Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Духовная музыка Дж. Б. Перголези и неаполитанская традиция

Панфилова, Виктория Валерьевна — Москва, 2010

Исследование духовной музыки композитора связано с решением ряда проблем. Важнейшая из них - вопрос о стиле духовных сочинений Перголези, появившихся в период, когда церковные жанры и оратория испытывали значительное воздействие оперы. Вопрос о сочетании «церковного» и «театрального» стилей актуален для всех произведений композитора, рассмотренных...

Жанр марша и его воплощение в симфонической музыке конца XIX - первой половины XX веков

Никольская, Ольга Анатольевна — Москва, 2010

Среди множества европейских бытовых жанров марш представляется одним из самых фундаментальных по степени своего «участия» в смыслообразующих процессах музыки. Степень гибкости и возможности адаптации этого жанра к различным эпохам и стилям практически неисчерпаемы. В каждую эпоху возникает своя, специфическая ситуация взаимодействия марша с...

Жанровый стиль кантаты эпохи романтизма

Панкратова, Ольга Владимировна — Ростов-на-Дону, 2010

Для анализа выбраны произведения, которые редко попадают в поле зрения исследователей. Они оказались в разряде «раритетных» по разным причинам: в случае с «Рай и Пери» Шумана роковую роль сыграла идеологи ческая переориентация оратории1 в гитлеровской Германии2; кантата «Ринальдо» Брамса почти полностью исчезла из репертуара исполнительских...

Жанр реквиема в отечественной музыке

Студенникова, Светлана Владимировна — Оренбург, 2010

Художественное творчество в русской культуре всегда было связано с духовно-нравственной проблематикой. Вторая половина XX века с полным основанием может быть названа временем духовного Ренессанса. Ощущение жизни как вселенской трагедии стало преобладающим в содержании современного искусства. «XX век войдет в историю как век трагический...

Западноевропейский романтический принцип монотематизма в контексте теории метаморфоз И.В. Гете

Ярош, Ольга Владимировна — Новосибирск, 2010

Новая картина мира повлекла за собой изменения в научной методологии. Не имея в виду исчерпывающего освещения проблемы, отметим, что в XX веке широкое распространение получили системные методы; осознание односторонности любого метода привело к изучению проблем интерпретации, истолкования; вследствие сближения разных областей знания при...

Звуковой образ в современных музыкальных фонограммах

Шлыков, Василий Анатольевич — Москва, 2010

Проблема звукового образа в современных фонограммах остается пока весьма малоисследованной. Если литература, посвящённая техническому обеспечению звукозаписи, обширна, то с данной проблематикой связан один труд: Гибсон Д. Искусство микширования. Наглядное руководство по звукозаписи,3 в котором рассматривается возможность визуализации критериев...

Ирмосы Великого канона в сербской и русской церковно-певческих традициях

Рашкович, Ана Драгославовна — Нижний Новгород, 2010

Материалом исследования являются нотные сборники знаменного, московского, киевского, сербского распевов, старообрядческие рукописи, выполненные пометной знаменной нотацией, а также греческие и болгарские сборники с хрисанфовой нотацией (греческий распев рассматривается, поскольку он является частью современной сербской традиции). Используются...

Исполнительская интерпретация музыки второй половины XX века

Мятиева, Наталья Атаевна — Москва, 2010

Проблема исполнительской интерпретации является сложной, неоднозначной и недостаточно изученной, несмотря на то, что к ней обращались многие музыканты-исследователи и практики. Особенно ярко это проявляется в отношении музыки второй половины XX в., которая в аспекте особенностей интерпретации прежде не рассматривалась. Музыка исследуемого периода...

Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой

Долгушина, Марина Геннадьевна — Вологда, 2010

Немало лакун остается в современных представлениях о вокальной культуре 1830-1840-х годов. Даже предварительное знакомство с сохранившимися нотными текстами позволяет судить о том, что творчество классиков и признанных мастеров жанра в контексте целостной панорамы вокального музицирования этих лет представляет собой чрезвычайно значимую, но отнюдь...

Камерно-вокальная музыка венских классиков. К проблеме генезиса и эволюции жанра

Тарасов, Сергей Васильевич — Саратов, 2010

Так, например, И. Гайдну - старшему из плеяды, принадлежат 47 песен для голоса с сопровождением и более 400 обработок шотландских, ирландских и валлийских песен, В.А. Моцарту - около 30 песен для голоса с сопровождением (а также большое число ариетт и концертных арий), JI. Бетховену — около 90 сольных песен с сопровождением клавира и около 170...

Камерно-вокальные и вокально-сценические произведения: творческая практика композитора

Приходовская, Екатерина Анатольевна — Новосибирск, 2010

Предполагаемым результатом взаимодействия вербального, музыкального и вокально-технического комплексов средств выразительности является органическое единство слагаемых вокального произведения, при условии возможного преобладания того или иного комплекса, что...

Камерно-инструментальные жанры в музыке для виолончели и фортепиано первой половины XX века

Биджакова, Наталия Леонтьевна — Ростов-на-Дону, 2010

Известно, что виолончельное исполнительство в своих истоках связано с ансамблевыми жанрами. По словам Е. Браудо, этот инструмент первоначально «употреблялся исключительно для простого басового сопровождения, и только в конце XVII столетия итальянцы начинали применять его в качестве сольного инструмента и создавать для него самостоятельную...

Квартетное творчество Д.Д. Шостаковича

Бочарникова, Валентина Сергеевна — Санкт-Петербург, 2010

Квартет выступает одной из ведущих областей творчества Шостаковича. Композитор возрождает традиции жанра и выводит струнный ансамбль на качественно новую ступень...

Колокольный звон в России: традиция и современность

Тосин, Сергей Геннадьевич — Новосибирск, 2010

Значение колокольного звона в жизни государства трудно переоценить. Пройдя сложный путь самоутверждения, он стал своеобразным ауди-альным символом России — таким же ярким и самобытным, как русская народная песня или знаменный роспев. Поэтому вполне объясним тот исключительный интерес, который проявляли и проявляют к колокольному звону...

Константин Георгиевич Мострас: творческое и педагогическое наследие

Суханова, Татьяна Борисовна — Москва, 2010

Фигура Константина Георгиевича Мостраса бесспорно занимает одно из самых значительных мест в истории отечественного скрипичного искусства. Выдающийся педагог, исполнитель-ансамблист, автор значительного числа методических трудов и пособий, редактор произведений скрипичной литературы, композитор - широкий диапазон деятельности, выходящей за рамки...

Концертмейстерская практика русских композиторов XIX - начала XX вв.

Юдин, Александр Наумович — Санкт-Петербург, 2010

Слово концертмейстер стало соотноситься с пианистом сравнительно недавно. Первоначально оно имело ввиду исключительно музыканта, возглавлявшего группу инструментов, или «первую скрипку» оркестра. В функции концертмейстера входила настройка инструментов и другие аспекты подготовки музыкантов к репетиционной работе или концертному исполнению...

Личная библиотека П.И. Чайковского как источник изучения его творческой биографии

Айнбиндер, Ада Григорьевна — Москва, 2010

Особая трудность при современном пересмотре и переоценке многовекового наследия русской музыкальной культуры — ее «золотой» XIX век. Острота и сложность проблемы объясняются тем, что речь идет о самом, казалось бы, исследованном, часто звучащем и наиболее близком от нас по времени периоду русской музыки. Но именно он был изрядно мифологизирован...

Между логикой и парадоксом

Высоцкая, Марианна Сергеевна — Москва, 2010

В ситуации, когда отсутствует общий стилевой знаменатель и размыты эстетические критерии, едва ли не единственным ценностным ориентиром становится деятельность творца, а наиболее актуальной методикой приобщения к духу и проблематике времени — хотя бы частичное проникновение в суть того, что составляет феномен художественной персоналии...

Микрохроматика в системе современного музыкального мышления

Никольцев, Илья Дмитриевич — Москва, 2010

...

Микрохроматика И. Вышнеградского: история, теория, практика освоения

Гуренко, Наталья Анатольевна — Екатеринбург, 2010

Призыв разорвать какие-либо отношения с художественным опытом прошлого содержится в манифестах начала XX века: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., проч. с Парохода современности» [104, с. 99]. Хотя авангард не мог быть абсолютно лишён связей с той или иной традицией. В этом случае уместней всего говорить о тяге авангардистов к...