Диссертации по философии, автореферат и диссертация на тему Онтология и теория познания Специальность ВАК РФ: 09.00.01

Проблема субъективности истины

Лимонов, Игорь Борисович — Елабуга, 2004

Концепция прагматичности тем более сомнительна. Поскольку в соответствии с ней можно прийти к выводу, что наше знание, в случае, если оно «помогает нам жить», - истинно, не зависимо от того, адекватно ли оно отображает реальную, объективную суть мира...

Производство и воспроизводство знания

Зимин, Сергей Михайлович — Саратов, 2004

Истина как всегда; находится г посередине. В данной работе мы основное внимание сконцентрируем именно на обусловленности особенностей познания природой человека как биосоциального существа, — т.е. на когнитивно-4:, антропологическом аспекте процессов производства и воспроизводства знания...

Пси-феномены как проявление психической реальности

Цейзер, Елена Леонидовна — Барнаул, 2004

Но как бы мы ни пытались изгнать паранормальную реальность из своего сознания, она настойчиво заявляет о себе. По количеству экстрасенсов, магов и чародеев на душу населения наша страна уже давно перешагнула все разумные пределы. Как грибы после хорошего дождя, появляются легионы «духовных целителей», «гуру», «народных колдунов», не последним...

Пути и основания концептуализации экологического императива

Казновская, Юлия Анатольевна — Москва, 2004

Однако несмотря на обилие обсуждаемых в рамках экологии и около нее тем, центральным здесь все же остается вопрос о месте и предназначении человека в природе, а значит и о самой природе. Проработка этих вопросов есть прямое дело философии, изучающей «.предельные взаимоотношения . между...

Разумная вера

Хуснутдинова, Фания Абдрахмановна — Уфа, 2004

Так, согласно Платону, знание и вера - не одно и то же. Вера бывает истинной и ложной; знание же таковым не является.1 Аристотель склоняется к тому, чтобы веру соотносить с воображением. Последнее бывает и обманчивым. Но является ли воображение мнением? Это - трудный вопрос, хотя именно «с мнением связана вера».1 Далее, он рассуждает в том плане...

Рациональное и внерациональное в социальном познании

Туркулец, Алексей Владимирович — Хабаровск, 2004

В современном обществе довольно активно проявляют себя и деструктивные силы, которые, используя различные средства (в том числе и «ментально-когнитивные»), стремятся еще больше дестабилизировать условия социального бытия. Крайние формы такой антисоциальной активности выражаются в различных вариантах «социального терроризма». Здесь происходит...

Религиозное самосознание как фактор социальной интеграции

Мазур, Борис Наумович — Самара, 2004

Не вызывает сомнений, что общество — социальный порядок — складывается, поддерживается программами воспроизводства. Ревизия существа программ позволяет дифференцировать природу социумов. В традиционных обществах превалирует охранительная доминанта, сфокусированная на сакральном (власть, бог). Преодоление традиционности коррелируется с гуманитарным...

Свобода как реализация духовной природы человека

Богодельникова, Любовь Александровна — Иркутск, 2004

В современной России это противоречие становится еще более острым. Общество порывает с прежними традициями, пытается формировать новые ценности, меняется само понимание многих традиционных представлений, в том числе свободы. Чтобы сохранять свою целостность как сообщества граждан России, мы вынуждены заново отвечать на вопросы о том, что такое...

Свободное развитие личности как становление личности самой собой

Гуляев, Юрий Юрьевич — Москва, 2004

На первый взгляд каждый имеет ясное представление о том, что такое свобода человека, но чем больше мы начинаем задумываться над этим вопросом, тем больше проблем у нас возникает. Настоятельная необходимость ответов на эти вопросы несомненна, человек издавна мечтал быть свободным, но очень часто даже не приближался к состоянию свободы, и во многом...

Семиотика философии

Анкин, Дмитрий Владимирович — Екатеринбург, 2004

Но не принадлежит ли последняя, вслед за всяким разговором о философии, всецело самой философии? Безусловно, метафилософская рефлексия существует преимущественно в рамках самой же философии, в том числе и как историко-философская рефлексия. Это свидетельствует лишь о том, что саморефлексия необходима для философии и составляет неотъемлемую часть...

Скрытый смысл текста как объект философской рефлексии

Криворучко, Полина Сергеевна — Краснодар, 2004

Необходимость комплексного; философского подхода к описанию смысловой стороны рекламы в последнее время! становится; все более очевидной. К наиболее актуальным проблемам современной рекламы относится проблема понимания рекламных сообщений получателем, с одной стороны, и вопрос о манипулятивном действии рекламных текстов на получателя, с другой...

Соотношение методологических и аксиологических детерминаций исторического познания: философский анализ

Лосева, Ольга Анатольевна — Саратов, 2004

Немалый вклад в разработку данной тематики внесен всем ходом развития исторических исследований за рубежом с древнейших времен до наших дней. Из наследия зарубежной историографии наиболее интересными для нашей работы явились яркие страницы, вписанные в нее Аристотелем...

Социально-техническое прогнозирование как объект гносеологического анализа

Юдников, Сергей Александрович — Москва, 2004

В-третьих, потребностью разработки познавательно-ценностных методологических регулятивов, способных обеспечить эффективность процесса социально-технического прогнозирования. Накопленные гносеологические знания являются достаточной теоретической основой для методологического переосмысления проблемы «ценностно-познавательного» в прогнозировании...

Социокультурное пространство текста: концептуальные основания и компаративистский подход

Щербакова, Ирина Вячеславовна — Саратов, 2004

На основании вышеизложенного можно говорить о несомненной актуальности философского анализа текстов, в том числе и для методологии ряда других дисциплин: семиотики, истории языкознания, истории искусств. Для семиотики важна специфика знаковых систем и их взаимоотношений, отражающая в тексте социокультурный контекст. Реальность непременно находит...

Специфика познавательной деятельности историка

Горюнов, Алексей Владимирович — Ульяновск, 2004

Идеи названных авторов оказали существенное влияния на философию истории второй половины 20 века, которая также прошла под знаком борьбы натурализма и антинатурализма. Одним из наиболее ярких эпизодов такой борьбы стала дискуссия по проблеме исторического объяснения, которая первоначально развернулась между К. Гемпелем и У. Дреем, а затем...

Специфика философского творчества

Ивахнов, Василий Юрьевич — Волгоград, 2004

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем осуществлен комплексный философский анализ специфики философского творчества и предложена целостная, теоретически обоснованная ее концепция. Наиболее значимые результаты исследования, конкретизирующие новизну, состоят в следующем...

Становление духовного опыта российского правосознания

Чупрова, Альбина Алексеевна — Иркутск, 2004

Таким образом, вопрос о том, удастся ли нам в новых условиях сохранить и преобразовать духовный опыт, накопленный нашими предками и не исчезнувший в условиях идеократии «должного будущего», является насущно актуальным...

Становление личности современной женщины

Куликова, Лариса Геннадьевна — Иркутск, 2004

Система общественных отношений и связей пронизана культурой, которая зарождается в недрах человеческой истории. Она представляет определенный способ человеческого бытия, в котором формируются материальные и духовные ценности. Все, в чем и чем человек жил - все это культурные реальности, развитие которых протекало в коллективных формах, а их...

Стиль деятельности специалиста гуманитарного профиля

Чечеткин, Михаил Васильевич — Москва, 2004

В-третьих, концепция стиля профессиональной деятельности специалиста гуманитарного профиля актуальна и как средство совершенствования профессиональной подготовки названных специалистов в вузах страны, например, при разработке внутривузовских систем обеспечения качества подготовки специалистов...

Сущность и существование науки

Князев, Николай Алексеевич — Красноярск, 2004

В первой из них научное знание считается результатом независимой от предметного мира активности познающего мышления. Метафизичность здесь выражается в отрицании неразрывной, диалектической связи между субъектом и объектом познания (что приводит, в конечном счете, к субъективному идеализму). В современной западной литературе для обозначения...