Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Философия и история религии, философская антропология, философия культуры Специальность ВАК РФ: 09.00.13

Этноконфессиональное сознание и его проявления в духовной культуре

Боташева, Сафиназ Казбековна — Ставрополь, 2006

Этноконфессиональное взаимодействие народов России во многом зависит от способности федеральных и региональных структур политической власти обеспечить оптимальный уровень единства и взаимопонимания представителей различных этноконфессиональных общностей. В этой связи проблематика исследования этноконфессионального фактора в обеспечении...

Авраамические религии: опыт компаративного анализа

Мустафаев, Фарид Мустафаевич — Махачкала, 2005

Будучи неотъемлемым и, в конечном счете, даже основным элементом соответствующих национальных культур, авраамические религии, будь-то иудаизм, христианство или ислам, всегда инспирировали философскую и теологическую рефлексию, формировали общественное и индивидуальное сознание...

Антирелигиозная комиссия при ЦК РКП(б)-ВКП(б) и ее деятельность по реализации политики Политбюро по отношению к Русской Православной Церкви в 1922-1929 гг.

Шкурин, Александр Владимирович — Москва, 2005

Изучение опыта взаимоотношений подобной структуры с крупнейшим религиозным объединением - Русской Православной Церковью (как в 1920-е гг., так и в современный период) также представляется весьма актуальной задачей. В настоящее время часть иерархии Русской Православной Церкви, как известно, выступает против создания государственного органа по делам...

Антропологические основания философии истории Лаврова П.Л. и Струве П.Б.

Вознякевич, Екатерина Евгеньевна — Санкт-Петербург, 2005

Согласно Трельчу, задача философии истории - стимулировать этическую волю к действию на основе ценностного подхода. Из двух возможных аксиологических 1|Ц подходов к философии истории - абсолютистского (существование ценностей утверждается само по себе) и реляционного (ценности существуют благодаря человеку) - Трельч, как убедительно доказывает Е.Н...

Архетипика сознания в неоплатонизме и патристике

Семенов, Василий Витальевич — Санкт-Петербург, 2005

Человек радикально проблематизируется в антропологии, но внимание мысли к человеку обращается только тогда, когда поколеблены другие основания. Об этом говорит опыт «эпохи софистов» в древней философии, где человек стал «мерой всех вещей» именно потому, что были потеряны онтологические ориентиры. Современная культурная ситуация также демонстрирует...

Аскетическое понимание человека и общества в русской православной религиозно-философской и богословской мысли XIX века

Степанов, Валерий Владимирович — Москва, 2005

Высокий индекс доверия к Православной Церкви, подкрепляемый данными социологических исследований, нашел отражение в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.), отметившем «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры»1...

Базовые ценности современной молодежной культуры

Земрах, Татьяна Витальевна — Ростов-на-Дону, 2005

Ядов В.А. Политическая институционализация российского общества // Мировая экономика и международные отношения. 1998. №3. С.35. у социально-демографической группы.» . Данный генерационный сдвиг оказывает заметное влияние на деятельность немалой части молодежи во всех сферах жизнедеятельности, определяя активность молодежи в процессах социальных...

"Биографии достойных монахов", как источник изучения простонародных форм буддизма в Китае

Ван Чжи-Хун — Санкт-Петербург, 2005

Сочинение Хуэй-цзяо положило начало буддийскому полуторатысячелетнему жизнеописанию в Китае. Наиболее известны так называемые "Жизнеописания достойных монахов четырех династий": помимо собрания монаха из Гуйцзи в него входят "Продолженные жизнеописания достойных монахов" Дао-сюаня, "Сунские жизнеописания достойных монахов" Цзань-нина и...

Буддизм в европейской культуре первой трети XX века

Сорокина, Галина Алексеевна — Москва, 2005

На рубеже XIX и XX столетий в западном обществе происходят коренные эпистемологические изменения, изменяется сама парадигма общественного мышления. Одной из особенностей этого периода являются интенсивные контакты западного и восточного миров. В информационное пространство, в язык культуры Запада активно входят идеи, образы, понятия, термины...

Бытие взрослого в мире: философский анализ

Игнатова, Нина Юрьевна — Екатеринбург, 2005

Подобная постановка вопроса проблематизирует явления, прежде не находившиеся в фокусе философского исследования, в частности, феномен взрослости. Современное общество постоянно пытается подвергнуть сомнению онтологическую самодостаточность взрослости. В современном потоке многообразных изменений возникла угроза самому существованию взрослости...

Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России

Лункин, Роман Николаевич — Москва, 2005

Однако фактически все многообразие разрозненных пятидесятнических течений и их идеологии еще не было исследовано. Новый материал позволяет понять, насколько изменилось пятидесятничество в 90-е гг. и каковы его вероисповедные основы и социальные воззрения. Главным предметом...

Взаимное влияние философских и богословских парадигм в системе Иоанна Скота Эригены на примере трактата "О разделении природы"

Польсков, Константин Олегович — Тула, 2005

Яркой особенностью, отличающей всё построение Иоанна Скота, является то, что он? «попытался объединить в; своих воззрениях результаты предшествующего ему развития спекулятивной мысли в христианстве на Востоке и За...

Взаимодействие философии и искусства как предмет теоретического осмысления в западной культуре

Капустина, Людмила Борисовна — Санкт-Петербург, 2005

Огромный интеллектуальный потенциал теоретической мысли, в частности, западной, позволяет проследить динамику взаимоотношений между философией и искусством - от традиционного различения, вплоть до противопоставления, этих форм культуры, к поиску оснований их глубинных связей и взаимных влияний. Тенденция сближения теоретической мысли с искусством...

Витальная вера в структуре человеческой природы и её генезис

Костикова, Ксения Викторовна — Омск, 2005

Отождествление витальной веры с верой религиозной привело к умалению творческой способности человека, поскольку генетическое начало веры неизбежно связывалось со сверхъестественным миром, с Богом, которые формировали веру в человеке. Но современный человек обладает мощной креативностью, он сам творит мир, но уже без Бога и без религиозной веры...

Внекультовая деятельность новых религиозных движений

Шарыпова, Ирина Вениаминовна — Москва, 2005

Духовную внекультовую деятельность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произведений и т.д...

Воображение как способ творческого конституирования образной реальности

Дорошина, Галина Владимировна — Саратов, 2005

Так как воображение — это сложное, изменяющееся в процессе культурогенеза явление, фиксация изменений представляет определенную трудность благодаря тому, что исследование феномена воображения не укладывается в привычную субъект-объектную матрицу...

Временные границы повседневности

Мироненко, Лариса Александровна — Владивосток, 2005

В классической научной парадигме область обыденного, привычного, самоочевидного проблематизировалась с большим трудом. Для того чтобы стать предметом изучения, это «ближайшее» должно было быть незнакомым, неизвестным. Область знакомого могла изучаться только тогда, когда становилась чем-то «необычным», когда исследователь «дистанцировался» от нее...

Герменевтические основания арт-терапии как культурной практики

Романова, Елена Андреевна — Владивосток, 2005

В этом контексте арт-терапия не измышляет своей предметности, она лишь принимает к работе невротизированного, больного субъекта, охваченного тревогой, бессмысленностью существования, злобой дня, терроризмом рекламы, и пытается оставаться на уровне тех задач, которые предпосланы ей умонастроениями современного мира. На месте деструктивных тенденций...

Глобализация культуры и специфика ее проявления в России

Зима, Наталья Александровна — Ставрополь, 2005

Однако следует отметить, что глобализация культуры часто понимается и воспринимается не как организация единства многообразия, обеспечиваемого взаимодействием разных культурных традиций, образцов и ценностей, а как унификация культурных моделей по американскому образцу. В этих условиях важно определить место и роль России в глобализирующемся мире...

Глобализирующийся человек: проблема выхода из субъективности

Полоротова, Наталья Николаевна — Чита, 2005

В современных концепциях глобализации внимание авторов сосредоточено, прежде всего, на различных аспектах деятельности человека - социальных, экономических, политических и культурных процессах. Отмечается, что социальные изменения обусловлены трансформацией мировоззрения человека, т. е. ценностной системы представлений об окружающем мире...