Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Фольклористика Специальность ВАК РФ: 10.01.09
Ногайские дастаны: национальная специфика, межэтнические и фольклорно-литературные взаимосвязи
Кусегенова, Фания Анварбековна — Махачкала, 2004Огромную часть устного поэтического творчества ногайцев составляет эпос, в который входят героические (баьтир йырлары) и лиро-эпические (ашыклык дестанлары) народные поэмы. Ни в каком другом жанре фольклора поэтический дар ногайского народа не проявился с такой силой, как в эпосе...
Отражение гендерных отношений в таджикских народных сказках
Ибрагимова, Лали Кузибаевна — Душанбе, 2004...
Прагматика фольклора: частушка, заговор, причет
Адоньева, Светлана Борисовна — Санкт-Петербург, 2004Другая позиция, характеризующаяся следующей степенью свободы, в отличие от первой обеспечена возможностью индивидуального выбора. Человек может выбирать — принять или не принять знание («взять словину») в случае овладения магической практикой. Петь или не петь частушки, когда он уже вступил в полномочный статус хозяина или хозяйки, и борьба за...
Пролог в поэтико-стилевой традиции "Джангара"
Манджиева, Байрта Барбаевна — Москва, 2004Объектом исследования в первую очередь, является пролог всех песен Малодербетовской версии калмыцкого героического эпоса «Джангар», совокупность его стилевых констант и художественных вариаций. Изучение структуры пролога в их типологии позволяет выявить связь и взаимодействие с отдельными репертуарными циклами рапсодов...
Русская народная загадка
Говоркова, Ольга Николаевна — Москва, 2004Предметом изучения послужили сборники русских народных загадок (научные, научно-популярные, детские и т.п.), монографии, научные статьи и исследования, посвященные изучению жанра (литературоведческие, фольклористические, лингвистические, паремиологические, педагогические), работы по истории русской фольклористики, литературы, этнографии...
Русский духовный стих о Егории Храбром и ближневосточные сказания о Св. Георгии
Владышевская, Мария Сергеевна — Москва, 2004Как нам представляется, в традиционной культуре функционирует сюжет мифологического типа: он бытует как в фольклорной, так и в книжной традиции (в отличие от современной литературы). Под сюжетом обычно понимается то, что мы называем сюжетной схемой, т.е. совокупность мотивов-действий, кроме этого, необходимо выделить в нем совокупность...
Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор
Рогачев, Владимир Ильич — Казань, 2004Свадебная поэзия мордвы представляет наиболее архаичную часть устно-поэтического творчества, присутствующую в эпических произведениях «Сияжар», «Масторава», мифах о сватовстве и женитьбе богов на крестьянских девушках, древних легендах и преданиях об их браках с тотемом — медведем...
Сверхъестественные персонажи в хорасанском фольклоре Ирана
Экрамифар, Махмуд Реза — Душанбе, 2004...
Современное бытование фольклора эхирит-булагатских бурят
Урмаева, Марина Дмитриевна — Улан-Удэ, 2004А.Н. Соххор пишет: «Современность в искусстве не может быть определена ни формально взятой хронологией, ни новизной тематики, необходимо глубинное соответствие задачам нашей эпохи» [121, 25]. Фольклор современен «лишь в той мере, в какой он, так или иначе, отражает существенные изменения в общественно-политической жизни и быту народных масс, а...
Стилевые особенности скоморошин
Ковпик, Василий Александрович — Москва, 2004Составитель библиографического указателя работ о скоморохах В. В. Кошелев выделил следующие аспекты изучения скоморошества: а) происхождение скоморошества; б) история скоморошества; в) социальный статус скоморошества; г) скоморох как историческая личность; д) творчество скоморохов; е) место скоморошества в истории русской культуры; ж...
Сюжеты и мотивы "обрамленных повестей" в тувинской сказочной традиции
Донгак, Антонина Саар-ооловна — Кызыл, 2004Тувинско-монгольские литературно-фольклорные контакты, являющиеся одной из граней культурных взаимоотношений народов Центральной Азии и Саяно-Алтая, представляют большой научный интерес для исследователей. До настоящего времени тувинский фольклор, в особенности сказки, не был объектом специального изучения в контексте влияния старомонгольской...
Типология и стилевое родство коми и русских волшебных сказок
Коровина, Надежда Степановна — Сыктывкар, 2004Исходя из предмета и цели исследования, основополагающим принципом подхода к материалу является комплексный метод, включающий сравнительно-исторический, структурнотипологический, текстологический, поскольку изучение типологии контактных связей в фольклоре, во всем многообразии и во всей сложности современной проблематики, невозможно без самого...
Устная народная снотолковательная традиция
Живица, Елена Юрьевна — Москва, 2004Восприятие сна как пограничного состояния между миром реальным и ирреальным было осмыслено художественным творчеством как особый прием, который придает произведению искусства большую глубину и многоплановость (сон Татьяны в «Евгении Онегине», сны героев Достоевского и т.п...
Фольклоризм современной бурятской прозы
Баларьева, Туяна Батуевна — Иркутск, 2004Связь между бурятской литературой и фольклором всегда была самой тесной, а более явной и неоспоримой в период становления молодой бурятской литературы, когда фольклорные традиции все еще довлеют над литературой, опора идет не только на темы и сюжеты, но и художественные средства. «Реализм открывал в фольклоре неизведанные творческие возможности...
Христианские и мифологические сюжеты в несказочной фольклорной прозе старообрядцев (семейских) Забайкалья
Кушнарева, Людмила Леонидовна — Улан-Удэ, 2004Христианские легенды и мифологические рассказы составляют тот пласт фольклорной культуры старообрядцев Забайкалья, который многие годы не брался во внимание собирателями и исследователями семейской культуры. Данные произведения долгое время не фиксировались фольклористами по ряду причин: как пережиток прошлого, как народные суеверия, как...
Эпический мир Гэсэриады в творчестве сказителей Тушемиловых
Мархаева, Сэсэгма Батожаргаловна — Улан-Удэ, 2004Дядю Папы Михайловича Петхоба (Петра) земляки сегодня никак не представляют себе: никто уже его не помнит, потому что тех, кто мог бы помнить, теперь и самих-то на свете нет. Сохранился только текст перевода его на русский язык, опубликованный в 1893 году Г.Н. Потаниным, а текст оригинала теперь уже не найти. Этот перевод - прозаический. Однако по...
Эпос в развитии бурятской словесности
Уланов, Эрдэни Алексеевич — Улан-Удэ, 2004Исследование мифов и особенно фольклора, фольклорных жанров и в первую очередь эпоса, позволяет вплотную подойти к познанию древнейшей духовной истории и культурной жизни народа. Мир фольклора, дошедший до нас из глубины веков и тысячелетий с ритуальными коллективными действиями, обрядами, обычаями, объединяющими род, племя, коллектив и рождающими...
Эсхатологические мотивы современной мифологии в России конца XX-начала XXI вв.
Ахметова, Мария Вячеславовна — Москва, 2004России конца XX в. - распад государства и сопровождающий его идеологический кризис - спровоцировала массовый подъем религиозного сознания. В начале 1990-х, в уникальной ситуации «полной религиозной свободы» [Щипков 1998: 28] возникает огромное количество новых религиозных движений и активизируются старые, при этом большая их часть настроена...
Абхазские архаические сказания о Сасрыкуа и Абрыскиле
Джопуа, Зураб Джотович — Сухум, 2003Сказания же об Абрыскиле составляют отдельный эпос, который относится к кругу кавказских преданий прометеевского цикла и среди них представляет «особый интерес» и имеет «весьма древние черты» [Мелетинский, 1963, с.213, 215...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- ...
- 33
- Следующая страница »