Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему История философии Специальность ВАК РФ: 09.00.03

Учения о знаках в схоластике XVII в.

Вдовина, Галина Владимировна — Москва, 2009

Хронологические рамки исследования (без учета исторических экскурсов и параллелей с современными концепциями) охватывают период от последней четверти XVI в. до первой четверти XVIII в...

Феноменологические основания философии Николая Гартмана

Плотников, Владимир Валерьевич — Ростов-на-Дону, 2009

Важнейшей фигурой в истории феноменологической онтологии по праву можно назвать Лейбница, который в рамках христианства представил понимание Единого бытия в своей «Монадологии». В монадологической системе возможно познание, однако, как соотносится то, что есть монада-в-себе и то, что она представляет в своем инобытии, Лейбниц не объясняет. У Канта...

Философия Ибн Халдуна

Золотухин, Всеволод Валерьевич — Москва, 2009

Все это дает основание для того, чтобы Ибн Халдуна именовали историком, социологом, экономистом и т.п. В таких случаях творчество мыслителя рассматривается под каким-то из этих углов. На наш взгляд, это ведет к тому, что лишь один из аспектов творчества Ибн Халдуна абсолютизируется, а другие остаются в тени...

Философия и теология Пауля Тиллиха

Лифинцева, Татьяна Петровна — Москва, 2009

Христианский ответ на вызов культурного кризиса, выраженный языком Патристики, едва ли может быть адекватно понят современным человеком, мировоззрение...

Философия культуры раннего немецкого романтизма

Окружко, Виктор Вячеславович — Москва, 2009

Во-вторых, потребность в исследовании философии культуры ранних немецких романтиков определяется современным этапом развития процедур познания, новыми научными подходами к проблемам изучения мира, человека и общества, центральной из которых продолжает оставаться философская проблема человеческого самопознания. Кризис классического рационализма и...

Философия любви немецкого романтизма

Садунова, Наталия Владимировна — Тверь, 2009

Обращение к романтической традиции заключает в себе возможность нравственного возрождения, в частности возрождения возвышенного отношения к любви, всегда бывшей одной из основополагающих ценностей человеческого бытия...

Философия Ницше и духовный опыт России (конец XIX - начало XXI в.)

Синеокая, Юлия Вадимовна — Москва, 2009

Издание критического тринадцатитомного собрания сочинений стало важной вехой в переосмыслении творчества Ницше и создании нового образа философа в Европе...

Философия права евразийства. Историко-философский анализ

Ахматов, Алексей Валерьевич — Москва, 2009

Для осмысления особенностей отечественной культуры, русского национального самосознания в том виде, в каком это отразилось в русской философии, особый интерес представляют исследования взаимодействия философствования в России с философскими идеями и концепциями Западной Европы и Востока. В этой связи актуальными представляются работы тех...

Философская мысль в России во II половине XVIII века

Глоба, Татьяна Анатольевна — Мурманск, 2009

Творчество русского мыслителя Якова Павловича Козельского (1728 — 1794) в историко-философской литературе отражено недостаточно полно. Между тем, он - крупный мыслитель, ученый — энциклопедист, талантливый писатель и видный общественно-политический деятель. Современному читателю его труды практически неизвестны. Только в последние годы о Я. П...

Философские взгляды Махмуда Шабистари (XIV в.)

Лукашев, Андрей Александрович — Москва, 2009

Реконструкция системы философских взглядов Махмуда Шабистари в области онтологии поставила перед нами также проблему проверяемости результатов реконструкции. Соотношение бытия и небытия в исследуемой поэме рассмотрено нами как основание системы философских взглядов. Для проверки полученных результатов нами было предпринято исследование другой...

Философские идеи нестяжательства и "учёного монашества" второй половины XVIII века: единство и своеобразие

Исаков, Алексей Александрович — Нижний Новгород, 2009

Степень исследованности проблемы. Перед историками русской философии и культуры всегда остро стояла проблема преемственности двух этапов развития отечественной мысли, охватывающих вместе период её становления - с XI по XVIII век. Первый этап, прошедший под знаменем византийской патристики, казалось бы, отрицается другим этапом - русским...

Философские идеи русских мыслителей судебной защиты II половины XIX века

Яшин, Анатолий Николаевич — Мурманск, 2009

В последнее время все чаще внимание философов и юристов привлекают историко-философские проблемы отечественной мысли. К их числу относится проблема либеральной философско-правовой мысли русской адвокатуры II половины XIX века. Кардинальные изменения социально-политического строя, характеризующие современную российскую действительность, потребность...

Философско-исторические идеи российского политического консерватизма XIX - начала XX в.

Тяпин, Игорь Никифорович — Санкт-Петербург, 2009

Данное понятийное разнообразие отражает как сложность, многомерность феномена консерватизма, так и динамизм и изменчивость социальных процессов, которые вызывают необходимость адаптации консерватизма к новым социально-политическим реалиям. Консерватизм - это сложный сплав, соединяющий не только общие, но и национально-специфические и свойственные...

Философско-мистическое учение Ака Наджафи

Мусальреза, Аминзареини Мухаммад Хусейн — Душанбе, 2009

Исходя из этого положения, этическая концепция Ака Наджафи предполагает присутствие божественного начала в человеке, предназначенном вершить земные дела. Наиболее глубинное раскрытие этой особенности воззрений Ака Наджафи составляет главную часть задач исследователя...

Философско-теологические истоки тринитарной концепции Аврелия Августина

Ноздрин, Владимир Владимирович — Санкт-Петербург, 2009

Из истории христианской философско-теологической мысли хорошо известно, что первые зачатки богословского размышления о Троице имели место еще в иудеохристианстве. Разумеется, нам известны лишь их фрагменты, поскольку подобного рода традиции...

Французский персонализм в европейском философском контексте XX века: основные дискурсии и влияния

Кузнецова, Ольга Сергеевна — Москва, 2009

Зарождение основ современного персонализма наблюдается в Европе в начале XX в. Вильгельм Штерн (в иммиграции известен как Уильям Стерн - W. Stem) разрабатывает позиции персонализма в Германии. В своем основном сочинении «Личность и вещь» («Person und Sache»)3...

Цинизм античный и цинизм современный: историко-философский анализ концепции П. Слотердайка

Кудрявцева, Валентина Ивановна — Екатеринбург, 2009

Однако просто назвать нечто «циничным» еще вовсе не означает подвергнуть его критике. Аналогичная ситуация складывалась в первой трети XX века с фашизмом: его критики ограничивались констатацией «Это - фашизм», считая, что их критическая задача полностью выполнена. В результате фашизм так и не был подвергнут основательной теоретической критике...

Человек и история в философии К.Д. Кавелина

Тюлина, Анна Владимировна — Тверь, 2009

Данная установка не потеряла своего значения и в наши дни. Осознание того обстоятельства, что историческое творчество является одновременно и созданием нового человека, без чего оно само оказывается невозможным, в настоящее время выступает важнейшим условием успешности тех преобразований, которые осуществляются в сегодняшнем российском обществе...

Эволюция философских взглядов Ф. Джеймисона

Назарова, Оксана Юрьевна — Санкт-Петербург, 2009

Постмодернизм является теоретическим отображением мироощущения современного человека, дезориентированного миром новейших технологий, децентрированных властных структур, войн с применением оружия массового уничтожения и экологических кризисов. Заслуга Ф. Джеймисона состоит не только в осмыслении определённой мировоззренческой ситуации, а в попытке...

Эволюция философской антропологии в 1920-1950-х гг.: радикализация образа человека

Григорьева, Надежда Яковлевна — Москва, 2009

Антропология пролиферирует в различных областях гуманитарного знания, и этот процесс требует выяснения традиции, которая лежит в его основе. Само слово «антропология», судя по всему, вошло в употребление лишь в XVI л веке . Однако проблема человека ставилась уже гораздо раньше. Любая теология, решая вопрос о Боге, не могла обойти вопрос о...