Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Фольклористика Специальность ВАК РФ: 10.01.09

Стилевое варьирование в героических сказаниях Н. Улагашева

Конунов, Аркадий Алексеевич — Москва, 2008

Одним из талантливейших алтайских сказителей-кайчы был Николай Улагашевич Улагашев, исполнитель героических сказаний, сказок, народных песен. Если судить по нашим временам, то слава к сказителю-кайчы пришла поздно, ему было 76 лет, когда его сказительский талант получил более широкую известность. Он по праву считается выдающимся хранителем устного...

Структурообразующая роль народного календаря в цикле Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Полякова, Ангелина Александровна — Москва, 2008

Фолыслоризм произведений Гоголя, в особенности ранних его работ, является наиболее изученной литературоведами и фольклористами стороной творчества писателя. С самого выхода цикла «Вечеров.» в...

Фольклор как художественный и духовно-философский феномен эстетических исканий поэтов-романтиков

Федотова, Линда Владиславовна — Майкоп, 2008

Романтизм как господствующее направление постепенно утверждается в английском искусстве в 1790 - 1800-х годах. Это был интенсивный период, ознаменовавшийся целым рядом катаклизмов: Французской революцией, чередой войн, сменой общественных формаций, религиозными распрями. Рубеж веков, переломные моменты развития цивилизации, ставящие человека в...

Фольклор сибирско-белорусской семьи в смене ее поколений

Малахова, Елена Петровна — Челябинск, 2008

Однако в настоящее время возможность изучения традиционной культуры в региональном/локальном аспекте осложняется её распадом и угасанием. Кризисное состояние, в котором сегодня находится село/деревня/район и, соответственно, традиционный фольклор, не позволяет зачастую раскрыть картину его функционирования во всём объеме...

Эпитет в адыгском песенно-стихотворном фольклоре

Машукова, Марьяна Хаутиевна — Майкоп, 2008

Предметом исследования являются опубликованные и архивные материалы, полевые записи адыгских народных песен разных жанров от героического эпоса и обрядовой мифологической поэзии до современной лирики...

Башкирский народный эпос "Алпамыша и Барсынхылу"

Ягафаров, Ринат Галимьянович — Казань, 2007

Устное народное творчество - неотделимая часть национальной культуры каждого народа. Передаваемое из поколения в поколения в течение веков, это наследие отражает историю и быт, эстетические взгляды и идеалы...

Восточнославянские мифологические рассказы о змеях. Систематика. Исследование. Тексты

Козлова, Наталья Константиновна — Москва, 2007

Автор статьи В.В. Иванов справедливо отмечает: «Если в архаических мифологиях роль змея, соединяющего небо и землю, чаще всего двойственна (он одновременно и благодетелен, и опасен), то в развитых мифологических системах (где змей часто носит черты дракона, внешне отличающегося от обычной змеи) нередко обнаруживается прежде всего его отрицательная...

Восточнославянские песни в Башкортостане

Ахатова, Фарида Габдулхаевна — Москва, 2007

На протяжении XX столетия Республика Башкортостан находилась в общем потоке миграционных процессов, охвативших страну. Особенно активные миграции наблюдались внутри Вол го-Уральского региона. Переселенческое движение коснулось также народов Балтии, СНГ, Кавказа, Средней и Юго-Восточной Азии1...

Героический эпос "Джангар": поэтические константы богатырского жизненного цикла

Хабунова, Евдокия Эрендженовна — Элиста, 2007

Во всех версиях эпоса «Джангар» выявлена поэтическая константа «рождение богатыря», которая состоит из ряда малых констант: «появление на свет», «эпическое одиночество», «богатырское детство», «сиротство», «пуповина», «имянаречение», «богатырь в колыбели». Анализ малых констант выдает уже другую картину: разное вербальное воплощение одних и тех же...

Героический эпос хакасов: тематика и поэтика

Чистобаева, Надежда Степановна — Новосибирск, 2007

Предметом исследования определена поэтико-стилевая система эпоса, куда входят тематика и композиция алыптых нымахов, а также типические места, эпические формулы, художественно-изобразительные средства...

Дастан "Туляк и Сусылу": тюрко-татарские варианты

Фахрутдинова, Алена Ришатовна — Казань, 2007

Дастан «Туляк и Сусылу» известен по татарским, башкирским вариантам. Это дает возможность изучать их в сопоставительном плане. В татарской фольклористике отсутствует специальное исследование, раскрывающее особенности этого древнего памятника тюркских народов...

Жанровое своеобразие песенно-музыкальных традиций татар Тюменской области

Сурметова, Луиза Раисовна — Казань, 2007

Традиционная культура татар Сибири издавна привлекала внимание исследователей. Наиболее ранние сведения о культуре и быте сибирских татар можно найти в трудах знаменитых европейских путешественников XIII в. Жана Плано Карпини, Гильома Рубруквиса и Марко Поло. Уже в XVI...

Заговоры в обряде первого выгона скота: принципы варьирования и стратегии текстопорождения в устной и письменной традиции

Федосова, Ксения Александровна — Москва, 2007

Чтобы по возможности устранить разрыв между исследовательской моделью и реальностью самого объекта, кажется необходимым обратиться к фигуре самого носителя традиции. Ведь в системе культуры именно она придает осмысленность и направленность вариациям, можно сказать, определяет их телеологию. С ней связано понятие «стратегия текстопорождения...

Календарная обрядовая поэзия Брянского края

Гаврищук, Марита Леонидовна — Орел, 2007

Календарно-обрядовая поэзия при всех неизбежных эволюционных изменениях относится к тому пласту народного творчества, который в силу своей консервативности, обусловленной его принадлежностью к обряду и производственно-магической направленностью, отличается устойчивостью содержания и формы, о чем свидетельствует сопоставление записей, сделанных на...

Концепт греха в структуре фольклорного произведения

Брилёва, Ирина Сергеевна — Москва, 2007

М. Мосс (исследователь первобытных культур, один из основателей социальной антропологии) в качестве существенной черты архаического мышления, определяющей во многом нормы поведения, рассматривает. принцип договора, обмена и взаимности: «Одной из первых групп существ, с которыми людям пришлось вступать в договоры и которые по природе своей были...

Мифологические персонажи в прозаическом фольклоре рутульцев

Ильдарова, Эмма Шахбановна — Махачкала, 2007

Рутульцы проживают в долинах рек Самур, Кара Самур (села Шиназ, Ихрек, Мюхрек, Амсар, Лучек, Кина, Джилихур, Кала, Пилек, Куфа, Хнюх, Киче) и Ахты-чай (с. Хнов и Борч). На территории Азербайджана в XVIII в. основаны рутульские селения Шин, Кайнар, Хырса, Шор-су и Даш-юз. Многие рутульские поселения являются древними по своему происхождению...

Мифопоэтический аспект пространственно-временной системы русской свадебной лирики

Кургузова, Наталия Владимировна — Орел, 2007

Единственной работой, посвященной мифологической семантике образной системы и сюжетах свадебных песен стала монография В.П. Кузнецовой «Причитания в северно-русском свадебном тексте». Основное внимение уделяется мифологическим мотивам (культ умерших, переселению души человека после смерти в растения и птиц и т.д.) в комплексе причитаний...

Мифо-фольклорные традиции в современной бурятской поэзии

Бабкинова, Лидия Валерьевна — Иркутск, 2007

Мифологизм, с одной стороны - характерное явление в литературе XX века и как художественный приём, и как стоящее за этим приёмом мироощущение, но, с другой стороны - это специфическое явление именно для национальной литературы. «Ремифологизация» в бурятской поэзии связана с духовными и творческими поисками поэтов. XX век был отмечен возрождением...

Паремиологические жанры фольклора дагестанских азербайджанцев и народно-афористическая эстетика

Бабаев, Корхмаз Ферманович — Махачкала, 2007

Эпохальные события последних десятилетий, приведшие к этническому л ренессансу и взрыву неофольклоризма на всем постсоветском пространстве, позволили по-новому взглянуть на культурно-историческое прошлое малых народов, высвободить его осмысление из тисков концепции добровольно-насильственной консолидации генетически близких «микроэтносов» вокруг...

Персидская детская устная поэзия иранского Хорасана

Сейед Джавад Расули — Душанбе, 2007

Если общество заинтересовано в том, чтобы способствовать качественному изменению формирующей лгганость культурной среды, оно обязано хорошо ее представить, что возможно при условии целенаправленного ее изучения...