Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Традиция сентиментализма в творчестве раннего Л.Н. Толстого

Васильева, Елена Юрьевна — Томск, 2006

В связи с творчеством Толстого возникает проблема преемственности художественных методов, которая остается до сих пор недостаточно освещенной и дискуссионной. В этом аспекте исключительную значимость представляет исследование проблемы сентиментальной традиции в творчестве JI Н. Толстого, сказавшейся отчетливо в самом начале творческого пути в...

Трансформация образа усадьбы в русской поэзии XVIII - первой трети XIX веков

Густова, Людмила Ивановна — Псков, 2006

Научную новизну работы составляет впервые предпринятое исследование феномена «усадебная поэзия». Прослеживаются закономерности его сущностного становления на уровне поэтологических...

Феномен праведничества в художественной картине мира Л.Н. Толстого

Тарасов, Андрей Борисович — Москва, 2006

Абсолютно ясно, что JI. Н. Толстой как одна из самых авторитетных и знаковых фигур русской и мировой культуры требует специального внимания и тщательного изучения именно в указанном аспекте. Выработка полноценной научной концепции истории русской литературы возможна лишь с учетом духовного и собственно писательского опыта Толстого...

Феномен финальной книги в русской прозе XX века

Кириллова, Ирина Владимировна — Екатеринбург, 2006

В основу разграничения кладутся два разнородных принципа: изменения, возникающие при развитии творческой индивидуальности и поэтического мира, и маркеры, относящиеся не столько к биографии самого писателя, сколько к внешним событиям. На этом основании разграничиваются, например, до- и пореволюционная лирика В. Маяковского или А. Блока, возникают...

Философия природы Н.В. Гоголя и поэтика природоописаний в его прозе

Тулякова, Елена Ивановна — Томск, 2006

Объект исследования в данной работе составляет, во-первых, художественная проза Н. В. Гоголя (три цикла повестей: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повесга»; поэма «Мертвые души»); во-вторых, эстетические работы писателя («Книга всякой всячины», ранние статьи /1831 - 1833 гтД статьи из сборника «Арабески» (1835г...

Философская критика 90-х годов XIX века

Зверева, Юлия Владимировна — Пермь, 2006

Современный исследователь Е.К. Созина также отмечает в России 90-х годов зарождение литературной критики нового типа, с акцентированным в ней философским началом: «В трудах Волынского и Мережковского как раз осуществляется поиск и «закладка» новых, общечеловеческих критериев оценки произведений. Рождалась та герменевтическая система координат...

Философские и эстетические основы поэтики Даниила Хармса

Токарев, Дмитрий Викторович — Санкт-Петербург, 2006

На настоящий момент в России издано несколько книг, посвященных творчеству Хармса: в первой из них, монографии швейцарского слависта Жана-Филиппа Жаккара (оригинал вышел в 1991 году2, русский перевод - в 1995), скрупулезно воссоздается контекст эпохи, прослеживаются связи между поэтикой Хармса и наследием его предшественников по авангардному...

Философско-эстетическая концепция и ее интертекстуальная реализация в прозе Н. Гумилёва

Грачева, Диана Сергеевна — Воронеж, 2006

В работе использованы историко-литературный с элементами биографического, системно-типологический, сравнительно-исторический и герменев-тико-интерпретационный методы, а также метод интертекстуального анализа текста...

Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров. Духовно-творческий диалог

Гачева, Анастасия Георгиевна — Москва, 2006

Достоевский и Федоров стояли на общей религиозно-философской платформе. Оба были одушевлены идеалом деятельного, творческого христианства, стремлением к христианизации жизни, преодолению разрыва между храмовым и внехрамовым, между церковью и миром, между верой, знанием, творчеством. У обоих была сильна вера в человека, но не в самоопорного...

Фольклорная образность в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"

Минюхина, Елена Анатольевна — Вологда, 2006

Фольклорная образность, являясь смысло- и формообразующей составляющей понятия фольклоризм, определяется спецификой авторского восприятия устного народного творчества и реализуется на следующих уровнях: аксиологическом, идейно-тематическом, композиционном, персонажном, языковом. Это совокупность образов устной поэзии, ассимилированных...

Фольклорно-этнографическая основа творчества Н.С. Соханской

Лебедева, Светлана Николаевна — Тверь, 2006

По своим идейным убеждениям Соханская была близка славянофилам, их мнения по многих вопросам совпадали, однако писательница, следуя совету Плетнева «не примыкать ни к какой партии», не примкнула к этому течению...

Фольклорные пространственные мотивы в прозе Л. Леонова ("Русский лес") и А. Солженицына ("Матренин двор")

Фатеев, Дмитрий Николаевич — Москва, 2006

Связующим звеном между литературой первой половины XX века, вернее, той частью её авторов, которые обращались к народному творчеству, и произведениями начала XXI века являются «Русский лес» JT. М. Леонова (1953 г.) и «Матрёнин двор» А. И. Солженицына (1959 г.). Оба названных произведения опираются на живое народное слово, большую роль в них играет...

Фольклорные традиции в творчестве К.Д. Воробьева

Симоненко, Юлия Игоревна — Курск, 2006

Анализ творчества курского писателя К.Д. Воробьева в аспекте фольклорной традиции является частным исследованием в рамках заданной теоретической проблемы...

Формирование мусульманского текста русской литературы в поэтике русского романтизма 1820-1830-х годов

Алексеев, Павел Викторович — Томск, 2006

Методология изучения подобных семиотических механизмов легла в основу нашего исследования: называя мусульманским текстом русской литературы синтетический сверхтекст, сформированный усилиями десятков авторов русской литературы в 20—30-е годы XIX века, и состоящий из отдельных художественных текстов, как единство художественного целого из отдельных...

Формы выражения авторского сознания в драматургии Н.В. Гоголя

Таумов, Ирбулат Джуламанович — Самара, 2006

Литература о Гоголе огромна. Тот богатый фонд научных знаний и методов, анализов и интерпретаций, с которыми должен иметь дело современный исследователь Гоголя, «обязывает к вдумчивому освоению самой историей исследования предмета, но не меньшую ответственность налагает на нас текст Гоголя как последняя инстанция любой интерпретации и любого...

Функционирование категории вещи в поэзии постсимволизма

Щедракова, Ольга Николаевна — Москва, 2006

Парадоксальность сложившейся ситуации заключается в том, что практически никому из литературоведов при анализе сферы образности того или иного автора не удавалось избежать упоминания о специфике авторского воплощения вещи. В результате мы имеем уникальную историю вопроса - на уровне отрывочных замечаний и упоминаний. Она рискует превратиться в...

Христианские основы мировосприятия и изображения героя в произведениях Ф.М. Достоевского

Кунильский, Андрей Евгеньевич — Петрозаводск, 2006

К сожалению, долгое время критикам, литературоведам недоставало этого доверительного отношения к миру Достоевского. Сказывались и идейные расхождения с писателем и, может быть, неготовность (эстетическая, философская) к его адекватному восприятию...

Художественная аксиология новокрестьянской поэзии первой трети XX века

Фролова, Анна Васильевна — Воронеж, 2006

В этом тематическом определении легко различима сословная, классовая составляющая, свойственная революционной эпохе ("крестьянская" - "пролетарская" литература), политизированная ориентация которой сохранялась едва ли не на протяжении всего XX века. Мы хотим обратить внимание на первую часть термина "ново-", смысл которой представляется более...

Художественная антропология Ф.Сологуба

Боснак, Дмитрий Владиславович — Нижний Новгород, 2006

На наш взгляд, контекстуальные исследования, берущие за основу видение сологубовского творчества извне - из литературного, философского, мифологического, биографического и др. контекстов, - должны быть дополнены исследованием внутренней структуры произведений автора...

Художественная баталистика в русской литературе второй половины XIX века

Малышев, Алексей Александрович — Тверь, 2006

Русская художественная баталистика зародилась еще в средневековье, отразив военную историю Руси, а вместе с тем и русский национальный характер, и русскую философию истории, и определенные литературные традиции.1 В XIX столетии «летописцы» отечественной истории засвидетельствовали множество военных конфликтов, в которых Россия принимала...