Диссертации по культурологии, автореферат и диссертация на тему Теория и история культуры Специальность ВАК РФ: 24.00.01
Русская дворянская усадьба в контексте ментальности отечественной культуры
Попова, Мария Сергеевна — Москва, 2004Наш интерес будет сосредоточен на феномене русской дворянской усадьбы в контексте ментальности отечественной культуры. При комплексном культурологическом подходе становится очевидным, что усадьбы - это не просто «дворянские гнезда», но своеобразные центры формирования, развития и сохранения доминантных черт отечественной культуры. Усадьбы были...
Русская смеховая культура
Пешкова, Алла Владимировна — Москва, 2004Во-вторых, смех имеет актуальное значение для осмысления истории культуры образа жизни в целом. Обличая зло, освещая обширные пласты человеческой жизни, модели поведения, типы личности, смеховая культура не только описывает современное ей общество, но и дает ему нравственную оценку, важную для понимания сущности культуры в целом...
Русские ереси как явление культурного перелома рубежа XV-XVI веков
Крапчунов, Даниил Евгеньевич — Великий Новгород, 2004Определенный разрыв преемственности в религиозной культуре затрудняет адекватное восприятие этих ценностей. На протяжении многих десятилетий темы, связанные с историей Русской Церкви и православной духовностью, находились под запретом. Это привело к потере четкой вероисповедальной самоидентификации большинством современников и распространению...
Русские рукописные травники XVIII века как феномен культуры
Ипполитова, Александра Борисовна — Москва, 2004Таким образом, с XVI в. можно говорить о сосуществовании в русской культуре двух комплексов «естественнонаучных» представлений: книжного, во многом имеющего...
Самосознание сообщества российских мартинистов и розенкрейцеров в отечественной культуре последней четверти XVIII в.
Сагалакова, Галина Анатольевна — Барнаул, 2004По мнению большинства исследователей, сообщество отечественных мартинистов и розенкрейцеров вырабатывает идеологическую систему российского масонства, определяет основной вектор просветительской работы в русском обществе XVIII в. и, тем самым, формирует основные направления развития духовной культуры России4. Данное сообщество осознает свое...
Семантика изобразительного ряда на предметах быта славян
Пахомова, Анна Валериевна — Москва, 2004Тема имеет еще один актуальный аспект. В современном российском обществе постоянно возрастает интерес к культурным истокам. Выяснение вопроса о происхождении русской культуры, «о корнях», создает условия для более глубокого изучения и освоения ее всеми, кто в этом заинтересован, помогая комплексному освещению основ мировоззрения и культурной...
Семантика крестьянского дома в культуре Русского Севера
Пермиловская, Анна Борисовна — Санкт-Петербург, 2004Все это определило характер северорусской ментальности, сохранившей до начала прошлого века устойчивые черты и традиционные ценности русской культуры, дополненные региональной спецификой...
Семантика образа Белого старца в традиционной культуре монгольских народов
Неманова, Элеонора Аллековна — Улан-Удэ, 2004Белый старец является в настоящее время одним из самых популярных фольклорных образов, выступая в новогодних торжествах покровителем всего бурятского народа...
Семантика ритуальных игр в традиционной культуре семейских Забайкалья
Семенова, Мария Владимировна — Улан-Удэ, 2004Игры рассматриваются в работе как механизм объединения двух миров - сакрального и профанного: действуя в поле сакрального, они обеспечивают функционирование профанного. Это определяет следующие признаки ритуальной игровой формы: имитация реальной трудовой деятельности — осуществление совместной деятельности по ** поиску выхода из кризисной...
Семиозис в художественной культуре Чань
Ширапова, Гырылма Валерьевна — Улан-Удэ, 2004Чань-буддизм прежде всего как религиозное и философское течение в результате приспособления к особенностям китайской культуры постепенно стал восприниматься как некая система взглядов, не противоречащая традиционной идеологии Срединной империи. Адаптация буддизма Чань на этнической почве существенно повлияла на все сферы бытия китайского общества...
Символ креста в истории культуры
Осташова, Наталья Владимировна — Санкт-Петербург, 2004В истории культуры символ креста явился соединением «верха» и «низа», тленного и вечного планов бытия. Различные формы креста были символом власти и могущества, надежды на спасение во многих древних культурах...
Синергизм науки и искусства в культуре Возрождения
Ибрагимова, Оксана Васильевна — Нижневартовск, 2004Философское понимание творчества в целом имеет характер феноменологический. Свободное творческое восприятие находится за рамками конфессиональных ограничений, оно обнаруживает мистичность в сотворении Вселенной самой себя. Эта мистичность описана многими философами, как античности, так и современности. Но ни одна концепция не обходится без...
Синтез мифопоэтической и христианской образности в древнерусской культуре
Свиридова, Любовь Олеговна — Санкт-Петербург, 2004Активное укоренение восточнохристианской традиции осуществлялось в процессе перевода корпуса византийских гимнографических текстов на церковно-славянский язык и завершилось с созданием собственно древнерусской гимнографии, представляющей письменную ветвь культуры. Это, в свою очередь, означает, что творческое освоение восточнохристианской...
Система музыкально-культовых канонов в европейской культуре
Лесовиченко, Андрей Михайлович — Новосибирск, 2004Неудивительно, что многие авторы, занимаясь изучением явлений искусства, могущих быть отнесёнными к каноническому творчеству либо вообще обходят эту возможность, либо констатируют каноничность того или иного явления, но не углубляются в суть вопроса...
Смена художественно-образовательных парадигм в культуре общества
Ершова, Наталья Наврузалиевна — Москва, 2004Культурологическое исследование обладает возможностью генерализировать знания психолого-педагогической, исторической, искусствоведческой и других областей с тем, чтобы не только дать обобщенную характеристику данному явлению как элементу художественной культуры, но и выявить новые аспекты художественной деятельности, показать обусловленность смены...
Смех как социокультурный феномен
Сычев, Андрей Анатольевич — Саранск, 2004Смех играет важную роль и в осмыслении динамики развития социальных отношений. Вступая в диалог с прошлым, он позволяет понять настоящее и найти возможные пути выхода из кризисных ситуаций современности. Для российского общества этот диалог важен и перспективен: обличая носителей самомнения и самодовольства (вплоть до субъекта осмеяния), выступая...
Смеховые начала средневековой культуры: Запад и Русь
Кравченко, Юлия Ивановна — Ростов-на-Дону, 2004Отсюда зачастую вытекает непонимание смысла и недооценка значения этой культуры, в то время как исследование смеховых начал культуры как неотъемлемой ее части, мировоззренческой ценности карнавала и сопоставление различных смеховых традиций позволяет воссоздать целостное представление о культуре эпохи средневековья и Ренессанса...
Советская реклама как социокультурный феномен
Касьяненко, Анастасия Анатольевна — Кемерово, 2004Рассмотрение рекламы в контексте советской культуры позволит значительно расширить представления о том обществе, в рамках которых советекая реклама существовала. Адекватное отражение движущих причин развития и функций рекламы позволит более детально осветить социодинамику советского общества, выявление специфических черт советской рекламы позволит...
Советская художественная культура периода 30-х - 80-х годов XX века
Конев, Валерий Павлович — Новосибирск, 2004Смена цивилизационных оснований российского общества не привела к ожидаемому «реформаторами» «небольшевистскому» преодолению и вытеснению культуры, созданной в советское время. Итоги развития постсоветского искусства оказались неутешительными. Подъема в условиях желанной ранее свободы не произошло. Более того, пышным цветом расцвели «русские цветы...
Современный культурно-цивилизационный кризис: опыт культурологического анализа
Розанова, Анастасия Анатольевна — Томск, 2004Сейчас много говорят и пишут об изменении окружающей среды, природы, но основная проблема заключается в том, что происходят глобальные изменения в самой онтологической природе человека, в его внутреннем, духовном мире, что неизбежно ведет не только к экологической, но и антропологической катастрофе. По нашему мнению, важнейшей причиной кризисного...
- « Предыдущая страница
- 1
- ...
- 130
- 131
- 132
- 133
- 134
- ...
- 177
- Следующая страница »