Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02
Претворение литургических традиций в духовной музыке Георгия Свиридова
Федулова, Елена Анатольевна — Б.м., 2010С другой стороны, во многом усиление интереса к религиозной культуре было связано с двумя важнейшими историческими событиями: торжественным празднованием 1000-летия христианства на Руси и 2000-летия Рождества Христова. При этом к XXI веку число разнообразных жанров, в которых композиторы создавали духовные сочинения, только увеличивается. Авторы...
Причетные формы мордвы-эрзи в бассейне реки Суры Среднего Поволжья
Шамова, Лилия Николаевна — Санкт-Петербург, 2010И. Семейно-бытовые обрядовые песни и причитания: 1) свадебные песни и причитания (свадъбанъ морот, лайшемат), коллективные благопожелания (паштянгот), корильные и величальные песни (парявтнемат), свадебные плясовые (свадъбанъ киштыма морот), одиночные песни* свахи (кудаванъ морот), причитания невесты (урнемат, аваркшнемат); 2...
Проблема гармонии в поздних сочинениях Карло Джезуальдо
Григорьева, Маргарита Александровна — Москва, 2010Г.Уоткинс [133], кроме того, отмечает ряд «внешних» приемов гармонического языка Джезуальдо: хроматизм и диссонанс, как выразительная характеристика слова («мастер напряженного аффекта»), использование большого количества хроматических звуков и возникающего на их основе большого количества гармонических прогрессий, которые наряду с разнообразием...
Проблема формы в русской народной песне
Савельева, Нина Михайловна — Москва, 2010В то же время фольклор всегда оставался особым видом искусства, «замкнутой и своеобразной.музыкальной системой. со своим творческим методом. и особыми приемами оформления [6, 102\ В народном творчестве, в его художественной образности тесно переплелись практическая и духовная формы освоения мира, бытовые, познавательные и эстетические функции [48...
Проблемы жанра современной симфонии на примере творчества Ю.В. Воронцова и А.В. Чайковского
Черняева, Алла Леонидовна — Саратов, 2010Таким образом, исследование обладает еще одним срезом актуальности, связанным с необходимостью оценки функционирования жанра на уровне индивидуального авторского стиля...
Проблемы музыкального строя в начале нового времени
Клишин, Александр Геннадьевич — Москва, 2010Другая сторона проблемы связана с особенностями мышления, музыканта, воспитанного в европейских культурных традициях Нового времени. Всякая музыка воспринимается! нами как письменно зафиксированный текст. При этом ускользают от исследовательского взора и, вследствие этого, кажутся малозначимыми, такие существенные вещи, как...
Ритмический строй вокально-инструментальных сочинений С. Сайдашева
Хасанова, Алсу Наилевна — Казань, 2010Исследуя различные проблемы татарской композиторской музыки, авторы единодушно сходятся во мнении относительно репрезентант ее национальной самобытности, видя их прежде всего в особенностях организации элементов музыкального языка. Считается, что в татарской профессиональной культуре репрезентанты национального существуют в тесной взаимосвязи с...
Ритмический строй музыкально-поэтического фольклора татар-мусульман Волго-Уралья
Смирнова, Елена Михайловна — Санкт-Петербург, 2010Разногласия касаются как вопросов типологических, связанных с определением ритмической природы татарских традиционных напевов, так и вопросов частного порядка, касающихся, например, принципов сегментации ритмических структур. Не являются исключением и вопросы методологические, от решения которых авторы зачастую отказываются, ограничиваясь скупым...
Русская кантата "на случай" конца XIX - начала XX века: поэтика жанра
Крылова, Вера Дмитриевна — Москва, 2010Степень изученности темы. В различных научных и исторических трудах, где, так или иначе, затрагиваются вопросы, связанные с жанром кантаты, подобные произведения чаще всего оказывается за рамками исследований. И если в литературоведении ситуация, когда панегирики и оды считались литературой, «недостойной» рассмотрения, изменилась уже в начале XX...
Семантика тональности в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова
Бозина, Ольга Аркадьевна — Астрахань, 2010В музыке второй половины XVIII в. проблема семантики приобретает новые оттенки. В эпоху музыкального классицизма происходит завершение языковой типизации, вместе с тем идет процесс индивидуализации музыкального мышления, формируется авторская семантика. Важным фактором обогащения музыкального словаря становится взаимосвязь оперы и...
Сергей Протопопов: композиторское творчество и теоретические работы
Ровнер, Антон Аркадьевич — Москва, 2010Протопопов* является самобытной фигурой в русской- музыке; благодаря» гармоничному . сочетанию: прочной музыкально-теоретической основы? и глубинных эстетических веяний эпохи, в которую! он-творил, ©собый интерес в его творчестве представляет выдержанная система звуковысотнож организации,, построенная; нас ладах Яворского, обеспечивающая...
Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели
Денисова, Зарина Мухриддиновна — Магнитогорск, 2010Г.А. Канчели обратил на себя внимание еще во время занятий в консерватории, а сегодня значимость его композиторского творчества стала общепризнанной. И все же многое в его творчестве еще ждет своего научного осмысления. Возможно, сейчас время для этого пришло...
Синтез музыки, поэзии и живописи в сочинениях Арнольда Шенберга 1908 - 1913 годов
Ницевич, Евгения Вячеславовна — Ростов-на-Дону, 2010На протяжении всей жизни Шенберг осознавал себя Мессией, являющим миру новые пути. В 1913 году в докладе о Малере он, казалось, нашел «формулу Гения», во многом, уже тогда «примеряя» ее на себя: «Сущность гения состоит в том, что он - будущее. Гений светит нам впереди, и мы силимся идти за ним. Его свет невыносим для нас. Мы ослеплены, мы видим...
Скрипичные концерты В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации
Подколзина, Ольга Васильевна — Москва, 2010Отдельно следует назвать книгу Е. Дукова , в которой концерт рассмотрен как явление европейской музыкальной культуры, прослежены его различные проявления от истоков до наших дней. Определенный интерес представила...
Смычковый инструментарий в эволюции европейского исполнительского искусства
Свободов, Валерий Александрович — Санкт-Петербург, 2010Иной ракурс исследовательских интересов, связанных с историей инструментальной культуры, обнаруживают работы Герберта Гейде [541; 542], Иеронима Монтегю [554] и серия научных публикаций «Geschichte der Musik» под редакцией Эрнста Мейера [540], где рассматриваются проблемы возникновения и функционирования музыкального инструментария различных...
Советское музыкальное искусство сталинского периода
Власова, Екатерина Сергеевна — Москва, 2010Многотомное издание «История музыки народов СССР» [217, 216, 212, 213, 214, 215] взяло на себя роль фундаментального и основополагающего труда, в котором была полностью сформулирована концепция еще не закрывшегося исторического времени. Под влияние общепринятых в официальном советском искусствознании позиций попало и зарубежное музыкознание. Так...
Современная китайская опера
Чжан Личжэнь — Санкт-Петербург, 2010Необходимость научного осмысления изучаемой проблемы обусловлена тем, что успешность овладения китайскими композиторами основ и опыта сценического воплощения европейской оперы, ставшей в настоящее время общемировым явлением музыкальной культуры, зависит, прежде всего, от понимания исторически обусловленных различий китайской и европейской культур...
Старообрядческая богослужебно-певческая культура
Денисов, Николай Григорьевич — Санкт-Петербург, 2010Специфика этой культуры определяется вероучением и самосознанием ее носителей, склонным к консерватизму, что прослеживается на всех уровнях, в том числе и на музыкальном...
Творчество Сергея Слонимского 1990 - 2000-х годов
Черноморская, Светлана Леонидовна — Москва, 2010Отношение к феномену позднего творчества различно, а его художественные результаты в разных случаях совершенно несопоставимы: иногда эта пора реализуется композитором как высшая кульминационная точка творчества, в других случаях свидетельствует о регрессе. Достаточно привести лишь некоторые противоположные высказывания. Теодор В. Адорно, исследуя...
Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера
Исупова, Татьяна Семеновна — Санкт-Петербург, 2010В панораме развития западноевропейской музыкальной культуры с именем Веркмайстера связывают возникновение равномерной темперации Но парадокс заключается в том, что ни один из вариантов темперации, которые были предложены им, по существу не являл собой образец равномерно-темперированного строя. Поэтому вопрос о взаимоотношениях...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- ...
- 94
- Следующая страница »