Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Жанр инвективы в русской лирике середины XIX века

Бралина, Галина Минигазизовна — Оренбург, 2008

Проблема исторического развития жанра повлекла за собой дискуссионное разрешение в научной среде. В.Е. Хализев считает, что «традиционные жанры строго формализованы, разграничены и существуют отдельно друг от друга» (Хализев, 1999, 333). Такого рода жанровые образования ученый предлагает называть каноническими. Кроме этого, существовали «жанры de...

Жанровая специфика драматургии А.В. Вампилова

Тимощук, Елена Васильевна — Москва, 2008

Е. Стрельцова и др.), подчеркивая, что его произведения отличаются от всех прочих драматических произведений 1960- 1970-х годов. А.В. Вампилов сумел создать своим творчеством некое целостное явление, развивающееся по особым законам, подчиняющееся собственной эстетике. Это явление и именуется «театром Вампилова...

Жанровое своеобразие литературной сказки рубежа XIX-XX веков

Жиляков, Артем Сергеевич — Томск, 2008

Важнейшим качеством литературной сказки является ее одновременная принадлежность фольклору и литературе. В интересе новейшей литературы к фольклору лежит постоянное стремление писателей преодолевать рамки традиционного словесного искусства, которые на определенном этапе становятся, недостаточно полными, неадекватными для выражения новых идей...

Жанровые искания в русской драматургии конца XX - начала XXI века

Болотян, Ильмира Михайловна — Москва, 2008

Не исключено, что в истории «останутся за кадром» те имена и тексты, которые сейчас кажутся ключевыми. Однако в настоящее время для прояснения особенностей поэтики современной драматургии требуются не столько критические обзоры издающихся пьес, сколько теоретические рефлексии и обоснованные типологические срезы драматических явлений, невозможные...

Жанровые модификации в творчестве В.Н. Крупина

Кошурникова, Татьяна Владиславовна — Москва, 2008

Произведения В.Н. Крупина принято рассматривать в русле так называемой «деревенской прозы», что ограничивает представление о его творчестве. Мы раскрываем неповторимое лицо художника в поэтике и стилистике, характерной для православного направления русской литературы конца XX века...

Жанровые особенности многоактных пьес А.В. Вампилова

Деменева, Ксения Александровна — Нижний Новгород, 2008

В подавляющем большинстве работ, посвященных творчеству А. Вампилова, исследователи старались охватить проблематику всего круга его произведений, включая ранние рассказы, установить общие свойства поэтической системы писателя. В определенной мере подобные расширительные толкования показали свою исчерпанность. Сужение материала, определение...

Жанровые процессы в прозе А.Г. Битова: 1960 - 1970-е годы

Гурьянова, Марина Алексеевна — Екатеринбург, 2008

Невзирая на почтенный возраст, Битов продолжает писательскую деятельность. Его недавними книгами стали «Пятое измерение» (2002) и «Полуписьменные сочинения» (2006), включившие в себя и художественные произведения, и литературоведческие зарисовки, и эссе на культурологические темы. Он - автор серии особого жанра эссе-интервью в журналах «Октябрь» и...

Жанровые разновидности романтического перевода

Тихомирова, Юлия Александровна — Томск, 2008

Как было замечено еще современниками Козлова, переводы его из разных авторов обретают нечто общее; они насыщены резко характерными приметами его авторского стиля. Термин «мифологический перевод» как нельзя более подходит к переводному творчеству Козлова, который, при всем своем желании переводить оригинальных авторов, все же воссоздал на русском...

Женский мир прозы С.П. Залыгина: поэтико-аксиологический аспект

Шаталова, Алевтина Валерьевна — Мичуринск, 2008

Научная новизна данного исследования обусловлена тем, что в нем впервые реализована попытка целостного анализа особенностей изображения женского мира, осуществлена систематизация и типологизация женских характеров в прозе С. Залыгина в соответствии со свойственной для писателя ценностной иерархией...

Живопись в эстетике и художественном творчестве русских романтиков

Луткова, Елена Александровна — Кемерово, 2008

Интерес романтиков к живописи был поддержан и самой эпохой. Первая треть XIX века в России - время активного развития отечественного изобразительного искусства, формирования русской школы живописи. Обращение романтиков к изобразительному искусству в эстетических и художественных произведениях есть попытка творческого осмысления природы живописи и...

"Житие Евфросина Псковского": история текстов, проблема авторства, идейно-содержательная специфика

Первушин, Михаил Викторович — Москва, 2008

Евфросин Псковский был не только подвижником, но и писателем5, который, кроме «Устава», написал еще несколько посланий и «Духовное завещание»6. Однако известность Евфросину принесло (кроме заслуг на духовном и литературном поприщах) деятельное участие в богословских спорах об аллилуйе, разгоревшихся в Пскове в XV столетии. Уже на соборе 1551 года...

Заглавие в русской поэзии 1980-1990-х гг.

Колеватых, Галина Михайловна — Калуга, 2008

Внимание ученых привлекают как заглавия в творчестве отдельных авторов, так и заглавия текстов определенных эпох, жанровой направленности и т.п. Заглавие как лингвистический и литературоведческий феномен к настоящему моменту изучено достаточно обширно и подробно...

Звук и звучание в лирике А.А. Тарковского

Лысенко, Евгения Викторовна — Саратов, 2008

Пик литературно-критической рефлексии, связанной с первым приближением к поэту Тарковскому, приходится на 1970-80-е годы. Статьи, где, так или иначе, упоминается или подробно обозревается творчество Тарковского, не выходят за рамки жанров обзора или рецензии, носят исключительно литературно-критический, порой публицистический или философский...

И.А. Гончаров и театр

Калинина, Надежда Викторовна — Санкт-Петербург, 2008

Тенденция к изучению все более частных сторон творчества писателя, а соответственно и к более детальному исследованию его произведений продолжает возрастать...

И.Д. Сургучев: творческая биография писателя в свете художественной антропологии

Фокин, Александр Алексеевич — Ставрополь, 2008

Изучая творчество писателя с учетом всех доступных источников, мы привлекали разнообразный литературный материал (как современной ему, так и предшествующих эпох), информацию о культуре и истории его времени (это максимально широкий контекст, включающий театр, музыку, живопись, кинематограф и т.д.). Круг чтения Сургучева предстает и как выявленный...

История славянской печатной Псалтири

Вознесенский, Андрей Владимирович — Санкт-Петербург, 2008

Изучение древнерусского книжного наследия долгое время было связано с особым вниманием к оригинальным литературным памятникам той поры, из-за чего вне поля зрения исследователей во многом оставалась важнейшая составная часть книжности русского средневековья -богослужебные книги, текст которых не только имел несомненное влияние на литературные...

И.С. Шмелев и А.П. Чехов

Платонова, Оксана Александровна — Тверь, 2008

В то время как всевозможные интерпретации творчества «Чехова — художника эпохи мысли и разума»13 - уже существуют; «ключевые для понимания художественного мира Чехова» вопросы о «его писательской позиции. в настоящее время в целом. полагаются решенными»;14 а сам А.П. Чехов считается «одним из самых изученных, читаемых и почитаемых...

Кавказская публицистика А.А. Бестужева-Марлинского

Нурбагандова, Людмила Александровна — Махачкала, 2008

Ссыльный писатель, живущий и сражающийся на Кавказе, среди покрытых пышной зеленью равнин и заснеженных гор, привлек еще большее внимание всей читающей России того периода. Экзотический нрав горцев, великолепная природа горного края вдохновили писателя на новые творенья. Именно на Кавказе творчество Бестужева-Марлинского становится более...

Кавказские источники в раннем творчестве Л.Н. Толстого

Убушаева, Ольга Михайловна — Москва, 2008

Источником принято называть «документально фиксированный текст, отражающий один из этапов работы автора над произведением»1. Источниками' могут быть рукописи, автографы, копии, корректуры, печатные тексты. Если отсутствуют авторские источники, повышается значение неавторизованных. Их функцию нередко выполняют вспомогательные материалы: письма...

Категория времени в художественном мире Ф.М. Достоевского

Галышева, Мария Павловна — Москва, 2008

В философски насыщенном пюрчестве Достоевского тема времени приобретает особую сложнос!ь и интерес. В достосведении категории времени было посвящено много работ, так что проблема, на первый взгляд, может показаться уже хорошо изученной. Но трудно не согласиться с Л.П. Сараскиной: «О взглядах Достоевского на проблему времени написано немало...