Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Творчество Ефима Петровича Люценко в литературном процессе конца XVIII - начала XIX вв.

Дорофеева, Юлия Геннадьевна — Саратов, 2011

Литературная- судьба Ефима Петровича Люценко. — типичная судьба второстепенного поэта рубежа XVIII- XIX вв. Дебютные публикации 1790-х годов перерастают в интенсивное сотрудничество с популярнейшими периодическими изданиями: «Приятным и полезным препровождением времени», «Иппокреной», «Журналом для пользы и удовольствия». Но уже в первом...

Творчество Л.С. Петрушевской в мифопоэтическом контексте

Черкашина, Светлана Павловна — Ставрополь, 2011

Объектом научного исследования являются наиболее репрезентативные для избранного ракурса разножанровые произведения: рассказы «Бедное сердце Пани», «Дочь Ксени», «Тёмная судьба», «Еврейка Верочка», «Акакий», «Вещи великого человека», «Грипп», «Перезимуем», «Фёдор Кузьмич», «По дороге бога Эроса», «Ветки дерева», «Богиня Парка», «Тёмная судьба...

Творчество М.Ю. Лермонтова как религиозно-философская система

Киселёва, Ирина Александровна — Москва, 2011

Современное лермонтоведение уделяет много внимания изучению религиозных и философских мотивов в творчестве Лермонтова, а также осмыслению универсалий его художественного мира, однако фундаментального исследования религиозных, историософских, этических и эстетических воззрений Лермонтова в их единстве, явленном...

Творчество С.Т. Аксакова и литературная традиция XVIII столетия

Ишкиняева, Лилия Камилевна — Ульяновск, 2011

В статье «Проблемы изучения литературы русского сентиментализма» Н.Д. Кочеткова отметила: «Восприятие литературы сентиментализма последующими поколениями, преемственность, существующая между этой литературой и творчеством русских классиков - реалистов (Пушкина...

Творчество Ф.М. Достоевского в американском литературоведении конца XX - начала XXI века

Миллионщикова, Татьяна Михайловна — Москва, 2011

В американском литературоведении интерес к творчеству Достоевского проявился значительно позднее, чем в странах Западной Европы — Франции, Англии, Германии, Австрии, Италии, - где знакомство с ним началось с вышедшей в 1886 году книги Мельхиора Вогюэ «Русский роман»1. На рубеже XIX — начала XX в., хотя Достоевский был неодобрительно встречен...

Театральный журнал "Артист" в литературном процессе 1880 - 1890 - х годов

Жилина, Анастасия Владимировна — Омск, 2011

Кроме проблемы периодизации, определения внешних и внутренних границ при изучении литературного процесса, естественно, возникают проблемы выбора методологии. В современном литературоведении происходит смена научных парадигм. Отметается эмпирический подход к материалу, отвергается систематизация литературного процесса, носящая сугубо...

Трагедия Я.Б. Княжнина "Росслав": национальный миф о герое-воине и проблемы историзма

Заславский, Григорий Анатольевич — Томск, 2011

Определяя специфическую роль Княжнина в истории русской литературы XVIII века, следует иметь в виду вообще вопрос о репутации литературы в середине этого столетия, то есть вопрос о том, как понимали в это время роль литературы в культурном развитии нации. В XVIII веке постепенно литература становилась важной самостоятельной областью общественной...

Трагическое в творчестве А. Платонова

Ким Ен Ук — Москва, 2011

Судьба произведений А. Платонова романа «Чевенгур», повести «Котлован» сложилась драматически, как сама жизнь писателя. Как известно, «Чевенгур», «Котлован» не были напечатаны при жизни писателя. Если часть «Происхождение мастера» (1928, №4) и «Потомок рыбака» (1928, №6) опубликовали в «Красной нови», то части «Ребенок в Чевенгур» и «Кончина...

Традиции русской литературной баталистики в романе М.А. Шолохова "Тихий Дон"

Авдеева, Екатерина Анатольевна — Сургут, 2011

Пока практически вне поля зрения учёных остаются опосредованные связи творчества писателя с литературой XVIII века. В исследованиях встречаются лишь отрывочные замечания, касающиеся этих преемственных линий, однако специальных работ на эту тему нет...

Традиции Ф.М. Достоевского в символистских романах Ф.К. Сологуба "Тяжелые сны" и "Мелкий бес"

Веселова, Ольга Николаевна — Орел, 2011

Несмотря на такие высокие оценки, творчество Ф.К. Сологуба в нашей стране долгое время было под негласным запретом1. Так, в 10-томном издании «Истории русской литературы» отмечалось: «Мировоззрение и социальные симпатии Сологуба характеризуют его как реакционного писателя. Для Сологуба характерна полная бесперспективность его концепций жизни и...

Феномен повседневности в прозе И.А. Бунина

Пустовойтова, Ольга Васильевна — Магнитогорск, 2011

Вопросы повседневности обсуждаются исследователями Ставропольского государственного университета («Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения», 2001 г.), Армавирского государственного университета («Проблемы повседневности в истории: образ жизни, сознание и методология изучения», 2002 г.), Вятского...

Ф.М. Достоевский и братья К.С. и И.С. Аксаковы: проблема восприятия русской литературы

Кунильский, Дмитрий Андреевич — Петрозаводск, 2011

Казалось бы, эта, разводящая почвенников и славянофилов, проблема лежит на поверхности - о ней в начале 1860-х годов постоянно говорили Достоевский, Ап...

Формы выражения авторского сознания в автобиографической прозе Андрея Белого

Вафина, Алсу Хадиевна — Казань, 2011

Мифологический и эсхатологический аспекты «Петербургской темы» [122], Н.Колихаловой «Художники жизни: романы "Королевское высочество" Томаса Манна и "Серебряный голубь" Андрея Белого в контексте эпохи рубежа XIX - XX веков» [110...

Формы представления советской культуры в прозе российского постмодернизма

Полякова, Наталья Александровна — Пермь, 2011

Проблема взаимоотношения культуры и общества всегда была значима для русской литературы, в том числе литературы XX века. Своей актуальности она не утрачивает и теперь, в условиях уже нового, XXI столетия. Само понятие «культура» чрезвычайно многозначно и имеет огромное количество дефиниций. Не пытаясь охватить их все, определим лишь несколько...

Функции средств передвижения в художественном мире Н.В. Гоголя

Вранчан, Елена Витальевна — Новосибирск, 2011

Внутренняя приверженность дороге, потребность в дороге проявляется в поразительной конкретности, которую приобретает в письмах Гоголя образ дороги как жизненного пути: «.считать свою жизнь беспрерывной дорогой и не останавливаться ни в каком месте иначе, как на временный ночлег и минутное отдохновение» (здесь и далее курсив наш. - Е.В.) (XII, с...

Христианский универсум в русской литературе XIX века: А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, Ф.М. Достоевский

Сузи, Валерий Николаевич — Петрозаводск, 2011

Сравнения, теперь по близости имен (вплоть до Тютчев и Достоевский9), став до боли родными, кажутся исчерпаны. Но приему необходима деавтоматизацш (Тынянов). И при сведении знаковых имен в триаду {внедуалъную по сути) в них открывается новые смыслы, требующие иных подходов, иного ракурса сопряжения явлений по личностному критерию...

Художественная историософия современного русского романа

Сорокина, Татьяна Евгеньевна — Краснодар, 2011

Предметом исследования стали основные концепты, формирующие научное понятие литературной историософии (художественной философии истории): фабула историософского художественного текста, поэтика его ключевых сцен, речевые практики, структура и тематика диалогического пространства, идеологические доминанты и авторские стратегии...

Художественная картина мира в прозе В. Белова

Сальникова, Яна Вячеславовна — Воронеж, 2011

Однако мало внимания уделялось анализу художественной картины мира, различным аспектам поэтики произведений В. Белова, в частности, проблемам пространственно-временного моделирования. Отметим, что понятие «художественная картина мира» не вполне обладает терминологической определённостью. Литературоведы, рассуждая о художественной картине мира...

Художественная картина мира в романе М.А. Осоргина "Сивцев Вражек": генезис и творческое воплощение

Папшева, Галина Олеговна — Воронеж, 2011

В Советской России имя Осоргина оказалось незаслуженно забыто. Большую роль здесь сыграли и политические взгляды писателя — противника всяческого насилия, и его участие в эсеровском движении в годы революции 1905 года, и тот факт, что наиболее продуктивный этап литературного творчества писателя приходится уже на эмигрантский период...