Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы) Специальность ВАК РФ: 10.01.02

Синтез искусств в творчестве В.В. Маяковского: проблемы эстетики и поэтики

Соколова (Мавлина), Татьяна Авангардовна — Саратов, 1992

Вместе с тем ощущается потребность в специальном исследовании многогранного творчества Маяковского в свете проблемы синте-йа искусств, поскольку эта тенденция в искусстве XX века нашла й Маяковском одного из самых ярких выразителей...

Современный армянский рассказ (типология жанра)

Абраамян, Сурен Сергеевич — Ереван, 1992

Современный армянский расскаа в этой плане предоставляем исключительно богатый материал. Внутренние закономерности его , развития, сегодня невозможно понять вне диалектического единства традиционного и новаторского начал, И поскольку жанр - результат исторического развития литературы, то "внутренние сдвиги", в литературной процесса в жанре следует...

Становление жанра романа в казахской и египетской литературах (типологическое исследование)

Аль-Хамиси, Ахмад — Москва, 1992

В этой связи представляется важным проследить путь той или иной литературы к этой вершине, выявить условия и факторы, влиявшие на становление этого жанра, обусловленные как внутренними закономерностями жизни и развития • самой нации, так и внешними воздействиями со стороны более развитых литератур. В данном случае идет речь о казахской и...

Стилевое своеобразие двуязычного творчества Чингиза Айтматова

Айылчиев, Канатбек Асанбекович — Бишкек, 1992

Автуальность проблгчц. )!удокестввнный билингвизм как факт литературного творчества прослеживается уже с раннего средне-вегговьд й странах Западной Европы и Востока. В завистости от многообразия территориальных, зтничзских, политических, йультур-Ш" И НроЧИХ условий данный процесс, безусловно, приобретал спой особенности, В этом етыеле уийкалылм...

Стиль молодой прозы Беларуси 20-х годов и его социокультурная детерминация

Барановская, Марина Константиновна — Минск, 1992

Исследования историко-литературного плана, как правило, содержат характеристику литературы 20-х годов, жанрово-стилевых тен-' денций, художественных особенностей произведений этого периода. Однако, следует заметать, использование названного аспекта предпочтительнее в изучении литературного процесса первого послереволюционного десятилетия, нежели в...

Творческая биография и текстология А.П. Платонова (в художественной лаборатории писателя)

Корниенко, Наталья Васильевна — Москва, 1992

Результаты исследования имеют реальную перспективу их внедрения: 1-х, в подготовке канонического (окончательного) текста как опубликованных, так и неопубликованных произведений Платонова, 2-х, в подготовке научной, биографии писателя, хроники его низка а творчества, 3-х, в прояснении белнх пятен истории русской литературы, советского периода...

Творческая эволюция А.Т. Твардовского (в аспекте поэтических жанров)

Страшнов, Сергей Леонидович — Москва, 1992

Подтачиваются ваноны и изнутри. Появились воспоминания братьев, А.Солженицына, Ф.Абрамова и других о неведомой, нехресто-матийноц Твардовском. Публикуются его собственные письма, дневниковые записи, наконец, стихотворения и.поэма, разруиающие привычные мнения. Даяе западные слависты, числившие поэта сра- -ди тех, "нто имел прочно ортодоксальную...

Творчество К.Фофанова и поэзия раннего русского символизма

Логунова, Галина Николаевна — Москва, 1992

Тема "Творчество К.Фофанова и поэзия раннего русского символизма" предполагает выявление связей творчества русского поэта рубежа веков К.М.Фофанова (1862-1911) с поэзией раннего рус-окого символизма, а такие некоторых общих эстетических принципов русской романтической поэзда конца XIX - начала XX века...

Типология советской политической драмы

Горелова, Наталия Ивановна — Москва, 1992

Политизация драмы в сравнении с другими литературными ; родами отмечена радом особенностей, которые ставят ее в поло-гение эстетического объекта, аккумулирующего основные характерологические черты общего явления. Прежде всего это может быть объяснено резкой конфликтностью драмы как литературного рода, поляризацией сил, что особенно свойственно...

Фантастическое в прозе В. А. Каверина

Бондаренко, Галина Леонидовна — Москва, 1992

Научная новизна исследуемой проблемы состоит в том, что впервые категория фантастического рассматривается как эстетическая категория творчества В.Каверина, определяющая эволюцию писателя. Избранный аспект исследования дает возможность по-новому оценить . не только место, роль и значение данной категории в прозе В.Каверина, но и отдельные...

Философская драма Л. Леонова: проблемы поэтики

Фомина, Татьяна Валентиновна — Москва, 1992

На веем протяжении существования человеческой культур» философия и художественная литература бнлп тесно связанн. Эта связь актуализировалась в кризисные момента история, когда в обществе нарастача потребность понять глубинкш, бнтийннй емнел происходившей смекн эпох и. '* ■ идеологий, найти надекнуэ оиору в вечных, общечеловеческих'ценностях...

Характеры и обстоятельства в русской прозе о деревне (1920-е годы)

Лавров, Валерий Васильевич — Харьков, 1992

В результате этих исследований довольно полз о изучен ряд проблем, связанных с художественным познанием человека. Однако к настоящему времени, когда мы стали располагать значительной суммой фантов, неизвестных ранее, многое в этих тру-дад нуждается в существенной корректировке...

Художественная и историческая правда в повестях М. О. Ауэзова "Лихая година" и "Выстрел на перевале"

Журтбаев, Турсын Кудакелдиевич — Алма-Ата, 1992

В истории муровой культуры, подобные йркты не столь редки. Здесь можно было бы назвать несколько произЕедечий, начиная от "Одиссеи" Гомера и "Шахнамь Фкрдоус* и вплоть до "Доктора 2гва-го" Б.Пастернака, "Конармии" И.Бабеля, "Котлована" и "Чевекгура" А.Платонова.Быга преданы 5абзентаиоамечательнке ¡троизведенкя великого казахского пис'атэлч Мухтара...

Художественное своеобразие сатирической новеллистики М. Зощенко двадцатых годов

Попова, Нелли Вячеславовна — Москва, 1992

Рпдикалышо перемены в попой социальной, впопскгтос.оЛ п духовной згазня, произошедшие в послэднпэ годи, привата к существеннейшим изменениям взглядов па историю советского общества, в тем числе, и на развитие художественной культур!!. В настоящее время происходят обновление многих слояшятахся ранее представлений о процессах развития словесного...

Художественные функции сравнения и метафоры в повестях Чингиза Айтматова

Бакашова, Жылдыз Кемеловна — Бишкек, 1992

Система изобразительно-выразительных средств писателя -это внутреннее единспо и взаимодействие всех языковых кошонен-сов, в своем органическом взаимодействии представляет четыре юдсистемы: (I) обра г ч о-мэ тафорич еская, г.е тропы; (8) лекси-со-фрэзеологическая; (3) художаствэшгая деталь й стилистические щуры; (4) авторская речь...

Художественный мир прозы Фазиля Искандера

Выгон, Наталия Семеновна — Москва, 1992

Творчество Фазиля Искандера на протяжении трех десятилетий вызывает большой интерес отечественной и зарубежной критики. В этот период были опубликованы многочисленные рецензии и критические иссле-' дования, в которых нашли отражение особенности проблематики и поэтики его произведений. Однако проза Искандера, будучи постоянно в фокусе внимания...

Художник и мир в лирических циклах А. Блока 1907-1916 гг.

Горбанева, Анна Ивановна — Москва, 1992

Нкя Александра Блока занимав! одно из виднейших мест в нашей национальной художественной культуре. Творчество поэта оказалось удивительно созвучным нашей эпохе...

"Чевенгур" Андрея Платонова

Вьюгин, Валерий Юрьевич — Санкт-Петербург, 1992

Творчество Андрея Платонова принадлежит тому роду явлений духовной жизни, значение которых выявляется далеко не сразу -лишь с течением времени, очень постепенно происходит процесс "приятия" художника, осознаётся масштаб его дарования, оценивается вклад в развитие национальной культуры...

Человек и его судьба в русском рассказе 1960-80-х годов (В. Астафьев, В. Распутин)

Блескун, Людмила Витальевна — Москва, 1992

Анализируя судьбу человека как предмет изображения в рассказе, диссертант приходит к выводу, что открытием В.Шукшина в этом плане было изображение человека, индивидуума в экстремальной ситуации отрыва от деревенской жизни родом, общиной и невозможностью обрести для себя такую ке родовую защищенность в ситуации города. Зго приводило к душевному...

Человек и история в творчестве Ю. Домбровского

Яськовска, Регина — Н.Новгород, 1992

Издание к переиздание произведений Ю.Домбровского, публикация новых материалов о его жизни и творчестве, начиная со второй половины 80-х годов, открывает перед исследователями перспективы целостного, многоаспектного изучения творчества, которое не полечило до сях пор достаточного освещения ни в критике, ни на литературоведческом уровне...