Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01
Художественное время и пространство в русскоязычных романах В. Набокова 1920-1930 годов
Морозов, Дмитрий Викторович — Кострома, 2007Значимой вехой в Набоковедении стало появление в 2001 году фундаментальной биографии Набокова, написанной одним из крупнейших исследователей творчества писателя за рубежом Брайаном Бойдом...
Художественное своеобразие поэзии Ивана Козлова
Пятаева, Анна Владимировна — Волгоград, 2007Эту точку зрения оспаривал Ап. Григорьев, справедливо считая, что заслуга Козлова заключается «в оригинальном освоении чужого» (Григорьев 1922: 244), и призывая более пристально вглядеться в духовный мир поэта. Тем не менее аналитические суждения, принадлежащие H.A. Полевому...
Художественный концепт "вино" в русской поэзии XVIII века
Голованова, Ирина Сергеевна — Самара, 2007Избранный для исследования период не случаен: именно с 30-х гг. XVIII столетия концепт "вино" начинает активно использоваться в русской литературе. Более раннее обращение к данному концепту было невозможно по ряду причин. Во-первых, в начале XVIII в. светская поэзия, в которой мог бы найти выражение художественный концепт "вино", только...
Художественный мир А.А. Ахматовой
Колчина, Жанна Николаевна — Иваново, 2007Лирика Ахматовой, положившая начало, условно говоря, жанру женского лирического дневника («книга женской души» - Н.Н. Скатов), вызвала не только ряд подражательниц-поэтесс («Я научила женщин говорить.»), но и сподвигла на осмысление современниками и в дальнейшем критиками советского и постсоветского периода её новой...
"Царь-рыба" В.П. Астафьева: жанровая и композиционная функция образа Сибири
Гончаров, Павел Петрович — Мичуринск, 2007В культурологии и литературоведении Сибирь - главный объект так называемого «сибирского текста». Подробно характеризуя историю литературы Сибири и историю сибиреведения, А.С.Янушкевич вынужден констатировать предельную противоречивость восприятия Сибири общественным сознанием: «Сибирь воспринималась то как гибельное место каторги и ссылки, то как...
"Чертова кукла" и "Роман-царевич" З. Гиппиус. Диалог и художественные формы его выражения
Ванюшкина, Ольга Евгеньевна — Великий Новгород, 2007Диалектические проблемы современности волновали и Зинаиду Николаевну Гиппиус. Мечтая о преобразовании мира, о наступлении Третьего Царства на земле, она говорила о необходимости всеобщего единения людей друг с другом и с Богом. Основополагающая для всего мировоззрения писательницы мысль о том, что человеку присуща потребность в общении, была...
Эволюция жанра песни в русской литературе XVIII века
Ефимова, Полина Анатольевна — Самара, 2007На протяжении двух веков разрабатывались многочисленные теории научного и методологического подхода к изучению литературных жанров петровской эпохи и периода классицизма. В наше время рассмотрение вопроса эволюции песенной культуры XVIII столетия приобретает особую значимость. Во-первых, потому, что песня и ее жанровые разновидности спустя три...
Эволюция образа Владимира Святославича
Смирнов, Павел Андреевич — Москва, 2007Поскольку, согласно мнению ряда исследователей 3 , первый летописный свод был составлен именно при князе Владимире, дошедшие до нашего времени летописные своды неизбежно должны отражать специфику восприятия образа данного правителя его современниками...
Эволюция поэтической системы Г.В. Иванова
Несынова, Юлия Владимировна — Екатеринбург, 2007Гипотеза нашего исследования заключается в следующем: эволюция творчества поэта движется в направлении возрастания личностного начала и степени оригинальности от подчеркнуто-бессубъектных, подражательных стихов к итоговой лирической книге-дневнику, ставшей одним из уникальных явлений русской поэзии. Основные темы и образная система поэта остаются...
Эволюция ролевой лирики на рубеже XIX - XX веков: формирование ролевого героя нового типа
Моисеева, Анна Александровна — Пермь, 2007Косвенное отношение к понятию «ролевая лирика» имеют исследования субъектной сферы литературного произведения, проводимые в начале 1920 годов М.М. Бахтиным. Он писал о том, что в лирике автор «растворяется во внешней звучащей и внутренней живописно-скульптурной и ритмической форме, отсюда кажется, что его нет, что он сливается с героем или...
Эволюция философско-эстетического взаимодействия алтайской и русской фольклорно-мифологических систем в русскоязычной литературе Горного Алтая
Бедарева, Ирина Александровна — Горно-Алтайск, 2007Действуя на всем пространстве всемирной литературы, так же как и в развитии ее во времени, эти три основные типа связей, в которых выражается ее единство, обозреваются в пределах региона с наибольшей широтой и возможностью выхода к теории сравнительного анализа. Именно региональный масштаб является наиболее удобной «стартовой площадкой» для...
Эволюция фольклорно-мифологических образов и мотивов в поэзии Николая Клюева
Мануковская, Татьяна Васильевна — Воронеж, 2007Трагическое противоборство сил, вызревавших в России, в итоге было направлено против национального, православного и крестьянского самосознания с его обостренным чувством природы и неприятием технического прогресса. Уничтожение мирового зла и торжес1во царства Божьего на земле, на что надеялся Клюев, было вне интересов большой политики...
Экзистенциальная ирония в романе В. Набокова "Лолита"
Артамонова, Анастасия Святославовна — Санкт-Петербург, 2007Таковы две основные тенденции, которые наиболее явно проявились в русской литературе начала века. Оба философа решают одну проблему -проблему творчества; но один творит в соответствии с замыслом Бога и в сотворчестве с Ним, другой же провозглашает творчество без Бога, творчество ради самоопределения человека...
Экзистенциальная проблематика в творчестве А.М. Ремизова
Зимирева, Кристина Игоревна — Пермь, 2007Объектом изучения является раннее творчество A.M. Ремизова. Предмет исследования - экзистенциальное сознание, нашедшее отражение в его ранних рассказах...
Элементы кода повести Пушкина "Пиковая дама" в творчестве Достоевского
Николаева, Екатерина Геннадьевна — Новосибирск, 2007Капитанской дочки»1, «Бориса Годунова»2, «Египетских ночей»3, «Пиковой дамы». Возобновился интерес к изучению Пушкинской речи Достоевского; опубликовано немало работ об общих чертах в мировоззрении двух авторов и значении творчества Пушкина и его гения для сознания Достоевского4...
Эпистолярные мотивы в художественном мире Н.В. Гоголя
Боровиков, Денис Сергеевич — Саратов, 2007Вместе с тем в теории литературы до сих пор нет четкого и определенного представления о смысловом объеме понятия «мотив». Смыслова я наполненность термина настолько широка, что позволяет включать в его содержание противоположные значения. В одном случае «мотивом в литературном произведении, в отличие от основной его темы, называют дополнительные...
Эстетика И.Ф. Анненского в свете интерпретации доминантных мотивов лирики поэта
Новикова, Ульяна Викторовна — Краснодар, 2007Некоторым открывается понимание того, что для Анненского «характерна не наша вера, а наше безверье.: он проникает в самые темные, в самые глухие закоулки человеческой души; для него ненавистно только позерство» [Гумилев 1923:87...
Эстетические версии женского портрета в рассказах 60-90-х годов XX века
Давлетова, Альбина Робертовна — Москва, 2007Первоначально понятие «эстетическое» (от гр. aisthetikos) означало — чувственно (зрением и слухом) воспринимаемое. По словам А.Ф. Лосева, — это выражение (выразительность той или иной предметности), т. е. «внутренняя жизнь предмета, которая обязательно дана и внешне», открывается «бескорыстному любованию» и имеет «созерцательную ценность»4. Но со...
А. Блок и европейское средневековье
Пискарев, Владимир Александрович — Владимир, 2006Помимо общих черт и закономерностей развития символизма, исследователей интересует и более конкретная проблема восприятия русским символизмом искусства прошлых эпох - в особенности тех, для которых также было характерно символическое представление о действительности. Влияние это не ограничивается простым заимствованием тем, сюжетов, образов и...
А.В. Амфитеатров и его роман "Восьмидесятники" в социокультурном контексте 1880-начала 1900-х годов
Сотникова, Юлия Андреевна — Тамбов, 2006Яркая, сложная, противоречивая личность Амфитеатрова потребовала в рамках настоящего исследования обращения к обширному общественно-литературному контексту 1880 - начала 1900-х годов, междисциплинарного подхода...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 88
- 89
- 90
- 91
- 92
- ...
- 238
- Следующая страница »