Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Теория литературы, текстология Специальность ВАК РФ: 10.01.08

"Я"-повествование в современной отечественной прозе: принципы организации и коммуникативные стратегии

Шуников, Владимир Леонтьевич — Москва, 2006

Особо проблематичной считается попытка манифестации себя, идущая от «я» повествующего субъекта: «персональность» оценивается как феномен, связанный с определенной традицией и потому исторически преходящий1. Интер...

Драматический диалог как дискурсивная практика

Глущенко, Наталья Владимировна — Тверь, 2005

В рамках настоящей работы драматический диалог рассматривается как динамическая дискурсивная практика, как феномен, развивающийся во времени, как сложная динамическая структура, чья семантика предопределена синтактическими модуляциями, обусловленными, в свою очередь, динамичным прагматическим контекстом истории литературы как «метадискурса...

Жанровая морфология прозы И.А. Бунина

Кириченко, Марина Владимировна — Москва, 2005

В исследовательской литературе были выделены и обоснованы следующие типовые жанровые образования бунинской прозы: миниатюра, очерк, новелла, рассказ, повесть, роман. Кроме того, применительно к творчеству данного автора нередко встречаются такие определения, как лирическая миниатюра, лирико-философский этюд, эскиз, рассказ-легенда, рассказ-притча...

Жанры и метажанр сатиры

Кудрявцева, Ольга Сергеевна — Оренбург, 2005

По?нашему мнению; для жанрообразования Х1Х-ХХ вв. свойственны два созидательных процесса - дифференциация и интеграция. Если первый процесс разделения и вычленения позволяет образовываться все новым и новым жанрам (парабола, притча, молитва, инвектива, сонет и проч.), то процесс интеграции объединяет, синтезирует уже существующие жанровые формы...

Интонационная реминисценция в стихотворном тексте и модус художественности

Игушева, Юлия Сергеевна — Бийск, 2005

Ф. Шиллер также впервые указал на присутствие творящей стороны -художника, писателя, поэта в диаде жанр — эстетическое: «Не область, из которой взят предмет, но суд, пред которым его ставит поэт, делает предмет трагическим или комическим» (Шиллер, с.418...

Интонация и стиль стихотворной речи

Суслова, Елена Викторовна — Бийск, 2005

Интонация представляет собой различные соотношения количественных изменений тона, интенсивности, длительности и некоторых свойств тембра: степени отчётливости тембра при усилении или ослаблении словесного ударения, тембровой окраски, зависящей от эмоционального состояния говорящего. При этом в речи, где преобладает смысловое содержание...

Метрика и строфика Н.С. Гумилёва как художественно-выразительное единство

Грибков, Александр Григорьевич — Москва, 2005

По воспоминаниям его лучшей ученицы Ирины Одоевцевой, уже будучи сам «мэтром», Гумилёв внушал своим слушателям в Институте живого слова: «Без изучения поэзии нельзя писать стихи. Надо учиться писать стихи. Так же долго и усердно, как играть на рояле. Ведь никому не придёт в голову играть на рояле, не учась. Когда вы усвоите все правила и...

Писатель в теории литературы

Есин, Сергей Николаевич — Москва, 2005

Уже не итогом, а возможной перспективой можно считать выпущенный в 2003 г. коллективом авторов под редакцией Н. П. Михальской о вузовский учебник «Зарубежная литература. XX век» , где чуть ли не впервые на моей памяти при изложении литературного процесса новейшего периода материал представлен не по направлениям (экспрессио...

Писатель в теории литературы

Есин, Сергей Николаевич — Москва, 2005

Уже не итогом, а возможной перспективой можно считать выпущенный в 2003 г. коллективом авторов под редакцией Н. П. Михальской л вузовский учебник «Зарубежная литература. XX век» , где чуть ли не впервые на моей памяти при изложении литературного процесса новейшего периода материал представлен не по направлениям (экспрессио...

Поэтика авторского прозаического цикла

Афонина, Елена Юрьевна — Тверь, 2005

Первые опыты теоретических обобщений7 пока не привели к возможности описать модель авторского прозаического цикла. Одна из причин, вероятно, в том, что на теорию прозаического цикла сильное влияние оказывает теория цикла лирического (или, как часто принято о говорить, стихотворного ), и описание явлений циклизации в прозе опирается на основные ее...

Поэтика романа-антиутопии

Козьмина, Елена Юрьевна — Москва, 2005

В связи с этими обстоятельствами жанр антиутопии и утопии изначально - предмет исследования философии, истории, социологии, политологии. Характерно, что в справочных изданиях по философии...

Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины XX века

Буренина-Петрова, Ольга Дмитриевна — Санкт-Петербург, 2005

Предмет исследования — феномен абсурда в русской литературе и в русском литературном процессе эпохи символизма и его влияние на литературный дискурс и другие дискурсивные практики в символизме и постсимволизме первой половины XX в...

Система стиха И.А. Бродского

Власов, Константин Алексеевич — Орел, 2005

Этот своеобразный политико-биографический аспект, доминирующий в современном литературоведении, приводит к тому, что художественная содержательность творчества, идейная ориентация, формы выражения авторского сознания оказываются на втором плане, уступая место членению литературного процесса на биографически обусловленные, но лишенные...

Стихосложение В.С. Высоцкого и проблема его контекста

Фомина, Ольга Александровна — Оренбург, 2005

Материалом исследования являются: 1) произведения Высоцкого, опубликованные в наиболее авторитетном на сегодняшний день издании (Высоцкий, 2001 а, б). В ходе проведенного нами статистического анализа охвачено 532 произведения (текста), 21651 строка. 2) Песни блатного фольклора (В нашу гавань заходили корабли, 1995). Всего рассмотрено 278 текстов...

Типология и функции цитаты в художественном тексте

Смирнова, Татьяна Александровна — Москва, 2005

Цитата как термин стала уступать место новоявленному «интертексту» и в понятие интертекстуальности стало включаться все многообразие проявлений текстовых отношений, вплоть до поэтических парадигм и архетипов. В то же время привычное, всем понятное слово цитата стало расширять свое значение: теперь оно применяется для номинации любой переклички...

Философский концепт и иконический знак в поэтике русского авангарда

Иванов, Виктор Германович — Новосибирск, 2005

Ф водораздела между ними, то в роли соединительного звена. Авангардную природу он сохраняет до тех пор, пока постулирует, что за языковыми трансформациями неизбежно следуют изменения реальности. Тексту, в этом понимании, присуща некая семантика: он отсылает к действительности как к подлинно существующему, достоверному бытию. Между автором и...

Элегический модус художественности в литературном произведении

Рогова, Евгения Николаевна — Москва, 2005

Понятие модуса по отношению к литературному произведению было впервые использовано Н. Фраем. Модус рассматривается им как способ существования героя в литературном произведении. Литературные произведения классифицируются Н. Фраем по способности героя к действию в окружающем его мире...

Диалог в эпических и драматических произведениях М.А. Булгакова

Кан Су Кюн — Москва, 2004

В лингвистике диалог определяется как одна из форм речи, которая, в отличие от монолога, состоит из «обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта» (Винокур ЛЭС 1990: 135). Диалог в лингвистическом понимании формируется отбором лексики...

Диалог и сатира

Федяева, Татьяна Анатольевна — Москва, 2004

Впервые проблему диалога и сатиры поставили авторы журнала «Бреннер» в 20-30-е годы XX века, затем, преимущественно в 40-е годы ее разрабатывал М.Бахтин. Она теснейшим образом связана с вопросами диалогического и монологического типа сознаний, с диалогической и монологической концепцией истины и бытия...

Иероглифический тип символизации в художественном тексте

Рымарь, Андрей Николаевич — Самара, 2004

Конкретизируя механизм образования «значения» символа, Мамардашвили и Пятигорский разводят понятия состояния сознания и структуры сознания. Состояние сознания — это нечто привязанное к субъекту, но бессодержательное. То есть, по Мамардашвили-Пятигорскому, есть зрение и есть состояние сознания «осознание зрения», не тождественное содержанию зрения...