Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Автобиографическая литература о Кавказе второй половины XX века

Павлюк, Ольга Михайловна — Армавир, 2006

Научная новизна работы определяется тем, что диссертант исследует степень близости автобиографической литературы с историческим нарративом. Здесь наблюдается зависимость от установки читателя и писателя, так как «один и тот же текст может восприниматься как документальное повествование, хроника и как художественное произведение» (Л.Я. Гинзбург...

Автобиографическая проза Г.С. Батенькова

Дмитриева, Юлия Владимировна — Санкт-Петербург, 2006

Авторы работ биографической направленности прежде всего уделяли внимание, формированию и развитию эстетической позиции писателя и, следовательно, историко-культурным влияниям, а также обращались к источникам, которые могли предоставить фактографический материал о взаимоотношениях Батенькова с современниками, родными, друзьями. Реалии собственной...

Автобиографический герой Аполлона Григорьева

Гродская, Елена Евгеньевна — Москва, 2006

Литературная ситуация 40-х-50-х годов 19 века характеризуется процессом становления героя художественного произведения, начатого в 20-е-30-е годы Грибоедовым, Пушкиным, Лермонтовым. Столкновение романтизма и натуральной школы оказывало влияние на этот процесс. Появление новых имен: Фета и Некрасова - в поэзии, Тургенева, Писемского, Герцена...

Автор и герой в художественном мире А.И. Куприна

Пчелкина, Татьяна Ростиславовна — Магнитогорск, 2006

Прошедшая в мае 1997 года на филологическом факультете МГУ международная конференция «Литературоведение на пороге XXI века» обозначила данную проблему, как одну из ключевых...

Авторская песня как явление русской поэзии второй половины XX века

Левина, Лариса Александровна — Москва, 2006

Понимание авторской песни как поэзии по преимуществу имеет принципиальный характер. Авторскую песню можно рассматривать с различных точек зрения: с музыковедческой (как городская бытовая музыка [155]), с театроведческой (как «эстрадный неореализм» [110]), с социальной (как неподцензурная поэзия, разновидность андерграунда [251, с.38] ) и т.д. И...

Авторские жанры в художественной публицистике и прозе Татьяны Толстой

Любезная, Елена Валерьевна — Тамбов, 2006

К началу XXI века форма эссе заняла видное место в литературном процессе. «Понятый максимально широко эссеизм в определенном смысле есть внутренний двигатель культуры Нового времени, обозначение ее сокровенной основы, тайна ее непрекращающейся Новизны», - отмечал М. Эпштейн[10]. Исследователи признают, что жанровая доминанта современности явно...

Авторское "я" и "маски" в поэзии В.С. Высоцкого

Волкова, Наталья Васильевна — Тверь, 2006

Предмет исследования - содержание и способы репрезентации авторского и ролевых «я» в их взаимосвязи с тематическим своеобразием поэтических произведений Высоцкого...

А.М. Ремизов: личность, творчество, художественный опыт

Обатнина, Елена Рудольфовна — Санкт-Петербург, 2006

Объект и предмет исследования. Центральным объектом исследования является личность А. М. Ремизова, рассматриваемая сквозь призму его творческого наследия. Предметом исследования выступает особая экзистенциальная позиция - «интерсубъективность» (термин Э. Гуссерля), активно выраженная самим писателем («пише1ся всегда о себе и все живое -"я", а...

А.М. Федоров

Сырова, Юлия Николаевна — Саратов, 2006

Дело в том, что в январе 1920-го года писатель покидает свой одесский дом, долгие годы известный в литературных кругах, как знаменитая «Дача Федорова». Жена и сын остались. Лидию Карловну расстреляли в 1937. Сын Виктор погиб в лагере после Великой Отечественной войны. Сам Федоров в Россию больше не вернулся, хотя до последних дней своих мечтал...

Английская романтическая лирика в литературно-критической мысли и творческой интерпретации А.С. Пушкина

Шлейкина, Галина Юрьевна — Петрозаводск, 2006

В. Г. Белинский говорил о способности поэта «свободно переноситься во все сферы жизни, во все века и страны»2, прекрасно передавать дух иноязычных произведений...

Античный герой в художественной системе русского символизма: особенности эстетической и творческой рецепции

Гримова, Ольга Александровна — Армавир, 2006

Исследовательская логика позволяет перейти от анализа лейтмотивных образов, функционирующих в рамках индивидуальной поэтической системы, к анализу их функционирования в рамках поэтической системы направления в целом; перейти от интерпретации символистской рецепции отдельных мифологических героических образов к литературоведческому осмыслению...

Архетипическая парадигма: миф, сказка, обряд в русской литературе XIX века

Ларионова, Марина Ченгаровна — Таганрог, 2006

В недрах этой точки зрения постепенно вызревала другая. Фольклор - это синкретическое явление, поэтому включает в себя танец, музыку, народный театр - духовную культуру народа [Гусев, 1993]. Такое расширение «области значений» фольклора, хоть и было очень существенным, так как синхронизировало научные поиски филологов, музыковедов, исследователей...

Ахматова - пушкинист

Можейко, Галина Николаевна — Москва, 2006

Изучение творчества Ахматовой - пушкиниста необходимо сегодня для осмысления роли русской литературы и русской культуры. Ахматова 4 предстает перед нами как поэт, продолжающий высшую традицию русской литературы - традицию Пушкина...

Библейская символика в творчестве Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Тарковского

Столяров, Олег Олегович — Москва, 2006

Исследователь отдает себе отчет в том, что источником формирования библейской поэтики изучаемых поэтов могут являться не только произведения духовной поэзии, но также первоисточники, т.е. те священные тексты, к которым относятся Библия, Четьи Минеи, жития святых и т.д. Исторически сложившиеся термины духовная поэзия, духовные стихи применялись...

Вещный мир в творчестве Н.В. Гоголя

Мякинина, Елена Сергеевна — Москва, 2006

В целом под понятием вещного мира мы подразумеваем реалии материальной культуры, окружающей человека; под понятием художественной вещи (художественного предмета) вслед за А.П. Чудаковым (Предметный мир литературы (К проблемам категорий исторической поэтики) [209] мы понимаем те «.мыслимые реалии, из которых состоит изображенный мир литературного...

Восприятие юродства русской литературой XIX - XX вв.

Мотеюнайте, Илона Витаутасовна — Великий Новгород, 2006

Обсуждение юродства в отечественном литературоведении имеет два направления: первое начато известной работой A.M. Панченко и касается области русского смеха, второе - применение понятия к собственно литературным фактам: героям и авторам. История собственно подвига юродства - сфера богословов и историков. Продуктивно и широко она разрабатывается...

Георгий Иванов и русский символизм

Рылова, Анна Евгеньевна — Шуя, 2006

В критике русского зарубежья оценка творчества Г. Иванова тоже неоднозначна. Некоторые критики, например, А. Бем, считали, что творчество Г. Иванова в эмиграции «мало изменилось»: «Он как бы освобождается от лишнего балласта слов и образов <.>, но это внешнее освобождение и упрощение не сопровождается внутренним прояснением, и остается впе...

Героическое в поэзии В.С. Высоцкого

Шевяков, Евгений Григорьевич — Нижний Новгород, 2006

После распада СССР исчезли цензурные ограничения, и это не могло не сказаться на количестве публикаций. Критико-публицистическая линия нашла свое продолжение и благополучно существует до сих пор4. Научное осмысление творчества Высоцкого в общем выиграло от снятия цензурного пресса: появились обстоятельные статьи в серьезных изданиях5, а затем и...

Герой, автор, текст в романистике В. Набокова

Колотнева, Лариса Ивановна — Воронеж, 2006

Особенность взаимодействия этих групп критиков и их оценок творчества Набокова состоит в том, что они развивались параллельно, не сливаясь в единое целое. Англоязычная критика игнорировала публикации о писателе в русском зарубежье; русскоязычная критика, хотя и учитывала реакцию англо...

Герой и время в повестях А.Лиханова

Федотова, Елена Вячеславовна — Тверь, 2006

Нравственные представления, характер лихановского поколения сформировали испытания военной поры. «Когда началась война, мне было шесть лет, когда она кончилась, десять, но я считаю: эти четыре года сыграли огромную роль во всей моей дальнейшей жизни, как, впрочем, в жизни моих сверстни...