Диссертации по филологии, автореферат и диссертация на тему Русская литература Специальность ВАК РФ: 10.01.01

Смыслы и формы "новой драмы" в истории русской драматургии конца XIX - начала XX века

Страшкова, Ольга Константиновна — Ставрополь, 2006

Современная открытость текстового пространства «серебряного века» позволяет исследовать глубинные философско-содержательные и структурные единицы каждого, даже несфокусированного, неочевидного явления, актуализировать все формы составляющей «картины мира». Закодированная столетие назад в модели НД, она (эта картина) вследствие имманентного...

Сны и видения в повестях и рассказах И.С. Тургенева

Дедюхина, Ольга Владимировна — Москва, 2006

И современные исследователи по-прежнему стремятся определить черты тождества между сновидением и искусством. «С точки зрения сознания человека, - пишет В.М. Розин, - у искусства и сновидения единая основа -событийная. Видя сон, погружаясь в произведение искусства, мы проживаем определенные события, которые осмысляются как относящиеся к особым...

Современная русская литература

Иванова, Наталия Борисовна — Санкт-Петербург, 2006

...

"Современник" А.С. Пушкина как единый текст

Фрик, Татьяна Борисовна — Томск, 2006

Уникальность «Современника» обусловлена особенностью вынужденно заданной формы - ежегодный четырехтомный журнал, - за счет чего неизбежно возросла его концептуальность. Издатель стремился компенсировать редкую периодичность особым подходом к наполнению номеров, что способствовало концентрации в каждом номере злободневных...

Соотношение канонического и неканонического в системе лирических жанров 1880-1890-х годов

Завьялова, Елена Евгеньевна — Астрахань, 2006

С.А. Венгерова). Эпоха 1880-1890-х годов последовательно характеризуется в издании как «унылая пора одной только ликвидации, лишённой зиждущих начал» [408, с. 33], «сугубо тяжёлая и беспросветная» [408, с. 282...

Соотношение лирического и эпического начал в поэмах Александра Блока

И Мен Хен — Москва, 2006

Творчество Блока в своём юношеском периоде не знало такого сильного стремления к «эпосу», каким оно стало в его поэзии позднейшего времени. Хотя и в ранний период творческой жизни поэтом были сделаны попытки создания эпической формы — поэмы. Так, например, поэма «Её прибытие» (1906) отражает впечатления от первой русской революции. Пройдя период...

Специфика дневниковой формы повествования в прозе М.Пришвина

Колядина, Анна Михайловна — Самара, 2006

Проблемы, связанные с жанровой спецификой художественно-документальной литературы, до сих пор окончательно не решены. Хотя термин прочно вошел в научный обиход, понятие не определено теоретически и часто противоречиво, поскольку документальность иногда трактуется как достоверность и противопоставляется художественности как результату вымысла...

Специфика инверсирования русской волшебной сказки в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго"

Буров, Сергей Глебович — Армавир, 2006

Стремление писателя ввести в историю каждую «мелочь» сказалось в ДЖ тем, что любая деталь прочитывается во множестве кодов, которые тем самым оказываются внутренне связаны. Желание изобразить «существованья ткань сквозную» стало творческим ответом как на «конец литературы», так и на практику литературы официальной, разрешенной. Множественность...

Средства создания характера в рассказах Л. Улицкой

Сунь Чао — Москва, 2006

Несмотря на полученное Л.Улицкой признание, её творчество, за исключением «Сонечки», «Медеи и её детей» и «Казуса Кукоцкого», которым посвящено немало литературоведческие работ, остаётся недостаточно исследованным с художественной точки зрения. Полемика вокруг произведений Л.Улицкой, сопровождающая писательницу с самых первых публикаций...

Становление и развитие жанра романа в русской литературе 70-80-х годов XVIII века

Дзюба, Елена Марковна — Нижний Новгород, 2006

Особый статус художественному миру этих сочинений придает фольклорная образная система (отвечает за динамику действия - развитие сюжета) и славянская мифологическая образность, возникающая как в самом тексте сочинения (выполняет, например, роль образа-детали), так и в виде авторского комментария (обильные подстрочные сноски, воспринимаемые и...

Становление художественного историзма в русской литературе XVIII века

Петров, Алексей Владимирович — Москва, 2006

Б. Другое очевидное противоречие: теория прогресса человеческого духа (разума), усвоенная через Гегеля марксистским историзмом и примененная им к социально-экономическому развитию, есть порождение европейских (французских прежде всего) просветителей 2-й половины XVIII в. Положенная в основу большинства определений и описаний пушкинского историзма...

Стиль лирики иеромонаха Романа

Барышникова, Ирина Юрьевна — Москва, 2006

Луцевич Л.Ф. Псалтирь в русской поэзии. СПб., 2002; Прохватилова O.A. Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи. Волгоград, 1999...

Стихия игры в творчестве Ф.М. Достоевского

Зайцев, Роман Борисович — Иваново, 2006

Впервые отметил присутствие игры в произведениях Достоевского представитель народнической публицистики, социолог, критик и беллетрист Н.К.Михайловский. Его статья «Жестокий талант» (1884) вызвала немало дискуссий среди рядовых читателей и специалистов, чем, несомненно, отразила реакцию на Достоевского целого поколения современников, а также...

Структура диалога в драматургии Н.В. Гоголя

Виноградская, Наталия Леонидовна — Москва, 2006

Материал исследования включает в себя также образцы европейской и ^ русской комедии - в первую очередь те, которые реализуют, более или менее точно, традиционную сюжетную схему, восходящую еще к паллиате6. Другим критерием отбора материала послужило изображение традиционных типов (масок, амплуа) или их вариаций, сопоставимых с гоголевскими...

Танец как предмет изображения в литературе русского модернизма

Удянская, Ирина Фёдоровна — Москва, 2006

Эта общая тенденция объясняется пристальным вниманием ученых к проблеме синтеза искусств, - проблеме, активно обсуждавшейся на рубеже XIX-XX веков деятелями литературы и искусства. Для поэтов и писателей того времени использование специфических приемов и средств, характерных для художественной системы другого вида искусства, стало важным элементом...

Творческая деятельность Д.П. Ознобишина

Иванова, Татьяна Федоровна — Чебоксары, 2006

В 1827 году Раич и Ознобишин выпустили альманах «Северная лира». В него вошли произведения самих издателей, членов «Общества друзей». В рецензии на альманах Александр Сергеевич Пушкин заметил, что господину Ознобишину «не должно было бы. переводить Андрея Шенье» [338, С. 303]. Вряд ли можно однозначно квалифицировать это суждение Пушкина как...

Творческая индивидуальность М.С. Досова (1887-1938) в историко-культурном контексте

Сорокин, Алексей Игоревич — Самара, 2006

В сходном направлении двигалась и исследовательская мысль Ю.М.Лотмана, который «видел историю литературы не плоско, а объемно, не только великих, определявших литературный процесс, но и авторов второго ряда. За ними - литераторов третьестепенных, а за ними - и тех, кто сливался с фоном, поэтому не осуществившихся или совсем уж дилетантов». И...

Творческая история "Записок охотника" И.С. Тургенева

Лукина, Валентина Александровна — Санкт-Петербург, 2006

Несколько десятилетий спустя, отметив уже 150-летие «Записок охотника», мы все еще вынуждены говорить о том, что наши знания о произведении, с которого началась всемирная слава писателя, насчитывают значительное количество «белых пятен...

Творческая эволюция М.И. Цветаевой: онтология, концепция личности

Макашева, Салтанат Жолдасбековна — Москва, 2006

Биографический подход перерос в психологическое (С. Полякова, 1982) и психоаналитическое (JI. Фейлер, 1989) направления анализа. Исследователи шли от биографических фактов к постижению художественного мира цветаевских произведений, к реконструкции творческой психологии их создателя. Психоаналитические трактовки оказались некорректными по отношению...

Творческий портрет Н.А. Полевого в литературных воспоминаниях 1850-х - начала 1860-х годов

Гусакова, Ольга Яковлевна — Саратов, 2006

Деятельность Н.А. Полевого в «Московском телеграфе» в большой степени соответствовала тому пониманию смысла деятельности русских просветителей 30-х годов, о котором Чернышевский говорит в «Очерках»: они должны были «пробудить общество от слишком долгого навыка ко сну», указать ему путь деятельности, стать для него «авторитетами добра и истины...