Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура Специальность ВАК РФ: 17.00.04

Иконография и символика Воскресения в христианском искусстве Египта IV - VII вв.

Ошарина, Ольга Владимировна — Санкт-Петербург, 2009

Особенностью изучения искусства христианского Египта является отсутствие дошедших до нас как целых храмовых ансамблей, росписей и мозаик, так и памятников письменности. Для воссоздания их типологии мы вынуждены привлекать памятники, происходящие из разных регионов Византийской империи...

Император Николай II и художественные процессы в русской культуре рубежа XIX-XX веков

Александрова, Ксения Александровна — Москва, 2009

Художественные процессы в исследовании показаны посредством наблюдения за развитием различных видов искусства, их динамикой в I творческих судьбах признанных и малоизвестных мастеров, так или иначе связанных с личностью Государя. Аналитический подход к описанию и сравнению произведений, который затрагивает субъектно-объектные отношения, то есть...

Искусство шинуазри в контексте европейской художественной практики XVIII столетия

Максимова, Мария Сергеевна — Санкт-Петербург, 2009

Характерная особенность культуры Востока, в частности Китая, состоит в стремлении сохранить в неизменном виде иерархическое государственное устройство, религию, обряды, искусство в жестком противостоянии иноземной культуре. Хотя в Поднебесную - самую древнюю и непрерывную в своем развитии цивилизацию - нередко проникали черты иных культур...

Классическая китайская пейзажная живопись как выражение гармонии личности художника и мира

Воронин, Сергей Николаевич — Барнаул, 2009

Многие ученые Древнего Китая обращались к изучению духовного потенциала пейзажной живописи, поэтому до нас дошли основательные исследования по этой теме: Цзун Бин «Предуведомление к изображению гор и вод», Ван Вэй «О живописи», Се Хе «Шесть законов живописи», Шэнь Гуа «О живописи», Хуан Юэ «Фазы живописца» и другие...

Мир пространства в пейзажной живописи средневекового Китая

Ковалевский, Ярослав Викторович — Барнаул, 2009

Еще одна из задач, которая решается в китайской живописи удивительным и своеобразным способом, — это проблема передачи трехмерного пространства на двухмерной плоскости...

Монастыри Санкт-Петербургской епархии в синодальный период: особенности архитектурного формирования

Реброва, Роксана Викторовна — Санкт-Петербург, 2009

С 1990-х гг. начался процесс возрождения Русской Православной Церкви, долгие десятилетия находившейся в состоянии скрытых или явных гонений, и вследствие этого значительно вырос интерес к храмовому зодчеству. Началось повсеместное возрождение и реставрация монастырей, строительство новых обителей. Активизировались историко-архитектурные и...

Монументальная живопись Марке второй половины XV века: типология и иконография

Старкова, Мария Валерьевна — Москва, 2009

Учитывая специфику развития современной историографии по искусству Раннего Возрождения, а также всю сложность и разнообразие культурной среды кваттроченто, представляется необходимым более углубленное изучение художественного наследия так называемых «малых центров» различных регионов Италии XV века. Ещё малоисследованные на сегодняшний день...

Напольные мозаики средиземноморья: процесс художественной эволюции: IV в. до н.э.- VII в .н.э.

Ларионов, Андрей Иосифович — Санкт-Петербург, 2009

Технологические процессы мозаичного набора мало трансформировались за два тысячелетия; несколько быстрее происходили запросами заказчиков. Это говорит о существовании некоей канонической инерции, которая позволяла сохранять преемственность традиций. Изменения композиционных построений были связаны с переменами в стиле и изобразительных приемах...

Национальное своеобразие интерьера голландского бюргерского дома XVII столетия

Павлова, Юлия Борисовна — Санкт-Петербург, 2009

Изучение интерьера голландского бюргерского дома долгое время оставалось вне области интересов искусствоведов как европейских, так и отечественных. Голландский интерьер как проблема комплексного характера лишь несколько раз косвенно затрагивался в общих трудах западноевропейских историков и культурологов XX века, посвященных культуре Северных...

Образ Н.К. Рериха в отечественном изобразительном искусстве XX века

Кулакова, Елена Станиславовна — Барнаул, 2009

Многомерность феномена личности в целом и личности Н.К. Рериха в частности послужила основанием для использования в её исследовании трудов из различных областей* гуманитарного знания: философии,- культурологи, искусствознания, истории искусства, психологии...

Образы садов и парков в интерпретации русских художников

Давыдова, Ольга Сергеевна — Москва, 2009

Несмотря на относительность вышеприведенных характеристик, на мой взгляд, подходить к анализу садово-парковых композиций художников-символистов без их учета, значит лишить образы внутренней символистской перспективы, с исчезновением которой утрачивается и понимание того духовно напряженного эмоционального контрапункта, который стоит за...

Открытки Общины св. Евгении как художественный проект мастеров объединения "Мир искусства". Проблемы истории и художественной практики

Мозохина, Наталья Александровна — Москва, 2009

Прикладная печатная графика малых форм - это закономерный этап развития графического искусства, завоевавшего уже к началу XX века свою нишу в системе искусств. При этом, так и не сумев до конца самоутвердиться как действительно высокое искусство и как полноценный вид графики, она сумела стать обязательной и непременной соучастницей реальных...

Памятники иконописи в составе частных коллекций. Конец XIX - первая треть XX века

Харлова, Марина Львовна — Санкт-Петербург, 2009

Трудность состоит в том, что методы искусствознания, традиционно используемые для оценки художественного творчества, оказываются неприложимыми к такому явлению как иконопись и не отражают эстетические представления, действующие в этом секторе. С одной стороны, декоративно-прикладной характер ее технологии не подчиняется требованиям академических...

Позднее творчество В.Е. Татлина

Зиброва, Ольга Анатольевна — Санкт-Петербург, 2009

Новая эпоха не оставляла свободы выбора, a priori определяя тематику произведений и средства художественной выразительности. Еще в 1933 году известный критик О.М. Бескин на страницах книги «Формализм в живописи» провозгласил, что «Советская страна лишь в том случае с величайшим вниманием и благодарностью вбирает в себя любое трудовое, творческое...

Проблема классической традиции в искусстве и художественной жизни Франции на рубеже XIX - XX веков

Трусова, Полина Александровна — Москва, 2009

Предметом исследования является возникновение и распространение интереса к классической традиции в художественной жизни Франции на рубеже XIX-XX веков, конкретные аспекты многообразной дискуссии на эту тему, а также практические выводы из теоретической дискуссии о классической традиции, сделанные Морисом Дени...

Проблема творчества Антуана Ватто в контексте традиций западноевропейского искусства XVII в.

Белова, Юлия Николаевна — Москва, 2009

Трудность изучения наследия художника заключена в отсутствии, во-первых, подписи автора на подавляющем большинстве произведений, во-вторых, авторских датировок, в-третьнх, авторских названий произведений. Кроме того, к настоящему времени сохранилось крайне мало эпистолярного и документального наследия об обстоятельствах жизни и творчества...

Проблемы "нон-финито" в творчестве Николая Ивановича Фешина

Серяков, Дмитрий Геннадьевич — Москва, 2009

В истории искусств зарождение художественного принципа «нон-финито» (от итальянского поп йпко - неоконченное) принято относить к творчеству крупнейших мастеров Возрождения - Микеланджело и Леонардо да Винчи. Однако до сих пор не утихают споры по поводу того, намеренно Микеланджело добивался эффекта незаконченности отдельных произведений, или же не...

Программа монументальной декорации итальянских дворцов XVI века. Мифологизация личности заказчика

Расторгуев, Василий Алексеевич — Москва, 2009

Поэтому всякая попытка восстановить логику замысла художественного произведения, в особенности такого крупного, как фресковый цикл, может потребовать найти принципы, лежащие в основе его создания. И наоборот, лишь внимательное изучение самого памятника...

Репрезентация современного искусства в музее

Костриц, Филипп Андреевич — Санкт-Петербург, 2009

Для художественного музея она связана, прежде всего, с моментом выбора новых стратегий репрезентации, поскольку традиционные приемы показа уже не всегда отражают суть искусства. Особенность ситуации в том, что в своем завершенном виде определение искусства как большого вопроса, как «вещи в себе», стало тождественно его репрезентации в пространстве...

Репрезентация современного искусства в музее. Теоретические и практические аспекты

Костриц, Филипп Андреевич — Санкт-Петербург, 2009

Музей в этих условиях оказывается именно тем местом, где осуществляется такая репрезентация, где происходит превращение артефакта в произведение искусства, где формируются варианты «рассказа» о художественном процессе и складывается многоуровневая система его интерпретации...