Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Формирование представлений о "новой русской комедии" в литературной критике 1840-1850-х гг.
Зверева, Ирина Алексеевна — Москва, 2007Исходя из объективных историко-литературных данных можно предположить, что Тургенев имеет не меньше оснований считаться создателем русского театра или, по крайней мере, разделить эту репутацию с Островским в той важнейшей части, что носит название «новой русской комедии». Во всяком случае, объективная картина появления «новой русской комедии» в...
Формирование элегической школы в русской поэзии конца XVIII - начала XIX в. М.Н. Муравьев, В.А. Жуковский и К.Н. Батюшков
Митин, Дмитрий Игоревич — Москва, 2007Анакреонтических/Нравоучительных од» Хераскова; многие мотивы философских од Державина и субъективной лирики Карамзина. При этом, закономерности нового «сладостного элегического стиля» Муравьев воплотил ярче и отчетливее, чем любой другой поэт последней трети XVIII в. В связи с этим и влияние Муравьева на поэтику Батюшкова и Жуковского оказалось...
Формы выражения авторского сознания в русской драме XX века
Журчева, Ольга Валентиновна — Самара, 2007Драма - это не только самый древний, но и самый традиционный род литературы Основные принципы рецепции и интерпретации драматического текста можно применить одинаково и к античной драме, и к «эпическому» театру Б Брехта, и к экзистенциальной драме нравственного выбора, и к абсурдистской драме Одновременно с этим драма и более изменчива- в каждый...
Ф. Сологуб - переводчик поэзии П. Верлена
Стрельникова, Анна Борисовна — Томск, 2007В качестве предмета исследования избраны переводческие принципы и формы воплощения авторского сознания Ф. Сологуба в процессе восприятия и интерпретации лирики П. Верлена. В работе предлагается сопоставительный анализ переводов и оригинальных поэтических текстов на уровне субъектной и внесубъектной организации. Жанровая структура отдельных...
Функции образов материального мира в житийной литературе второй половины XVII века
Водясова, Ольга Александровна — Петропавлоск-Камчатский, 2007Особенностью подхода к проблеме является попытка рассмотреть функции образов материального мира на основе текстов некоторых житий второй половины XVII века. Нам представляется возможным говорить о востребованности этих текстов современным читателем не только в области изучения истории литературы. На наш взгляд, они отражают особые отношения...
Функции повторов в прозе А.П. Чехова
Чернышева, Светлана Викторовна — Иваново, 2007Еще в 20-е годы прошлого века М. Петровский отмечал, что чеховский рассказ непредставим без повторов реплик повествователя, лейтмотивов и кольцевых композиций3. Как мы видим, с повторами связывается мысль о своеобразии чеховского рассказа. Позднее к ней будут возвращаться многие исследователи Чехова. В одной из работ, раскрывающих этапы изучения...
Функции поэтических ассоциаций в раннем творчестве В.В. Маяковского
Лобанова, Марина Валерьевна — Москва, 2007Известный факт - приветствие Мариной Цветаевой Владимира Маяковского - опирался на её устойчивое признание таланта своего вызывавшего постоянную полемику современника. В письме к нему она убеждённо советовала: «Вот Вам Милюков - вот Вам я - вот Вам Вы. Оцените взрывчатую силу Вашего имени.»1. Позже, уже после смерти Маяковского, Цветаева верно...
Функции философского текста в романах М. Алданова
Болотова, Татьяна Ивановна — Саратов, 2007Философско-историческая проблематика алдановского романного текста (поиск «законов» истории и постижение их относительности, рефлексия о субъективном характере восприятия мира человеком и отсутствии абсолютных ценностей), а также ироническое мировидение М. Алданова обусловливают диалогический характер его произведений. Писатель ищет различные пути...
Функционирование в русской литературе XX века английской и испанской поэзии в переводах Б. Пастернака
Поздняков, Александр Николаевич — Астрахань, 2007Художественный перевод как одна из разновидностей письменного перевода сыграл огромную роль в становлении единой человеческой культуры и формировании самосознания человечества как единой цивилизации. Именно благодаря переводам творчество Шекспира и Байрона, Шиллера и Гете, Данте и Петрарки, Чехова и Достоевского перешагнуло национальные пороги и...
Хаос и космос в книге стихов Н.А. Заболоцкого "Столбцы"
Золотарева, Ксения Александровна — Воронеж, 2007В научной литературе долгое время безраздельно бытовало мнение о четком разделении на два этапа — ранний и поздний. Линия демаркации, по сути, проводилась в соответствии с трагическим сбоем в ритме жизни — до лагеря и после (См.: [Македонов 1987, Роднянская 1959, Ростовцева 1984, Турков 1966]). Сейчас некоторые исследователи выделяют три и даже...
Христианская нравственность как альтернатива нигилизму в романе "Бесы" Ф.М. Достоевского
Гогина, Любовь Петровна — Москва, 2007На сегодняшний день творчество Ф. М. Достоевского в литературоведении исследовано довольно подробно. В художественном мире писателя выявлены и исследованы «диалогизм», «полифония», «идеологичность», «вопрошание», «внезапность», проблема пространства и времени. Немало работ посвящено и религиозным исканиям писателя...
Христианские мотивы в творчестве А.И. Солженицына
Гаркавенко, Оксана Владимровна — Саратов, 2007Внимание к религиозно-художественному дискурсу Солженицына проявлялось почти с первых его публикаций. По понятным причинам, для исследователей на родине эта сторона его творчества была закрыта. За...
Хронотоп дороги в русской прозе 1830-1840-х годов
Меркулова, Ирина Ивановна — Самара, 2007Хронотоп дороги - значимая составляющая общего феномена «хронотоп». Как известно, термин «хронотоп» был введен М.М. Бахтиным для обозначения «существенной взаимосвязи временных и пространственных отношений художественно освоенных в литературе» [15, с. 213]. По мнению ученого, «в литературно-художественном хронотопе имеет место слияние...
Хронотоп приживальщика в произведениях И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского
Вороничева, Ольга Викторовна — Брянск, 2007Э.Ф. Шафранская при постановке проблемы маленького человека предлагает «делать акцент не на гуманизме, а наоборот, негативе, примитивизме этого типа». Говоря о его эволюции на рубеже XIX-XX вв., она, по сути, признает его вневременное и внепространственное значение: «это уже не только социальный тип ущербного и беззащитного, это человек вообще...
Художественная антропология позднего Л.Н. Толстого
Белянин, Михаил Юрьевич — Липецк, 2007Одна из наиболее значимых и актуальных проблем современного толсто-ведения - это уяснение соотнесенности творчества Толстого с христианской традицией духовной культуры. Нам представляется целесообразным в плане изучения художественной антропологии позднего Толстого сосредоточить свое внимание не на расхождении воззрений Толстого на человека и мир...
Художественная картина мира в творчестве П. Васильева
Хомяков, Валерий Иванович — Москва, 2007В современном литературоведении русская поэзия советского периода рассматривалась под самыми разными углами: общественно-политическим, тематическим, жанрово-стилистическим и т. д. В настоящее время появились работы, в которых были предприняты попытки объяснить феномен литературы «сталинской» эпохи как в целом, так и в лице отдельных представителей...
"Художественная критика" И.Ф. Анненского в составе его литературного наследия
Чернаков, Илья Эльвинович — Вологда, 2007Это позволит составить более полное представление о характере творчества поэта, интерес к которому в наши дни не ослабевает, а также понять своеобразие литературной критики в русской литературе начала XX века. Понимание литературной критики как самостоятельного и самодостаточного вида искусства, утвердившееся в данном периоде истории русской...
Художественная объективация цветового восприятия в произведениях И.С. Шмелева и Б.К. Зайцева
Мерцалова, Оксана Сергеевна — Орел, 2007Сергиевой Лавры» (14). Однако названные цвета несут в себе не только религиозный смысл: «Так, розовый - это не только пасхальный цвет, но и почти «обывательский», цвет праздничных нарядов, бумажных цветов, характерных для быта купеческого Замоскворечья», - считает исследователь (15). Если развивать эту мысль, то неизбежен выход к цветовому...
Художественная условность в русском романе 1970-х - 1980-х годов
Грушевская, Вероника Юлдашевна — Екатеринбург, 2007Объектом нашего исследования являются романы «Белка» (1984) Анатолия Кима и «Альтист Данилов» (1980) Владимира Орлова. Нами выбраны произведения, в структуре которых художественная условность занимает центральное место. Их рассмотрение осуществляется с учётом жанровой специфики. Предметом исследования являются характер, формы и эстетические...
Художественная эсхатология в романах Ф.М. Достоевского 1860-1870-х годов
Сморжко, Светлана Николаевна — Краснодар, 2007Нельзя не сказать и о том, что по целому ряду причин, о которых вряд ли можно полноценно сказать в рамках литературоведческой работы, современная российская культура, формально воздавая должное всей отечественной классике, на самом деле удаляется от нее, соответствуя совсем иным принципам построения жизни. Об этой проблеме точно пишет И. Волгин...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 87
- 88
- 89
- 90
- 91
- ...
- 238
- Следующая страница »