как богатыри, совершающие в основном добрые деяния, в роли зачинателей или родоначальников отдельных отраслей хозяйства и ремесел. Например, в адыгской Нартиаде кузнец Тлепш делает для людей первый серп и первые клещи, нарт Саусырыко (Сосрыко) добывает для нартов огонь...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- ...
- 33
- Следующая страница »