Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Метафоры творчества в лирическом дискурсе Б.Л. Пастернака

Москалева, Анастасия Евгеньевна — Новосибирск, 2008

Р. Якобсон, описывая метонимические предпочтения Пастернака, говорит о склонности поэта не к эмпирической реальности, а к текстовой, поскольку они «отвечают общей устойчивой тенденции вытеснения внешних объектов: это характернейшая, действующая в разных областях искусства тенденция нашей эпохи. Отношение становится вещью в себе и для себя...

Метрико-ритмическая организация русской рок-поэзии 1980-х годов

Клюева, Наталья Николаевна — Москва, 2008

Во-первых, русская рок-поэзия зародилась как синтез англоязычной рок-музыки и русской словесной традиции, что, благодаря тесной; взаимосвязи: текста и музыкальной основы, в,рассматриваемом жанре оказало? влияние на принципы организации стиха рок-песни. Это дает нам право; говорить о стихосложении русской рок-поэзии, как о маргинальной- системе...

Мир русской усадьбы в творчестве Л.Н. Толстого

Подарцев, Евгений Владимирович — Москва, 2008

В современных исследованиях различных сторон жизни русской усадьбы высказывалась мысль о том, что периодическое повышение внимания к усадебной культуре обусловлено объективными историческими причинами: «Усиление интереса к усадебной теме (никогда, впрочем, не исчезавшего полностью) в русском искусстве появлялось всякий раз в момент не только...

Мифологема героя в поэтическом творчестве Н.С. Гумилева

Тадевосян, Тадевос Вруйрович — Москва, 2008

Одна из фундаментальных мифологем в поэтическом творчестве - это представление о значительной, наделенной надындивидуальными свойствами инстанции, которая определяется как «герой». Понятие «литературный герой» является важнейшим при анализе эпических и драматических...

Мифологические и библейские образы в поэзии Максимилиана Волошина в контексте его духовных исканий

Заяц, Сергей Михайлович — Стерлитамак, 2008

Мифопоэтика М. Волошина представляет собой уникальное явление как художественное средство постижения человека самим себя на пути от человекобога к Богочеловеку. Этот путь начинается для М. Волошина с осознания кровной связи с Пра-матерью-Землей, она для него источник всего. Но этот путь немыслим для него без жертвенности и преображения, что...

Миф о поэте в художественном мире М.И. Цветаевой

Латыпова, Ирина Юрьевна — Стерлитамак, 2008

Человеке, миф об истинном мире, миф о высокой смерти и т.д. Исследования С.И. Ельницкой отметим особым образом, так как в них рассматриваются приемы мифотворчества поэта...

Мифопоэтика иноэтнокультурного текста в русской прозе XX - XXI вв.

Шафранская, Элеонора Федоровна — Москва, 2008

Русский язык не только по статусу причисляем теперь к одному из шести мировых языков, а по очевидному факту, во всяком случае, в пространстве литературном. Писатель, где бы он ни проживал, но пишущий по-русски, — русский писатель. И дело не в том, описывает ли он русскую действительность или заморскую, рассматривает описываемое явление изнутри или...

Мифопоэтика рассказов А.А. Кондратьева

Шинкарова, Наталья Владимировна — Ульяновск, 2008

В указанных выше трудах В.Н. Топорова и О. Седова содержится ряд замечаний о некоторых моментах мифопоэтики рассказов «Домовой», «Пири-фой», «Орфей», «В пещере...

Мифопоэтическая организация трилогии А. и Б. Стругацких "Обитаемый остров", "Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер"

Надежкина, Татьяна Олеговна — Владивосток, 2008

Мы приводим все эти данные для того, чтобы подчеркнуть: художественное и публицистическое творчество, а также общественная деятельность Стругацких оказывают значительное влияние на русскую литературу и культуру...

Мифопоэтические аспекты жанровой эволюции в русской литературе конца XIX - начала XX в.

Полонский, Вадим Владимирович — Москва, 2008

Исследование мифологизации как одного из центральных устремлений русского модернизма в последние десятилетия превратилось не только в очень востребованный литературоведческий сюжет, но и в предмет бесчисленных квазинаучных спекуляций, породило множество филологических курьезов. Безмерное расширение сегодня понятия миф (как и соответствующих...

Модель мира в философской лирике А.А. Тарковского

Боковели, Ольга Сергеевна — Абакан, 2008

Модель мира - немаловажный элемент сознания человека. Адаптируя свою личность в мире, он руководствуется импульсами и впечатлениями, идущими «от внешнего мира, и преображает их в данные своего внутреннего опыта, своего мышления» (Гуляницкая, 1999. С. 6). Приспосабливаясь к реальности, человек идентифицирует свое «я» среди множества предметов...

Мотив исчезновения в романах В. Набокова конца 1920-1930-х годов

Полева, Елена Александровна — Томск, 2008

Научная новизна данного исследования состоит в выявлении доминирующей в творчестве В. Набокова темы - исчезновения, реализующейся в художественной системе как сюжетный и образно-словесный мотив...

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова и М.И. Цветаевой

Ситдикова, Гузель Фидарисовна — Стерлитамак, 2008

Литературные дебюты М'. Лермонтова и М. Цветаевой, на наш взгляд, обладают сходным структурным принципом — «дневниковостью». Первые сборники Цветаевой («Вечерний альбом», 1910; «Волшебный фонарь» 1912) продемонстрировали читателю сознательный отказ автора от принципа избирательности стихотворений. Первый сборник включил в себя 111 лирических...

Мотивы романа С.М. Степняка-Кравчинского "Андрей Кожухов" в контексте русской литературы 1870-1890-х гг.

Пермякова, Ольга Евгеньевна — Улан-Удэ, 2008

К таким авторам относится Сергей Михайлович Степняк-Кравчинский (1852-1895) - прозаик, драматург, публицист, литературный критик, переводчик. С.М. Степняк-Кравчинский является также характерной фигурой эпохи, когда «каждый социалист был поэтом и каждый поэт — социалистом» [3, с. 271]. Литературное творчество писателя складывалось на пересечении...

М.П. Арцыбашев: история формирования литературной репутации

Гараев, Алексей Ирекович — Казань, 2008

Во-первых, на современном этапе изучения русской литературы XX века большое значение приобретает реконструкция реальной картины, отражающей объективные историко-литературные закономерности. Поэтому оказываются значимы исследования, посвященные не только классикам литературы XX века, но и представителям литературы массовой, получившей интенсивное...

Н.А. Клюев: поэзия 1905-1908 гг. и проза 1919-1923 гг. вопросы источниковедения и атрибуции

Субботин, Сергей Иванович — Москва, 2008

Что касается истории текстов и датировок поэтических произведений Клюева, то отдельное внимание этому аспекту изучения его творческого наследия уделялось не часто. В 1970-е годы K.M. Азадовский отметил, что исходный вариант последней строфы стихотворения «Ты всё келейнее и строже.» (1908) претерпел в 1911 г. существенные смысловые изменения1, а...

Натуралистические тенденции в повествовательном творчестве А.П. Чехова

Проваторова, Ольга Николаевна — Оренбург, 2008

Реализм Чехова в соотношении с натурализмом и символизмом в русской литературе конца XIX начала XX веков» В.И.Кулешов приходит к выводу о том, что натурализм — это литературное направление. Но он делит его на «низкий» и «высокий»: «русский натурализм имел несколько разновидностей, и ценность их была различной» (3:22...

Национальный мир как художественная модель в литературах народов России

Малкина, Елена Александровна — Москва, 2008

Понимание национальной идентичности как чувства тождества нации самой себе, осознание нацией своей сущности, выражающееся через национальное самосознание, сочетались в русской культуре с редкой открытостью иным этнонациональным культурам, что проявилось уже в...

Национальный образ мира в прозе В.И. Белова

Аркатова, Татьяна Евгеньевна — Владивосток, 2008

В современном литературоведении употребление термина национальный образ мира неустойчиво (национальная картина мира, национальный космос, национальная цивилизация, национальная модель и др.) и исследования, посвященные национальной литературной специфике, не многочисленны...

Ницшевский слой в пьесах А.П. Чехова "Дядя Ваня" и "Три сестры"

Маслова, Евгения Анатольевна — Тюмень, 2008

Вероятно, именно белые пятна в чеховедении все чаще в последнее время заставляют задуматься исследователей над тем, по правильному ли пути они движутся, подвести итоги собственной работе, так как относительно недавно отмечалось 100-летие со дня смерти художника и приближается 150-летие со дня его рождения. Одним словом, как ни парадоксально это...