Диссертации по искусствоведению, автореферат и диссертация на тему Музыкальное искусство Специальность ВАК РФ: 17.00.02

Проблемы интерпретации камерно-вокального творчества Д. Д. Шостаковича

Ярешко, Милаида Семеновна — Москва, 2000

Именно его камерно-вокальные произведения имеют не только лирическую направленность, изначально свойственную этому жанру, но и содержат широкий спектр образных пластов: злое шаржирование, насмешку над глупостью и мещанством, а в конечном итоге - разоблачение зла и утверждение вечных ценностей. Такая концептуальная направленность вокальной музыки...

Пути развития фортепианной миниатюры втворчестве apмянских композиторов 20 века.(К проблеме эволюции музыкального языка, фактуры,принципов формообразования, жанровой и образной структуры)

Ананян, Карен Арменович — Ереван, 2000

Армянская фортепианная музыка — одна из важнейших областей национального композиторского искусства. В ней представлен достаточно широкий и многогранный спектр самых различных стилевых тенденций, присущих в целом инструментальной музыке — и камерной, сольной и оркестровой, симфонической. Внутри же самой фортепианной музыки выделяются, как известно...

Пути становления и развития отечественной музыкальной фольклористики в начале XX века

Смирнов, Дмитрий Владимирович — Москва, 2000

Наличие в истории собирания и изучения музыкального фольклора двух качественно различных периодов, связанных со слуховым и техническим способами фиксирования материала, отмечается некоторыми исследователями [Назина, 1998, с. 8]. Известно, что технический способ в виде использования звукозаписи открыл невиданные ранее возможности в изучении...

Развитие органной музыки в 60-е - 90-е годы XX века

Курбанов, Алексей Эльбертович — Санкт-Петербург, 2000

В последнее десятилетие вопросы российской органной культуры начинают привлекать внимание и зарубежных исследователей. Так, в 1991 г. Валькеровский фонд ( г. Клейнблиттерсдорф, Германия) издает коллективный сборник статей германских и российских музыковедов под общим названием «Органостроение и органная музыка в России». В 1992 г. известный...

Ритмика армянской музыки

Джагацпанян, Карине Азатовна — Москва, 2000

В творчестве армянских композиторов новые тенденции наиболее острую концентрацию получили начиная с 60-х годов XX в. Активизация в современной музыке всех средств выразительности и, в частности ритма, как одного из существенных "деталей" ее, - заново подняла перед исследователями целый ряд по-новому актуальных (и не до конца решенных) проблем...

Русская историческая опера XIX века

Неясова, Ирина Юрьевна — Магнитогорск, 2000

Однако вскоре за стремительным взлетом в западноевропейской опере последовал период долгого спада и почти полного отхода от исторической тематики, продолжавшийся почти до 30-х годов XX века. Он нарушался лишь отдельными вспышками интереса к исторической теме, обусловленными в основном попытками самоутверждения молодых национальных оперных школ...

Русская опера последней трети ХХ века (вопросы эволюции жанра)

Баева, Алла Александровна — Москва, 2000

В отечественном музыкальном искусстве XX столетия есть области, до сих пор не получившие многостороннего освещения. К ним относится опера его последней трети. Она сфокусировала многие важные тенденции своего времени, продемонсгрироваларасширяющиеся возможности жанра и внесла ряд принципиальных акцентов в осмысление его потенциала. Между тем в силу...

Савой-опера Гилберта и Салливена

Поляновская, Яна Маркусовна — Санкт-Петербург, 2000

История жанра оперетты может считаться относительно завершенной, в отличие, к примеру, от жанров оперы или балета. Продуктивный промежуток жизни этого театрального жанра простирается на длину всего лишь одной человеческой жизни: с 50-х годов XIX до 30-х годов XX века. Для Савой-оперы он еще более краток: обозначим его как 1875-1896, где 1875 - это...

Свадебная причетно-песенная традиция русских старожилов Сибири

Урсегова, Наталья Александровна — Новосибирск, 2000

Фольклорная культура Сибирского региона всегда была в поле зрения столичных собирателей и организаций. Неоднократно в Сибирь направлялись экспедиции, организованные фольклористами Московской госконсерватории (экспедиции 1939-1957 гг. в различные районы Красноярского края, 1958-1962 гг. в Иркутскую область, в конце 70-х - начале 80-х гг. на Алтай...

Св. Амвросий Медиоланский и его гимны

Жданова, Александра Николаевна — Новосибирск, 2000

В России едва ли не единственным опытом исследования христианской музыки этого периода является монография Е. В. Герцма-на "Гимн у истоков Нового Завета". Но здесь объектом внимания в большей степени становится влияние на складывающуюся музыкальную культуру христианства процессов общекультурного характера, а не вопросы, связанные с конкретными...

Семантика музыкальной композиции

Куприянова, Людмила Аркадьевна — Магнитогорск, 2000

Термин «музыкальная форма» в музыковедении многозначен. Ю. Холопов, предпринявший детальное исследование данного явления (281,14-15) выявил, по меньшей мере, десять его возможных значений — от общефилософского, эстетического до сугубо технологического аспектов. В музыковедении эти крайние полюсы традиционно отражались через два ключевых понятия...

Семантические процессы в музыкальной теме

Шаймухаметова, Людмила Николаевна — Москва, 2000

В рамках семиотического подхода в процессе исследования автор опирался на взаимодействие аналитических методов исторического и теоретического музыкознания. На стадии обработки обширного материала оказался необходимым и индуктивно-эмпирический метод, что объясняется недостаточной разработкой проблем музыкального семиозиса на конкретном уровне...

Серийная идея и ее реализация в композиции Пьера Булеза

Иванова, Ирина Викторовна — Москва, 2000

Стремление к подлинности музыкального выражения для Булеза было связано с созданием новых основ музыкального мышления, выразившихся в виде оригинальной системы. Ее изложению посвящены авторские статьи и целый музыкальный трактат, а реализации -конкретные музыкальные композиции. В создании своей системы Булез отталкивался от додекафонии Шенберга...

Симфония в творчестве Аскольда Мурова

Пыльнева, Лада Леонидовна — Новосибирск, 2000

В этом плане необходимо разграничить часто смешиваемые понятия регион и провинция . Очевидно, что если за термином регион сохранилось территориальное значение, то понятия провинция, провинциальный, провинциализм со временем приобрели негативный оценочный смысл, символизируя отрицательное отношение к новаторству, что, с одной стороны, способствует...

Система осмогласия в русской Литургии конца XVII - начала XVIII веков

Гурьева, Наталия Валерьевна — Москва, 2000

Некоторые исследователи русского церковного пения продолжают и сейчас придерживаться мнения о том, что в знаменном роспеве есть только негласовые варианты Единородного, Херувимской, Достойно и других главнейших песнопений Литургии. Однако, например, в Синодальном издании Обихода напечатана знаменная Херувимская шестого гласа. Значит, справедливо...

Славянский космос в поздних операх Н. А. Римского-Корсакова

Скрынникова, Ольга Анатольевна — Москва, 2000

Мы специально проецируем наиболее контрастные, если не сказать - полярные, антиномии эпохи - миросозерцание философов Русского Духовного Ренессанса и художников-примитивистов предреволюционного десятилетия - на последние творения мастера, чтобы лишний раз подчеркнуть, насколько художественный мир композитора был открыт «всем ветрам» начала XX века...

Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей

Слуцкая, Лариса Евдокимовна — Москва, 2000

Объект исследования: процесс профессиональной (музыкально-исполнительской) подготовки учащихся пианистов в единстве и внутренней взаимосвязи его составляющих...

Сонаты для скрипки и фортепиано азербайджанских композиторов (вопросы стиля и интерпретации)

Алиярова, Наргиз Рамиз кызы — Баку, 2000

Со второй половины 40-х годов азербайджанские композиторы начинают уделять внимание инструментальной сонате, как одному из жанров камерно-инструментальной музыки, требующей более серьезной, углубленной и детализированной работы. Сонатный жанр привлекает авторов своей возможностью воплощения конфликтно-контрастного содержания и одновременно его...

Становление инструментовки-науки и ее развитие в отечественном музыкознании XX века

Дунаев, Леонтий Федорович — Москва, 2000

Так, представления об инструментовке Г.Берлиоз связывает с умением "поручать каждому инструменту исполнить только то, что наилучшим образом соответствует его природе и впечатлению, которое надлежит произвести", с умением "так сочетать инструменты, чтобы звучность одних умерялась звучностью других и чтобы в результате этого оказалось возможным...

Стилевые истоки творчества Н. Паганини

Берфорд, Татьяна Валерьевна — Санкт-Петербург, 2000

Наибольшую ценность из перечисленных жизнеописаний представляет первая биография артиста, созданная Шоттки: в течение нескольких месяцев 1828 г. ее автор находился в непосредственном контакте с Паганини, который фактически инспирировал ее написание. Последовавшие за нею биографические штудии других исследователей в той или иной степени опирались...